Николаевский трамвай - без стеклянных окон, без исправных дверей, но все же, полна горница пожилых людей

Прочитали: 10498

wet

Если хотите, так посмотрите. Картина эта – Николаевский трамвай. Куда ты прешься мне на ноги! Медведь ты, что ли из берлоги?

 В. Качурин.

kgyНиколаев, шестидесятые годы прошлого века

Не за горой у николаевского трамвая юбилей – 100 лет! Он не молод, но храбр, железно-устойчив, истрепан жизнью, немного позабыт и меланхоличен. Все эти качества, как под копирку, можно отнести и к главному его обитателю – николаевскому пенсионеру!

lhПрадед современного трамвая

«Страшна не смерть, а старость», - переживал Гоголь. 

И на самом деле трамвайная николаевская душа - одна их самых печалящих субстанций города, наводящая не просто грусть, а и чувство безнадежности, скорби и безысходности. И вполне логично представить себе после взаимодействия с трамвайной средой наличие всего одного маршрута в городе - со старого кладбища на новое.

sdgfНе просто стар! Супер-стар!

Переживший почти век, наш николаевский Трамвай не так  прост, как кажется, и звенит! Провода его медные! Хитрый немец, отступающий во время Великой отечественной войны, решил даже прикарманить этот металл, но успел довезти его лишь до Одессы. Там «наши» настигли грабителей и все повезли обратно.

hkЭлегантный предок

Не прост был и остается его управляющий! В 1915 году если трамвай ломался, вагоновожатый вылезал на его крышу и махал флажком до тех пор, пока смотритель из здания,  находящегося на «пяти углах» (нынче занятое банком «Аваль») не заметит, и не пошлет на помощь. Кто был автором идеи использовать старые рельсы, обновляемые в тридцатых годах в качестве электрических столбов? Явно человек не равнодушный к трамваям. Сегодня такие столбы до сих пор встречаются в городе.  Исходя же из состояния сегодняшнего николаевского трамвая, равнодушие особенно ощутимо.

кенИ политика тут не причем

Только в Николаеве существовала особенность именовать номер трамвая «маркой». Правда, эта деталь находиться в стадии вымирания, но есть еще старожилы, которые щурясь, возьмут, да спросят: «А какая марка у этого трамвая?».  Этимология слова такова: дореволюционные билеты выглядели как марки с рамкой из зубчиков, и имели буквы, которые обозначали вид билета, это был либо гражданский, либо студенческий билет. Кондукторы справлялись: «Уважаемый, какая у вас марка?». Так слово за слово, сокращение за упрощением и в конечном итоге номер трамвая стал называться «маркой».

пршл

гшд "Очумелые ручки". Все в дело!

Сегодня николаевское «трамвайничество» переживает непростые времена. Медленно тарахтя, добирается оно из последних сил не только до следующей остановки, но и до долгожданных перемен.

олд

 «Niklife» поставил перед собой задачу разузнать о состоянии и настроении николаевского трамвая, проведать его и, если повезет, проглотить счастливый билетик.

прл

Маршрут №1 обещает доставить с Широкой Балки до Яхт-клуба. Опять-таки, если повезет.

нгВ жизни, как и в трамвайном путешествии: главное - не финиш, а участие


про

кег"Ключи" от тайны, где находится остановка. Посторонним вход з!

Улица Корабелов - загадочная улица, потому что каждая остановка на ней - это загадка, разгадать которую составляет немалый труд. Но те, кому нужно, ориентируются на подсказки - условные места ожидания. С этих мест заждавшиеся пассажиры попадают в другое ошеломляющее место! Закачаешься! От чего только, выяснишь не сразу - либо от головокружительного духа паленой резины, либо от трамвайного «паралича», из-за которого передвижение по салону требует наличия особого мастерства. И только тренированный пассажир может в этом преуспеть. Может, поэтому за весь проезд от Широкой Балки до Яхт-клуба ни один кондуктор замечен не был. Да и кого ему, собственно, ревизовать. За весь «вояж» на глаза «Niklife» не попался даже ни один представитель студенчества, практически весь контингент  - люди пенсионного возраста.

нглшПросторы для обозрения

eryХорошее позади!

ролд 

Хотя молодому человеку, разжижающему свое бытие в тепличных водах интернета, выращенному в хороших условиях и внемлющему клубную культуру, весьма полезно посвятить «правде жизни» час своего времени. Вот «Niklife», в частности,  за час удалось изведать про то, что сейчас «рыбная» неделя, что мэр Чайка на жалобы пенсионеров, что маршрут «7» ездит редко, предложил пользоваться «единичкой», что они и делают.

нгл

gkПенсионер! Надоело ездить на трамваях - бери кредит на авто!

Особые эмоции у пассажиров вызывают три самых популярных наболевших темы: погода, Юля Тимошенко и состояние здоровья. Все три темы колоритно обсуждаются и осуждаются. Причины возникновения этих трех проблем, как и аргументация пассажиров, мало чем отличительна.  А все в конечном итоге сходиться к тому, что пенсии дико малы, и прожить на них не возможно. 

олд 

- Мы тоже не довольны состоянием трамваев. Очень трясет, и сидеть неудобно. Хотя сидеть не приходится, обязательно кто-то палкой сгонит, - жалуются школьники.

про 

- Этот маршрут мало популярен, и слава Богу. Летом очень удобно на пляж ездить с подругой. Сегодня в этом трамвае я встретила своего старого друга, и мы договорились завтра снова встретиться и поехать вместе в Яхт-клуб, - смущается пенсионерка.

паор

На самом деле находиться в вагоне сложно, требуется терпение. Состояние его совершенно неприглядное, заброшенное и убогое. Окна застеклены  не везде. Дверь задняя не работает, в углу лужа, которая часто встречаема в грязных лифтах и подъездах. А присутствие некоторых пассажиров может навредить и без того чахлому здоровью остальных наличествующих.

апо 

«Николаевэлектротранс» и так живет не припеваючи! То провода украдут, то стрелочные переводы. Действия мошенников скорее напоминают не человеческие, а НЛО-проделки!  Достаточно сложно себе представить, что можно украсть провод под напряжением 400 вольт, незаметно перепилить рельсы и все это так же невзначай утащить! Мэр Владимир Чайка, охарактеризовал это явление вообще террористическим актом.

апро 

А вот многие пассажиры считают террористическим фактом подорожание проезда до стоимости одной гривны. Не смотря на проблемы, немало говориться о том, что «Николаевэлектротранс» медленно встает с колен. Смена руководителя, сокращение персонала, все это обещает принести положительные перемены.

родСвежий взгляд изнутри

Но вот точно, что восстановлению не подлежит – это доверие горожан. Даже километр провода и сотня стрелочных переводов, выкраденных либо НЛО либо террористами не сравниться по значимости с пропажей особого трамвайного романтизма в сердцах жителей нашего города. Настроение, например, «вечерних трамвайчиков», в которых можно прогуляться по городу, рассмотреть его не спеша и с удовольствием, как хороший журнал...

енгЗдесь можно приобрести путевку на аттракцион – «1»

енг

паоТем для обсуждения всегда хватает

Но иногда и по рельсам николаевского трамвая проезжает трактор чаще это бывает перед выборами! В эти дни трамвай преображается в новые краски. Новые, но всем известные их сочетания! Например, сине-голубой! Иногда, чтоб «разбавить кровь», в семейство николаевского трамвая привозят новичков из другого города. Например, из Днепропетровска. Но в целом и в общем, внедрения одного новичка, совершенно не влияет на общее состояние стаи наших трамваев!

dcПутешествие В. Чайки в трамвае

 Хорошо, что наши чиновники путешествует в них только по трамвайным праздникам! На работу они приезжали бы значительно позже, настроения привозили бы испорченное. А может и плохо, так как проблемы народа тогда были бы им тщательней донесены и ощутимы.

                                                                     По материалам: "NikLife" bazar.nikolaev.ua 

Фото: "NikLife", bazar.nikolaev.ua, wikipedia.

Таня Грачева