Николаев: остатки былого величия целой эпохи судостроения

Прочитали: 19390

нгш

Николаев был центром кораблестроения Российской империи и Советского Союза. Здесь делали рыболовецкие суда, ракетные катера, танкеры, крейсеры, подводные лодки и все советские авианосцы. На то, что сейчас происходит с городом, посмотрел Дмитрий Ларченко.

Сейчас в Николаеве тихо. Заводы стоят. Их собственники и руководство, судя по местным газетам, меняются раз в год, причем не без рейдерских захватов и попыток банкротства. Персонал каждого предприятия сократили в 10-20 раз. Оборудование и детали для кораблей - а на заводах были огромные склады - последние 20 лет исправно продавали по цене металлолома. Достроечную палубу для авианосцев превратили в зернохранилище.

нгшНиколаевские корабелы были гордостью всего города, а сегодня остались лишь только в песнях градоначальников...

Руководство предприятий утверждает, что еще чуть-чуть - и придут заказы, заводы заработают, и вернется счастье. На деле - бывшие специалисты ушли на пенсию, разъехались либо спиваются. В городе - неосвещенные дворы, ужасные дороги, а канализационные люки растащили на металлолом - некоторые коллекторы закрывают бетонными глыбами, а некоторые так и остались ловушками для пешеходов и водителей. О славном прошлом напоминают лишь возвышающийся над городом стапель Черноморского завода, где строили авианосцы, да уже 20 лет стоящий у причала Завода имени 61 коммунара недостроенный флагман украинского флота - крейсер "Украина", которого недавно лишили названия.

проВместе с недостроенным крейсером "Украина" медленно погибает завод и покрывается ржавчиной украинское судостроение...

О том, что было и что случилось с судостроением в Николаеве, со журналистами согласились поговорить три специалиста. Один, Юрий Каменецкий, в советское время возглавлял конструкторское бюро “Черноморсудопроект”; другой, Валерий Бабич, курировал постройку авианосцев на Черноморском заводе; третий, Виктор Ажищев, занимался автоматизацией производства в НИИ "Центр". Сейчас ни один из них по специальности не работает.

hjkГороду было над чем гордиться...

Юрий Каменецкий рос в Днепропетровске, в детские годы - сразу после войны - дружил с сыном тогдашнего первого секретаря обкома партии Леонида Брежнева, занимался парусным спортом. "Я шизанутый был на кораблях", - вспоминает он. Потому и поехал учиться судостроению в Николаев. На Черноморском заводе он работал с конца 50-х, четверть века был главным инженером и директором КБ "Черноморсудопроект". Среди его проектов - суда типа "Витус Беринг" (гибрид транспортного судна и ледокола), вертолетоносцы проекта 10200 (корабль должен был напоминать пресловутый "Мистраль"), корабль космической связи "Академик Сергей Королев" (для лунной программы).

Читайте также: К чему ведут николаевские дороги?

Несмотря на все недостатки, связанные с плановой экономикой, Каменецкий считает советское судостроение вполне конкурентноспособным. Оно было частью единого промышленного комплекса страны и работало, по сути, как закрытая система. Все комплектующие производились внутри страны.

hjkМногие ученые уже давно переквалифицировались, уехали за границу или не работают по специальности

Благодаря низкой себестоимости "Судоимпорт" продавал советские суда на мировом рынке по заниженным на 20-30 процентов ценам (приблизительная оценка Каменецкого). Государство от этого получало твердую валюту, завод-производитель - небольшие отчисления, на которые можно было купить, например, автобусы или калькуляторы. Тех же калькуляторов можно было закупить больше, чем нужно, лишние отдать в обком - и иметь с ним потом хорошие отношения.

Читайте также:Николаевская архитектура канула в лету, так и не родившись

Было во всем этом что-то диковатое, вопиюще неестественное: строили какие-то суда, которые оказывались никому не нужны, из не самых высококачественных комплектующих, продавали их по абы каким ценам, и никто, в общем, не был заинтересован ни в снижении издержек, ни в повышении качества - а зачем, когда оно и так всё вроде бы работает? В конкурентной среде такие предприятия загнулись моментально.

пролГород, чье предназначение ныне утрачено, не способен восстановить свои мощности

В НИИ "Центр", который занимался автоматизацией конструкторской работы, логистики и производства, в советские времена работали 1200 человек, а над последним проектом в 2009 году - 15. Сейчас работу прекратили совсем, техника стоит, наработки лежат невостребованные. Ведущий программист второй год сидит на проходной охранником.

Читайте также: Семь чудес Николаева! Ну, и начудили же!

Валерий Бабич, который участвовал в создании всех советских авианосцев, ныне со вздохом признает всю эту программу довольно неоднозначной. Собственно говоря, эти корабли - "Киев", "Минск", "Новороссийск", "Адмирал Горшков", "Адмирал Кузнецов" - не авианосцы, а тяжелые авианесущие крейсера, которые, во-первых, намного меньше "настоящих" американских авианосцев (по водоизмещению - раза в два), а во-вторых, были гораздо серьезнее вооружены.

проМногие авианосцы, построенные в Николаеве успешно бороздят океаны под знаменами друг государств

В СССР еще в 70-е годах было два проекта полноценного авианосца - 1160 и 1153 (оба они назывались “Орел”). Невское конструкторское бюро было готово завершить этот проект, Черноморский завод был готов этот корабль построить, но Устинов - тогдашний министр обороны, посчитал, что мы должны соперничать с американцами другим путем. Эти корабли, как он посчитал, строить будет слишком долго и сложно. Поэтому решено было вместо них создавать  "маленькие" авианосцы с самолетами "Як" вертикального или укороченного взлета и посадки.

Читайте также: «Город корабелов», созданный одним человеком, канул в лету «стараниями» потомков

Получилось так, что эти самолеты, которые тратили огромное количество топлива на взлет, уступали обычным "МиГам" и "Су" и по дальности, и по грузоподъемности. То есть фактически не могли решать боевых задач. И, конечно, надо было, говорит Бабич, сразу, как это стало понятно, переориентироваться и делать корабль для палубных версий Су-27 и МиГ-29. Такое решение Устинов принял лишь за два года до смерти. Тогда в Николаеве начали строить нынешний флагман российского флота "Адмирал Кузнецов", а потом заложили так и не сошедший со стапеля атомный авианосец "Ульяновск". По похожему проекту в России переделывают и авианосец "Адмирал Горшков", который через год должен войти в состав индийского флота под именем "Викрамадитья".

ролСегодня завод "ЧСЗ", который когда-то насчитывал 20 тысяч рабочих, дробится и обрастает зернохранилищами

Принимать верные решения, говорит Бабич, гораздо проще, когда работа идет не в рамках плановой системы, а есть конкуренция. Например, в США, когда военные ставят задачу, проекты готовят сразу несколько конструкторских бюро. И, потратив денег на "лишние" разработки, правительство получает действительно хороший результат.

Читайте также: Люк-арт: новое уличное течение в искусстве, сделаное руками ЖКХ

Когда развалился Союз, Россия полностью рассчиталась за все корабли, что строили на Черноморском заводе. Тогда на достройке стоял авианосец "Варяг", атомный "Ульяновск" стоял на стапеле, и также достраивалась плавбаза атомных лодок проекта 2020.

апро

Россия не просто за все рассчиталась, но и покрыла расходы с учетом инфляционных потерь, которые к тому времени составили 100 миллионов рублей. Одновременно с этим Украина вела переговоры с норвежцами о том, чтобы построить для них несколько танкеров-панамаксов (так называют суда с наибольшими габаритами, способные пройти через Панамский канал). Для того, чтобы в сроки выполнить "норвежский" контракт, заводу нужно было освободить два стапеля - на одном из них как раз стоял корпус "Ульяновска".

Читайте также: В свой профессиональный праздник николаевские реки не совсем в своей тарелке

О том, что делать с кораблем, спрашивали у России - ответа не было. Ну и буквально за месяц было принято решение резать его на металл. Причем технологи посчитали, что и по деньгам, и по срокам (девять месяцев) достройка авианосца до того состояния, когда его можно было бы спустить на воду и законсервировать, была бы такой же, как при распиле.

рол

После того как "Ульяновск" разрезали, четыре года не могли продать металл - тогда в бывших республиках СССР лома был в избытке. А норвежцы, ради которых стапель освобождался, вместе с контрактами испарились. Поговаривают даже, что уничтожение авианосца было диверсией западных спецслужб.

Читайте также: Миссия невыполнима 222. Дню города посвящается

Предшественник "Ульяновска" "Варяг" недостроенным продали Китаю за 20 миллионов долларов. Говорят, могли продать гораздо дороже, если бы в 90-е удалось по-настоящему его законсервировать. На деле же авианосец разворовали.

ролСегодня авианосец "Варяг" - украшение китайского флота

"Ульяновск", кстати, стал последним кораблем, что строился на огромном "нулевом" стапеле Черноморского завода. С тех пор стапель простаивает. Ввести его в строй, если понадобится, будет очень непросто - утрачены уникальные деревянные салазки, по которым корабли спускали на воду. Официальная причина - сгнили. Старожилы завода в это не очень верят - говорят, что сделали все, чтобы сохранить эту высококачественную древесину на многие годы.

Читайте также: Руины Николаева: чем заманить туриста в город!

Иметь авианосцы - это, конечно, очень важно для престижа и международного влияния: одно дело, когда кто-то в Кремле что-то говорит про ситуацию в Ливии или в Сирии, и совсем другое - когда в Средиземное море выходит авианосная группа и, как говорится, "решает вопросы".

ролЗавод "Океан" был объявлен банкротом и снова поменял собственника

Хотя есть и истории с хэппи-эндом. Например, бизнесмен Каха Бендукидзе, позже перешедший на работу в правительство Грузии, купил севастопольское ЦКБ "Коралл". Там занимались плавбуровыми установками для добычи нефти на шельфе. Аналогичное бюро Бендукидзе купил в Америке - и обеспечил отток знаний, налаживание связей с поставщиками. Украинское производство в итоге сохранилось в очень сложное для страны время, когда 100 долларов считались большой зарплатой, и кадры разбегались кто куда.

Читайте также: Ни мистика "парка Петровского", ни разруха "парка Победы" не заставит николаевцев разлюбить эти места

На вопрос, возможно ли полностью восстановить николаевское судостроение, специалисты единодушно отвечают: нет. Кое-как продолжает жить среднетоннажное судостроение, у которого не так все сложно с оборудованием, с автоматизацией. Но на Украине это лишь 20 процентов отрасли. По оценкам Юрия Каменецкого, Украина лет за пять может догнать саму себя 1985 года в области передового крупного судостроения. Но это, во-первых, потребует гигантских денежных вливаний, а во-вторых, мир-то за это время уйдет еще дальше вперед.

ролКадры идущих на работу сотрудников "ЧСЗ" уже стали историей

Ради возрождения рабочих мест заводы имело бы смысл перепрофилировать на изготовление каких-то других крупногабаритных металлических изделий, например, лопастей для ветрогенераторов. Заводские набережные можно превратить в портовые, пустующие цеха - в склады.

Замдиректора НИИ "Центр" Виктор Ажищев с плохо скрываемой яростью рассказывает о таком перепрофилировании - в бывшем цеху завода сварочных систем открыли супермаркет стройматериалов "33 квадратных метра". Каждый новый хозяин, сдав что-то в аренду или открыв магазинчик, говорит: "Ребята, я вот тут создал 20 рабочих мест". Но было-то там 2 тысячи! И все их закрыли...

Фото: strana.lenta.ru