Пушкин, Крым и подстилка для оружия: в Николаеве показали знаменитую картину Айвазовского

Прочитали: 1286

В пятницу, 10 марта, в Николаевском областном художественном музее имени Верещагина состоялась третья лекция, посвященная творчеству легендарного художника-мариниста Ивана Айвазовского.

Искусствоведы уже успели рассказать николаевцам о двух картинах (из девяти), которые хранятся музее – «Кофейня в Крыму» и «Закат солнца в Малороссии». На сей раз речь шла о знаменитом полотне «Пушкин на берегу Черного моря». Лекторий вела Лидия Одегова, рассказавшая об истории создания картины, о связи Айвазовского с Пушкиным, а также поведала о страшной судьбе картины во времена Второй мировой войны.

– Тема Айвазовского и Пушкина очень большая. В целом, Айвазовский написал более 10 произведений, где представляет образ Пушкина, при чем это тематические картины, которые посвящены отдельным эпизодам жизни поэта. Данная картина была написана, когда художник отмечал два своих юбилея – 70 лет со дня рождения и 50 лет творческой деятельности. Он представил большую юбилейную выставку, и Академия художеств попросила одну из картин подарить музею Академии – именно эту картину. Айвазовский с радостью откликнулся на их просьбу, для того, чтобы ученики Академии ее копировали. То есть художник сам выделил эту работу как одну из лучших, – говорит работник музея.

По словам искусствоведа, в 1914 году именно музей Академии художеств подарил эту и ряд других картин новосозданному тогда музею Верещагина. При чем, картина «Пушкин на берегу Черного моря» прибыла в Николаев под первым инвентарным номером. Именно с этого полотна началась история огромной коллекции художественных работ музея Верещагина, которая на сегодняшний день насчитывает свыше 13 тысяч полотен.

– В свои юные годы, во течении учебы в Императорской академии художеств, Айвазовский лично познакомился с Пушкиным, во время экспонирования выставки. Пушкин к нему подошел, состоялось знакомство, милая, теплая и дружеская беседа. Пушкин интересовался, как Айвазовскому, южному человеку, живется в северных краях, отметил его талант и с тех пор, как сам Айвазовский говорил, он «заболел Пушкиным».

Лидия Одегова также рассказала о судьбе картины в период Второй мировой войны. Во время оккупации, коллекцию музея не успели эвакуировать, а немцы варварски разграбили ее. Полотно было поспешно вырезано немцами по периметру из рамы, но по неизвестным обстоятельствам, нацисты картину с собой не увезли.

– После освобождения города советскими войсками это полотно находилось на складе трофейного оружия областного военкомата, где служило подстилкой под оружие. Оно было сложено вчетверо и скручено, вследствие чего на нем появились глубокие большие порывы и потертости. В таком ужасном состоянии нашёл картину николаевский художник Петр Степаненко, который сразу же возвратил ее в музей, – рассказала искусствовед.

Следующая лекция по картине «Парусник» художника Ивана Айвазовского состоится в стенах музея Верещагина 24 марта.