Большое кино в маленьком Очакове: на Николаевщине снимают блокбастер про оккупацию Крыма

Прочитали: 4911

Во вторник, 18 апреля, в Очакове стартовали съемки художественного фильма об украинском тральщике «Черкассы» и его верном экипаже, который почти 20 дней держал оборону во время российской оккупации Крыма в 2014 году, но был захвачен при помощи вертолетов и скоростных катеров. Первые кадры фильма не удалось отснять из-за жуткой непогоды, накрывшей Николаевщину – построенные у моря декорации начало сносить в воду штормовым ветром, да и холодный ливень вряд ли входил в планы съемочной группы. 

Поэтому с процессом знакомились «теоретически», во время пресс-конференции, где немного приоткрыли завесу тайны: «Черкассы» по версии создателей – это собирательный образ всех военно-морских сил Украины.

- Через историю тральщика «Черкассы» будем показывать, как менялось мировоззрение обычных моряков, обычных людей, которые были на тот момент в Крыму, и для себя поняли, что такое Родина, что такое присяга и военный долг, - рассказал продюсер фильма Алексей Карпенко. 

 Алексей Карпенко, продюсер фильма

Странно, что никому раньше не пришло в голову снять художественный фильм о текущем военном конфликте в Украине. Вернее, идеи наверняка были, была даже вялая попытка сериала под названием «Гвардия», но все же – настоящим первопроходцем в этом деле стал молодой украинский режиссер, живущий в Польше, Тимур Ященко. Именно его детищу, кинопроекту «Черкассы» посчастливилось стать победителем девятого конкурсного отбора Госкино. Государство оказало поддержку в виде 17 миллионов 341 тысяч 862 гривен. Общий бюджет фильма – ни много, ни мало – почти 40 миллионов гривен. Это, на секундочку, почти полтора миллиона долларов. Бюджет того же «Поводыря» Олеся Санина, к примеру, два миллиона долларов. А у него получилось довольно масштабное эпическое полотно.

Эпический размах обещают и создатели «Черкасс». Довольно смело, если учесть, что для Тимура Ященко это дебют в полнометражном кино. До этого он «набивал руку» на короткометражках артхаусного толка, и даже снял пролог к «Черкассам» - 30-минутный фильм «Лев». Вопросы возникли и у Госкино во время питчинга: один из членов экспертной комиссии отметил, что первая часть сценария, где события происходят в селе, «несколько затянута», и что даже 30 минут завязки для такого фильма – много. А учтут ли пожелания старших коллег режиссер и продюсер, мы увидим уже в кинотеатрах.

Стоит отметить, что Тимур Ященко писал и сценарий фильма в соавторстве с Робертом Квильманом. По его словам, работа продолжалась целых два с половиной года. Поэтому, если честно, мне как заядлому киноману хотелось бы увидеть нечто большее, чем шаблонное раскрытие абстрактных тем Родины и Долга. И режиссер обещает, что в картине будет «второе дно». Исторические события взяты лишь за основу, все остальное – художественная интерпретация. Фильм расскажет о Мише и Льве, пареньках из сельской местности, которые по разным причинам оказались на военном корабле «Черкассы», но военная драма будет переплетаться с древнегреческими мифологическими мотивами.   

- Этот фильм вдохновлен реальными событиями. Не основан на них. Семьдесят процентов фильма – это выдуманная история, выдуманные персонажи, мифология, - рассказал Ященко. - Это собирательный образ военно-морских сил Украины, просто такое имя собственное – «Черкассы» - потому что я сам из Черкасс, и меня это лично зацепило. Что они там, на тральщике, как 300 спартанцев. Для меня это мифологическая история. Я не хочу называть этот фильм оружием в информационной войне. Я хочу запечатлеть, как мои лично не 300, а 30 спартанцев меняются, как они защищают корабль.

В личной беседе режиссер поведал, что в картине будет много отсылок к древнегреческим мифам, которые разбирающиеся обязательно оценят. Если найдут. Рассуждая об этом, да еще и вспоминая кадры из просмотренного тизера к прологу «Лев» с мрачными героями, бесстрастными, как кирпич, понимаю, что от «Черкасс» пока что отчетливо веет тем же арт-хаусом, потому что эти философские планы явно «не для всех». Хочу ошибиться, но боюсь, как бы не случилась история, схожая с «Утомленными солнцем-2» Михалкова, где художественная интерпретация Второй мировой уж сильно отбилась от рук, а аллегории были слишком абсурдны.   

В процессе создания сценария авторы очень много общались с матросами тральщика, а главным консультантом был, конечно же, капитан корабля Юрий Федаш. Несмотря на предательство многих коллег, он и его команда не приняли российский ультиматум, не изменили присяге и не сошли на берег, а продолжали героически обороняться, оставаясь единственным военным кораблем под украинским флагом на заблокированном озере Донузлав. По словам Тимура Ященко, образ капитана «Черкасс» в сценарии изначально был подан с точки зрения матросов, но после личного знакомства с Юрием режиссер был настолько поражен, что полностью «переписал» этого персонажа. И даже актера на его роль подобрали как две капли воды похожего на прототип.

  Капитан тральщика Юрий Федаш

Кстати, об актерах. В фильме играть будут в основном аматоры. Профессиональных актеров подобрали лишь для главных ролей. И, пожалуй, самое интересное – настоящий член экипажа тральщика, старший матрос Михаил Воскобойник сыграет в фильме самого себя. Его актерского перформанса я буду ждать с особенным нетерпением, ведь будет здорово, если отважный матрос окажется еще и талантливым.  

 Михаил Воскобойник

 Режиссер Тимур Ященко с исполнителями главных ролей

Особый интерес составляет техническая сторона фильма. Захваченный россиянами тральщик по понятным причинам участия в съемках не принимает. А ведь еще есть сложные сцены прорыва блокады и съемки на воде.

- До начала июня у нас будет съемочный период самой истории тральщика, выходов в море. У нас есть прообраз. К сожалению, мы не можем показать вам, это секрет, каким образом это будет происходить. Вы все увидите уже на экране, - интригует продюсер Алексей Карпенко.

Съемки продолжатся до октября. Готовый фильм команда планирует сдать в феврале 2018 года, и после презентаций на фестивалях, ориентировочно в конце осени того же года, мы сможем посмотреть не результаты их трудов в кинотеатрах.

Вообще, судя по всему, «Черкассы» - проект амбициозный. Ведь еще на питчинге режиссер сообщил, что не хочет делать картину только для Украины, ведь очень важно популяризовать эту историю за границей и очень хочется вывести ее в мировой прокат. «Всем хочется. Но как?» - вопросил тогда член экспертной комиссии. «Сделать хорошее кино», - ответил Ященко. Что ж. Трудно поспорить. Теперь бы разобраться еще, как это хорошее кино снять.

После пресс-конференции идет гулять по локациям. Натура – очаковская военно-морская база, просоленная бризом и колоритная. В древнем и заброшенном кинотеатре строят декорации – столовую тральщика и каюту одного из главных героев. Ветхое здание как будто расправило плечи и вдохнуло ветер пусть временных, но перемен, пропыленными стенами. Оно вновь стало кому-то нужным. Прямо как и украинское кино.

 Процесс создания декораций на время замер

Прогресс в развитии нашей киноиндустрии отмечает и первый заместитель главы Госкино Украины Сергей Неретин, который тоже присутствовал на пресс-конференции. Он отметил, что по сравнению с 2015 годом госфинансирование кино в Украине выросло втрое. Также  

- Нам сейчас очень не хватает таких фильмов, как «Черкассы». Потому что согласно представленной концепции ожидается блокбастер не хуже, чем голливудские ленты, - поделился он.

 Сергей Неретин

Здорово, конечно, но почему-то всегда смущают эти вечные оглядки на Голливуд, хотя у нас и совсем разные истории. Но что поделать, раскрученный бренд, всем понятное сравнение.

Съемки стартовали с традиционной «тарелки», которую разбил на счастье о штатив Тимур Ященко. Момент, надо сказать, был очень трогательный. 

Я всем сердцем болею за украинское кино и очень хочу, чтобы «Черкассы» оправдали наши ожидания и стали вехой в истории родного кинематографа. Всей съемочной группе хочется пожелать терпения и огромной удачи. Мы в вас верим! А нам – прекрасного кинопросмотра в конце осени 2018 года.

 Режиссер Тимур Ященко и оператор Юрий Дунай

 Михаил Воскобойник дает интервью в декорациях корабельной столовой


Анна Голбан