«Дурака удалось одурачить»: николаевцы насладились игрой близнецов на подмостках русдрама

Прочитали: 500

29 и 30 марта в Николаевском академическом художественном русском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь» по произведению Уильяма Шекспира. 

Так, праздником Двенадцатой ночи заканчивался у англосакских племен главный языческий праздник – Йоль. Считалось, что именно в эту ночь рождается Новый год. Принятие христианства не придало этот праздник забвению: он стал частью «рождественского событийного сценария», наполненного всевозможными гуляниями и празднествами. Большой популярностью пользовались маскарады.

Читайте также: В Николаевском русдраме семья французских мыловаров поскандалила из-за «внезапного» ребенка

По легенде, именно к этому празднику в 1601 году королева Елизавета I заказала Шекспиру веселую комедию, которую он так и назвал – «Двенадцатая ночь, или Что угодно».

Спектакль в Николаевском академическом художественном русском драматическом театре поставила харьковский режиссёр Ольга Терновая. Незамысловатые декорации и «жизнерадостные» костюмы создала художник Елена Рыкусова.

Есть в постановке определённая условность, которую зрители успешно преодолели: персонажи Виола и Себастьян, вокруг которых «вертятся события» – близнецы, но редкий театральный коллектив может похвастаться наличием актёров-близнецов. Поэтому для Виолы и Себастьяна создали одинаковые костюмы, в пару поставили актеров, которые между собой наиболее похожи. Зрители легко приняли театральную условность, заметная разница в росте, тембре голоса, манерах общения артистов не мешала воспринимать их как настоящих близнецов.

В центре сюжета – кораблекрушение, после которого прекрасная Виола, искренне надеясь на то, что её брат-близнец тоже спасся, пытается найти его в чужом, незнакомом городе, переодевшись в юношеский костюм. Чтобы сделать поиски брата более успешными Виола (артистка Ольга Гриценко), играя юношу, нанимается на службу к герцогу Орсино (артист Юрий Грушенко). Неожиданно для себя самой девушка влюбляется в своего работодателя, искренне понимая всю безысходность происходящего.

Гениальный Шекспир закручивает сюжет еще сильнее. Красавица Оливия (актриса Марина Васильева), хладнокровная к любовным притязаниям герцога Орсино, влюбляется в очаровательного юношу Цезарио, за которого выдаёт себя девушка Виола. Но, ошибаясь, идёт под венец с её братом Себастьяном (артист Александр Ефименко).

Образ Оливии нельзя назвать однозначным. Актриса Марина Васильева мастерски передала всю многогранность сыгранной ею героини. Оказалось, Оливия не так уж холодна и жестока, как пытались её представить окружающие. Сердце её наполнилось любовью к робкому юноше, и властная графиня превратилась в юную кокетку, трогательно наивную в своих душевных переживаниях.

Шутки и розыгрыши прекрасно оживляют действие. Зрители восторженно приняли, казалось бы, второстепенный образ дворецкого Мальволио, созданный Александром Зарубой. Как всегда невероятно обаятельный, артист играл скупо, ограничиваясь всего несколькими сценическими красками, но уверенно заставляя зрителей хохотать над поступками своего персонажа.

Шутовские забавы – неотъемлемая часть шекспировских пьес, определяющая черта его эпохи. Шут Фесте (актёр Александр Кардаш) проявляет милосердие к юной Виоле, искренне желающей найти своего брата, храня тайну её перевоплощения. Канва сюжета переплетена событиями с его участием. Все персонажи доверяют шуту свои тайные помыслы. Но развязка сюжета стала неожиданной даже для него. Шут отмечает, что «дурака удалось одурачить».

Сэр Тоби Белч, дядя Оливии (артист Александр Аркавенко) любит выпить, но при этом он спокоен и рассудителен. Он нашел себе друга – сэра Эндрю Эгьючика (артист Игорь Ворогушин), в общении с которым абсолютно счастлив, поскольку их объединяет любовь к вину. Пагубная страсть к алкоголю кажется обоим просто забавой. Дополняет их развесёлую компанию камеристка Оливии – Мария. Этот жизнерадостный образ ярко, с задорным огоньком в глазах воплотила на сцене артистка Людмила Курмель.

Небольшая роль Антонио, капитана корабля (артист Роман Шворак) сыграна достаточно эмоционально. Думается, что спектакль вскоре наберёт силу и актёру удастся добавить некоего драйва в исполнение роли.

Небольшие роли Валентино (артистка Дарина Васильева) и Курио (артистка Александра Шамшура) сыграны по-доброму, комично, иронично. Их образы очень украшают спектакль. Чего стоит жест отчаяния, когда, в конце спектакля, обе девушки снимают головные уборы, тем самым разоблачая свою женскую сущность.

Спектакль закончился хэппи-эндом, давая зрителям возможность искренне порадоваться за персонажей. Что ни говорите, а комедия – прекрасный жанр, заряжающий позитивными эмоциями и хорошим настроением.

Над материалом работали: Текст – Лариса Жайворонок, Фото – Игорь Ермолаев