Правдивая история Очакова противоречит тому, что учают в школе

Прочитали: 9289

хх

Нам с детства внушали мысль о непримиримой борьбе турок и украинцев, поэтому меня удивило упоминание о «православном попе Василии», который жил в турецком Очакове. Эту информацию я нашел в книге Аполлона Александровича Скальковского «История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского».

Автор работал чиновником в Одессе и всю жизнь посвятил поискам и расшифровкам казацких архивов.

оо

Я предлагаю читателям самим ознакомиться с донесением казацкого разведчика.

ее

Это фрагмент страницы 360.

щщ

Логично предположить, что если был поп, то была и церковь, в которой он служил. Иначе, какого же черта он там делал среди иноверцев-басурман? И так просто путешествует Василий Кошевенко по «вражеской» территории, приезжает в чужой город - а там все свои. Меня это заинтересовало. Впрочем, книга противоречит всему, чему нас учили в школе.

Позже в мои руки попала другая книга - протоиерея Гавриила Судковского «Краткое историческое описание города Очакова. 1881 год ».

хх

И я снова был удивлен: оказывается, в «турецкой крепости» была не одна церковь, а целых три.

И учтите, это описывает профессионал, военный священник. Тогда получается, что Свято-Никольский собор не переоборудован из мечети, как нас уверяли «ученый чудаки», а был церковью и во времена владычества османов.

шш

Мои друзья, также интересуются историей, подогнали мне качественные фотографии карты-плана Очакова, вероятно 1792 года. Такую датировку объяснили «авторитетные специалисты» и привели аргументы: В период с 1788 до 1792 года проводилась «инвентаризация» завоеванных земель, и план был составлен в это время. Кажущееся местонахождение карты - Центральный Государственный Военно-исторический Архив СССР. Вероятно, он и сейчас так называется, только не СССР, а РФ. Впрочем, это только предположение. Фотографии действительно качественные, можно разобрать почти все надписи.

хх

Ниже я приведу два фрагмента - центральной части и экспликации строений.

хх

Вот, пожалуйста: под номерами 28 и 29 - «российская и греческая церкви». Молдавская, как говорил Г. Судковский, была разрушена во время штурма в 1788 году.

щщ

Вот эти объекты - 28 и 29. Можно предположить, что Свято-Никольский собор - единственное здание в Очакове, сохранившаяся от турок.

хх

Такой вид церковь имела в 1902 году. Все верно: на плане 1792 обозначена даже колокольня, отдельным квадратиком, а пристройки тогда не было. Позже собор перестраивали, и сейчас он выглядит иначе.

жж

На этой панораме начале ХХ века церковь также заметна. Вероятно, ее и строили с таким расчетом, чтобы было видно со всех сторон - и с моря, и с лимана, и с того берега. А потом уже всякие мечети и все остальное, так, синагогу чуть не забыл.

шш

Так собор выглядел летом 1907 года, после установки памятника Суворову. Ничего общего с первоначальным видом. Характерно, что кресты с полумесяцами есть на обоих куполах. Тогда еще помнили полумесяц - символ Константинополя, откуда пришло православие.

дд

В советское время в здании церкви находился военно-исторический музей. Тогда колокольни были уничтожены. Последние несколько лет велась реконструкция, и теперь внешний вид напоминает дореволюционный оригинал. Но полумесяц остался только на одном куполе. 

лл

Современной карты, достойного внимания, к сожалению, я не нашел, поэтому пришлось довольствоваться любительским фотоснимком. Церковь, в нынешнем виде - в центре кадра. В верхнем левом углу - Приморский спуск - остатки единственной улицы, сохранившейся после российской агрессии.

Таким образом, я попытался приоткрыть одну из страниц нашего прошлого, которое настойчиво искажают «доценты с кандидатами». И таких страниц очень много. И мы пытаемся по крупицам, по кирпичику реконструировать нашу историю. Каждый на своем месте. Каждый в меру своих возможностей и способностей.

Автор Горенко К. М.