«Железная дорога на конной тяге»: николаевцы прошлись по первому трамвайному маршруту города

Прочитали: 686

Известный николаевский краевед Евгений Парамонов в воскресенье, 9 июля, собрал около полусотни горожан на экскурсию «Там, где срезаны рельсы» в рамках ежегодного поэтического проекта «Спасский трамвай». В декабре этого года исполнится 120 лет со дня основания трамвайного маршрута Николаева, потому история первого общественного транспорта города интересует многих его жителей.

На этот раз организаторы решили отойти от прежних традиций. Если раньше николаевцы узнавали больше об истории города, катаясь непосредственно на трамвае, то на этот раз экскурсия была пешей и простиралась путем самого первого маршрута «электровагончика» в Николаеве, с незначительными отклонениями. Стартовой точкой пути оказался магазин «Сотка», и это неспроста – едва ли не с момента основания города жители договаривались о встрече именно на пересечении современной улицы Соборной и Центрального проспекта. Краевед Парамонов рассказал, почему Соборная стала главной артерией Николаева и как это сказалось на истории городского трамвая.

Представьте себе Николаев без Варваровского моста. Как войти в город? Только через Широкую балку. Или как все: через старый Ингульский мост – самый первый в нашем городе. Люди переходили мост и дальше шли по улице Соборной в направлении базара. У нас базар начинался от Херсонской улицы (сейчас – Центральный проспект, – прим. ред.) и дальше аж до Сенной площади (пересечение проспекта Центрального и улицы Декабристов, – прим. ред.). Это было оживленное торговое место, сюда нужен был транспорт для удобства передвижения. И поэтому городские власти в 1897 году заказали у одной бельгийской компании проект, который назывался «Железная дорога на конной тяге», — говорит экскурсовод.

 Экскурсовод Евгений Парамонов Побольше узнать об истории николаевских трамваев пришел николаевский общественник Никита Худяков

Точкой «сбора» трамваев была его подстанция на Базарной площади, которая сохранилась и по сегодняшний день, однако в данный момент ее замечательный архитектурный вид «подпорчен» незаконной постройкой ресторана «MAFIA».

Трамвай шел двумя маршрутами: один – от Базарной площади по Соборной, другой – через нынешнюю улицу Декабристов по Центральному проспекту, поворачивал возле трамвайной подстанции и дальше шел по Соборной до Никольской, где сворачивал налево и шел до Наваринской, а там вверх до Потемкинской и уже по Потемкинской к Спасскому урочищу – в яхт-клуб, — рассказывает Евгений Парамонов.

После внушительного трамвайно-исторического экскурса возле старой Базарной площади краевед вместе с николаевцами отправился в сторону улицы Декабристов и выйдя на нее, рассказал о ее прежнем названии – «Глазенаповская». До установления переворота 1917-го эта улица была одной из трех в городе, которая была названа в честь человека, в данном случае, – в честь военного губернатора Николаева адмирала Богдана фон Глазенапа. Период его правления в городе отметился высоким оживлением экономики и развития Николаева.

Отдельное внимание экскурсовод уделил зданию Римо-католического костела имени святого Иосифа.

Здание величественное, красивое, очень большое. Храм был построен по проекту архитектора Домбровского в 1896 году. Этот костел пережил немало тяжелых страниц. При советской власти кресты были свергнуты, поставлены звезды, помещение было разделено на два этажа, из-за чего внутри здание потеряло свое величие. Здесь был клуб профтехобразования. Долгое время здесь лежала статуя Адмирала Грейга, но во время оккупации статую куда-то утащили немцы. С тех пор никто не знает, куда делся памятник, — говорит краевед.

В ходе экскурсии николаевцы также узнали истории постройки дома Бартенева, дома Вимута, первой городской библиотеки, которая сейчас служит загсом. Многие также открыли для себя самую старую трансформаторную будку Николаева, которая до сих пор действует, а сооружена была еще с использованием заклепочного соединения, без сварки, которой еще не существовало.

Дойдя до здания русдрамтеатра, увлекательная экскурсия плавно перетекла во вторую часть фестиваля «Спасский трамвай», где музыканты и поэты радовали николаевцев своим творчеством.

 Заинтересовались историей города лидер организации «Альтер-спорт» Роланд Байрозян (слева) и николаевский райтер Стас Aer (в центре)    Трамваи оказались интересными координатору проекта «Велорух Миколаїв» Денису Моляке     Николаевский поэт, а с недавних пор еще и экскурсовод Аркадий Суров также пришел послушать рассказы о прошлом Николаева

Юрий Ягольник