В Николаеве презентовали пейзаж Айвазовского с украинским морем пшеницы

Прочитали: 1506

ч

В Николаеве презентовали картину Ивана Айвазовского «Закат солнца в Малороссии» (1863), которую купили в Москве у частного коллекционера.

На данный момент полотно хранится в постоянной экспозиции Очаковского музея маринистической живописи имени Р.Г. Судковского. Но николаевцам повезло вживую увидеть этот шедевр. Демонстрация картины в стенах Николаевского областного музея им. В.В. Верещагина проходит в рамках лекций к 200-летней годовщине со дня рождения легендарного армянина (настоящее имя художника - Ованнес Айвазян).

- Эту работу он написал в 1863 году, а в 1986 году она была приобретена в Москве. Известно, что это полотно присутствовало в 1950 году на выставке работ Айвазовского из частных коллекций…Посмотрите на это огромное поле пшеницы, похожее на море, которое волнуется под легкие дуновением ветра, - подчеркнула ведущая.

я

ч

ы

Отметим, что Айвазовский больше известен, как маринист, поэтому широкая общественность почти не знакома с другой стороной его творчества – пейзажами. Особое место в этом жанре занимает Юг Украины, который вдохновлял художника бескрайними степями, морем пшеницы и флуоресцентными закатами.

- Айвазовский очень любил писать суходольные украинские пейзажи. Когда он ехал из Петербурга в Крым, особенно любил делать здесь остановки. Он воспевал степи, мельницы, наш зерновой край. В то время было очень много чумаков, когда собиралась вереница телег в обозы и они шли за солью. Это была очень длительная, очень долгая дорога. Палящие лучи солнце, морозы, недоедание, они черные, заросшие приезжали домой, как после чумы. И назвали их чумаками. И это коснулось и нашего города. Для того, чтобы пройти обозу через мост, нужно было платить огромную пошлину. И чтобы этого не делать, перед мостом построили соляные склады. Так и назвали этот район «Соляные», - рассказали в музее.

ы

в

я

Да и сам Айвазовский, будучи главным живописцем Главного Морского штаба, не только часто в Николаеве, но и дважды здесь проводил свои передвижные выставки.

- О том, что он здесь был, говорят его работы, которые находится в центральном хранилище музейных фондов в Санкт-Петербурге: «Спуск корабля» (Николаев) и «Вид бухты» (Николаев), написанные в 1846 году. Третья работа с изображением вида Николаева, выполненная в технике серии 1843 года, принадлежит Государственному Русскому музею.

Также известно, что великий «певец моря», как называли Айвазовского современники, дважды встречался в Николаеве с императором Николаем I, сначала для того чтобы вместе совершить поездку в Константинополь. А затем – в Севастополь на одном пароходе.

- Однажды Айвазовский вместе с императором Николаем I был на морской прогулке. И царь вышел на палубу и прокричал: «Айвазовский, я царь земли, а ты – царь моря!». А сам Айвазовский говорил: «Море – моя жизнь», - отметила ведущая.

ф

ы

ф

Напомним, что вниманию николаевцев уже представили картину «Кофейня в Крыму» (1847). Среди остальных работ, которые покажут общественности: «Утро. Морской залив» (1878), «Пушкин на берегу Черного моря» (1887), «Прибой» (1888), «Берег моря. Этюд» (1896), «Парусник» (1899), «Море» и «В гавани» (акварель). При этом, лишь две из них находятся на постоянной экспозиции, остальные – хранятся в запасниках музея.

Организаторы проекта обещают проводить лекции до 17 июля - Дня рождения Айвазовского. Информация о следующих встречах будет размещаться на официальном сайте музея и в социальных сетях.

.

айвазовский закат в малороссии

а

я

ф

ы

Фото: Евгений Гомонюк