Гордость Богоявленска осквернили большевики, а возрождали немцы

Прочитали: 6904

богоявленск николаев

Территория современного Корабельного района имеет сакральное значение для жизни всего города Николаева. Еще с древности до нас дошли сведения о существовании христианских храмов в допотемкинской Витовке, а позже - Богоявленске.

богоявленск николаев

Известно, что христианство на этих землях имеет глубокие корни еще с XI века. Собственно в этот исторический период и датируются разрушения кочевниками девичьего монастыря на песчаной косе вблиз Витовки (теперь – территория з-да "Океан").

Дата строительства и освящения церкви Святого Богоявления Господня неизвестны, но в парафиальных метрических книгах есть упоминания, что в 1773 году этот храм еще действовал.

Как известно, земли в устье реки Южный Буг отошли к Российской империи по Кючук-Койнарджинскому мирному договору в 1774 году. Но православная церковь действовала в Витовке задолго до присоединения этих земель к Россие, поэтому к тому времени она уже  успела состариться. По неизвестным причинам храм не сохранился, и вместо него в 1791 году из дерева был построен новый.

богоявленск николаевБогоявленская церковь до перестройки в 1903 г.

богоявленск николаев

Храм Богоявления Господня (современная улица Ольшанцев до октябрьского переворота называлась Зеленая, скверик возле бывшего кинотеатра "Ровесник").

Известно, что еще в 1774 году было начато строительство новой церкви. Но ее очень долго не могли достроить. Дело в том, что камень, который брали из остатков древней башни Витовки, закончился, и из-за нехватки материала строительство пришлось прекратить.

Об этом периоде читаем следующее:

«... Кто-то чужой для села, в 1774 году, взялся строить церковь с не большой стороны крестьян помощью. Церковь еще не была закончена, а башня вся ушла на строительство». (В. И. Григорович Записки антиквара, с. 46).

богоявленск николаев

23 октября 1806 года адмирал Траверзе издал указ о достройке каменной церкви за счет Адмиралтейства. Строительством храма на этот раз руководил поручик Богданович, который заключил соглашение с жителем Богоявленска Исаем Матвеев. Тот обязался со своими рабочими построить каменную церковь из материалов Адмиралтейства за проектом архитектора Ивана Старова. В итоге новый храм был построен и освящен 1 сентября 1806 года.

Также существуют сведения и о другом Богоявленском храме, а именно церкви Св. Захария и Елизаветы. В докладной "О церквях Херсонского уезда за 1811 год" читаем:

«В состоящем при селе Богоявленском Николаевском морском госпитале церковь Св. Захария и Елисаветы с походным антиминсом. Прихожане: никаких не имеется, а находятся в госпитале больные, служители и временное пребывание имеют определенные к госпиталю мед.чины и служители».

богоявленск николаев

Традиционно на антиминсе архиерей делает надпись, церкви какого села или города принадлежит антиминс. Соответственно, когда церковь принадлежала к военному ведомству, название поселения не указывалась, но была надпись - производная. Как следует из объяснения, это была походная церковь, которая действовала при военном госпитале и была предназначена исключительно для нужд больных и медперсонала.

Прошло сто лет, и храм Богоявления Господня своими размерами уже не удовлетворял потребностей прихожан, возникла необходимость в строительстве на его месте новой церкви. Поэтому церковная община начала сбор средств на строительство нового храма. В итоге новый храм торжественно освятили в праздник Богоявления Господня 1910 года.

Величавая многокупольная каменная церковь была построена из белого ракушечника и поражала своим внутренним убранством, где только огромный деревянный резной иконостас, посеребренный с позолотой имел 65 икон. Кроме того внутри висело 93 иконы, остальные 19 - на полотне и 14 - на киотах, а также многие предметы культа, включая три Евангелия в серебряном окладе с позолотой. При церкви также действовала церковно-приходская школа.

богоявленск николаевСемья репрессированного священнослужителя Богоявленской церкви

С приходом к власти большевиков для храмов Богоявленская наступили тяжелые времена - начались реквизиции церковного имущества.

В голодном 1921 год в доме бывшего священника Воронковского открыли столовую. Несмотря на многочисленные поборы церкви новой властью, церковной общине удавалось сохранить свое сокровище до 1935 года, которое было в итоге окончательно реквизировано.

Читаем акт учета изъятых церковных ценностей от 4 октября 1935 года:

«Чаша серебряная водосвятская весом - 1010г, крест позолоченный - 533г, крест серебряный - 135г, звездица - 283г, две лжицы по 71 и 35гг, лампада и лампада с цепями весом в 910 и 1105г, два Евангелия в серебре по 700 и 500г, рама иконы 35г, ризы на икону 320г, икона с серебряной ризой 1000г» (Ганой, Р 8, оп. 1, д. 556 л. 131 - 132).

Все ценные предметы были сданы в Горфинотдел. Как видим, коммунистов больше всего интересовали золотые и серебряные драгоценности, а о исторической, художественной и духовной ценности этих предметов речь вообще не шла.

Постановлением ЦИК СССР от 28 июня 1936 церковь Богоявления Господнего была закрыта. А затем была осквернены, превращена в клуб с танцевальными кружками и художественной самодеятельностью, затем в библиотеку, которая просуществовала до прихода немцев в 1941 г.

Немецкие войска вступили в Октябрьское (в декабре 1938 г. Богоявленск был переименован в с. Октябрьское) 16 августа 1941 года во второй половине дня. При этом, ни в самом Октябрьском, ни в Балабановке никаких боев не было.

Одним из первых решений немецкой администрации было восстановление богослужений в церквях. Поэтому храмы действовали до ухода немцев из Богоявленская вплоть до марта 1944 г.

богоявленск николаевБогоявленская Свято-Духовская церковь (на ул. Торговой, территория бывшей СШ № 47)

Жители Богоявленская в 1886 году обратились к военному губернатору А.Пещурову с разрешением разобрать старые солдатские казармы и остатки госпиталя, а затем использовать камень для возведения новой церкви за средства прихожан.

богоявленск николаев

Львиную долю средств на строительство храма вносили купцы. В то время Богоявленск был известным центром торговли: продавали преимущественно хлеб и скот, да и оборот ярмарок был достаточно увесистым. Так, в 1859 г. на местной ярмарке было реализовано товаров на сумму 5670 руб. В те времена, по традиции, ярмарки проводились дважды в год: на праздник Вознесения Господня и в день Рождества Пресвятой Богородицы.

В итоге такое разрешение было получено, и уже 1887 освятили престол во имя Святого Духа, а в 1894 году закончилось строительство грандиозного трех престольного храма - правый алтарь носил имя Покрова Пресвятой Богородицы, левый - во имя Святого Николая Чудотворца.

богоявленск николаевСтроительство Святодуховской церкви, 60-е годы 19 в.

Свято-Духовская церковь была величественным храмом в Херсонской губернии, общая площадь которого составляла 500 кв.м. с высотой колокольни в 67 м. Золоченый крест высотой 3,5 м венчал верхушку колокольни. Храм имел 24 купола. Внутренняя отделка вызывала восторг, ИА при церкви действовала церковно-приходская школа. Поговаривают, что удары огромного колокола церкви были слышны за двенадцать километров!

богоявленск николаевБогоявленский фонтан на фоне Святодуховской церкви

богоявленск николаевУченики церковно-приходской школы при Святодуховской церкви.1915 год

Две красавицы-церкви действовали до марта 1944 года. Война завершила то, что не успели сделать большевики. По официальной версии, церкви якобы были высадены в воздух немцами при отступлении.

богоявленск николаевКамень с сорванной немцами Cвятодухивськои церкви, сейчас они вынуты из остатков школы № 47

Так печально закончилась история двух величественных сакральных сооружений, которые были гордостью Богоявленска и на строительство которых жители поселка щедро жертвовали свои средства. Возможно из-за того, что церкви как и в целом христианская вера и мораль уничтожались безбожной властью на протяжении семидесяти лет, нам трудно сейчас понять, как поселок, где жили только семь тысяч душ, смог воздвигнуть два величественных храма? Красноречивым была надпись над входом в церковь Святого Духа, по ул Торговой: «Господу Богу от Его даров».

Поэтому были люди, которые жертвовали во славу Божию маленькую частичку материальных благ, которыми он их одаривал. Наши предки придавали большого значения провидения Божьего в их жизни.

По материалам: korabelov.info

Фото Центра "Край" при библиотеке для взрослых № 18

Виктор Мних