За что Одесса должна Николаеву?

Прочитали: 4815

е

Появление на карте мира города Одессы обязано соседнему Николаеву, который воспитал не только ее отцов-основателей, но и стал своеобразным донором, который передал свои лучшие кадры для развития одесской коммерции.

Об этом NikLife рассказал руководитель интернет проекта "Николаевский БазарЪ", краевед и моделист Андрей Шинкаренко.

«Я все время говорю, что Одесса должна Николаеву говорить спасибо и очень сильно. Во-первых, за то, что она есть. Потому что на углу Никольской и Наваринской стоит дом основателя Одессы Дерибаса (Иосиф Паскуаль Доминик де Рибас - NL), он здесь служил, потом основал Одессу, уехал туда, хотел туда даже штаб флота перетащить, но не удалось. Во-вторых, откуда взялись в Одессе евреи? Кто-то когда-то об этом говорил? Нет. Они практически все взялись из Николаева», - говорит краевед.

андрей шинкаренкоАндрей Шинкаренко рассказал, как Николаев лишился коммерции

Как известно, выселение евреев из Николаева началось во времена императорства Николая I, который своими указами ввел целую серию запретов, которые касались всех сторон бытовой жизни иудейского народа.

«Одесса был на то время молодой городок, а Николаев был закрытый военный город. И вот пришла в голову кому-то такая мысль, а почему бы не выселить отсюда евреев. Посчитали, что евреи отбирают все подряды у нас на строительство кораблей, то есть обворовывают флот. И был издан указ царя выселить из Николаева всех евреев. Всех собрали и выселили. А куда их? Они поехали в соседнюю Одессу и там все осели», - говорит Шинкаренко.

оОдесса не сразу строилась. Зато приютила практически всех николаевских евреев

Так, 20 ноября 1829 года вышел императорский указ о выселении всех евреев из Николаева и Севастополя за стоверстную черту оседлости, несмотря на негативную реакцию на это со стороны николаевского губернатора Алексея Грейга. Грейг четыре раза обращался в правительство и лично к царю с просьбой отсрочить высылку евреев из города, так как масштабная программа военного судостроения была «завязана» именно на поставках еврейских купцов. И губернатор не хотел менять проверенных поставщиков леса, металла и парусины. В итоге губернатору удалось отсрочить действие указа, но еврейскую общину из Николаева все равно выселили - в 1837 году адмирал Михаил Лазарев дал две недели на сборы, и в городе не осталось ни одного еврейского торговца, что моментально отразилось на экономике города. Зато преуспевающие на то время купцы перебрались в Одессу.

«После этого в Николаеве наступил практически голод, потому что вся коммерция стала, никто ничем не торгует, строительство кораблей приостановилось. Через два года издается другой указ – купцам-евреям разрешить вернуться в Николаев и начать торговлю. Ну, часть какая-то вернулась, в «серебряный док», он до сих пор есть в 61-м заводе (частная верфь одесского купца Михеля Серебряного, расположенная за Адмиралтейством - NL), но они же уже там осели. Еще через два года еще один указ – теперь уже всем можно вернуться в Николаев. Все, возвращайтесь! А они уже там дома построили, они уже там живут. Уже все. И уже сюда не поехали. И вот теперь Одесса есть, а Николаев теперь ходит и говорит, вот как в Одессе хорошо и красиво. Мы утеряли коммерцию, поэтому весь коммерческий потенциал остался там», - рассказывает краевед.

пНиколаев был закрытым городом, поэтому принудительно выселил всех нехристиан, в особенности евреев

Действительно, после окончания Крымской войны Николаев оказался в тяжелой экономической ситуации. Поэтому чтобы хоть как-то оживить город, правительство своим постановлением от 29 июня 1859 года вновь разрешило селиться здесь купцам-евреям. Кроме того, тогдашний военный губернатор Богдан фон Глазенап даже сумел пролоббировать отдельный указ императора Александра II, который снял все ограничения на проживание евреев в городе. А уже законом от 26 марта 1866 года были окончательно сняты все ограничения на право постоянного проживания в Николаев евреев всех мастей и сословий.

После возвращения в Николаев евреев, они составили около 10% от численности всего николаевского населения. В их руках находилась мелкая и средняя оптовая торговля, строительство военных кораблей. Еврейские купцы успешно конкурировали на хлебном рынке, а иудейские финансисты основывали в Николаеве банки и страховые общества, участвовали в городских проектах по фонарному освещению, озеленению и замощению улиц.

рВ Николаеве сначала остались только купцы, но и тем потом также запретили жить в городе

Однако этот период благотворной экономической и культурной жизни города продлился недолго. Через 40 лет,  в 1903 году был принят «Устав о паспортах», где было четко сказано, что в Николаеве снова водится запрет проживание евреев. Поэтому местные власти в период с 1907 по 1911 гг. предпринимали неоднократные попытки по выселению иудеев и ужесточали порядок получения ими разрешения на временное посещение города. Полная ликвидация такой социальной несправедливости произошла лишь после Февральской революции 1917 года, когда Временное правительство отменило любую дискредитацию по религиозному и национальному признаку. Но, как говорится, это уже никак не помогло нашему городу, время окончательно было потеряно…

Читайте об увлечениях Андрея Шинкаренко в новом номере журнала NL.