В Николаеве «Мельпомена» подчинила сознание зрителей и научила иначе воспринимать время и пространство

Прочитали: 652

В четверг, 17 мая на сцене Николаевского академического художественного русского драматического театра стартовал ХХ Международный театральный фестиваль «Мельпомена Таврии» («Мельпомена на Николаевщине»).

Каждый фестивальный вечер начинается с пролога – так называемой торжественной части: неизменные ведущие театра и фестиваля Евгений Олейник и Марина Васильева рассказывают вкратце зрителю о «Мельпомене Таврии» – «Мельпомене на Николаевщине», представляют новый спектакль, предлагаемый для просмотра публике и экспертному совету, состоящему из искусствоведов, театральных критиков и журналистов. Так, в состав команды экспертов вошли заслуженный деятель искусств Украины Василий Неволов (г.Киев), театральный критик Людмила Томенчук (г.Днепр), театровед Елена Жатько (г.Николаев), заслуженный работник культуры Украины Владимир Саган (г.Одесса), николаевские журналисты Игорь Ермолаев, Валерия Кажурина, Лариса Жайворонок, Карина Новикова, Артем Куцолабский, Татьяна Коренковская, Валентина Гурова.

В первый день фестиваля николаевские зрители познакомились с творческой работой театра из Молдовы. Спектакль «Собачье сердце» Кишиневского государственного русского драматического театра им. А.П.Чехова николаевские театралы приняли восторженно. В процессе обсуждения постановки члены экспертного совета отметили, что работать над произведениями Булгакова всегда сложно, но коллектив справился с этой непростой задачей: были верно расставлены акценты на важных моментах жизни советского и постсоветского общества, точно прозвучали ирония и сарказм. Также был отмечен прекрасный актерский ансамбль, слаженная работа артистов на сцене.

И зрителетей, и экспертный совет покорил своей игрой исполнитель роли Шарикова – народный артист Республики Молдова Константин Харет. Прекрасно «держал интригу» на протяжении всего спектакля заслуженный артист Республики Башкортостан Владимир Заваленный, успешно воплотивший на сцене образ профессора Преображенского. Оба артиста настолько скрупулезно выстроили свои роли, что невольное сравнение спектакля с киноверсией осталось на втором плане.

Второй день фестиваля был не менее впечатляющим. Вниманию зрителей Херсонским областным академическим музыкально-драматическим театром имени Кулиша было предложено сразу два спектакля, которые коллектив показал на большой и малой сцене театра.

Удивили, – это слово наиболее подходит для оценки работы актёрского-режиссёрского интернационального ансамбля, в составе которого актёры из Херсона и Штутгарта (Германия). С первой секунды просмотра все было необычно. Зрители, сплотившись в единый коллектив, обошли зрительный зал и разместились на сцене, вместе с актёрами. Более сотни зрителей и актеров учились по-новому воспринимать время и пространство, определять самые важные моменты в истории, человеческой жизни.

Как отметил немецкий актёр, исполнитель роли Бога Шивы, основной канвой спектакля стал метафорический образ, взятый из йоги. Создатели спектакля именно этот приём сделали символом повторяющихся постоянно, не всегда оправданных, не всегда нужных эпизодов человеческой жизни, ставших частью законов развития общества, навязанных советской системой.

Имеет ли право земной человек быть другим, становиться сформировавшейся личностью, имеющей своё мнение и свои взгляды на жизнь, или он должен «раствориться в серой массе»? Этот вопрос молча звучал на протяжении всего спектакля.

Были и спорные моменты – обилие нецензурной лексики, не всегда уместной, иногда слишком откровенной, даже оскорбительной. Зрители выдержали, лишь немногие покинули зал.

Спектакль учит думать, анализировать, мотивировать поступки, помнить, что каждый человек – часть вселенной.

На малой сцене зрители увидели спектакль «Иуда» по пьесе Леси Украинки «На поле крови». Тема для постановки выбрана актуальная. Мастерство актёра Сергея Михайловского, заслуженного артиста Украины, исполнившего роль Иуды,  впечатлило чрезвычайно. В центре художественного оформления спектакля – гончарный круг как символ творения мира, становления человека в его дороге по жизни через испытания.

День третий запомнился философскими размышлениями, искренним смехом зрителей, невероятнейшим мастерством актёров, оригинальным режиссёрским решением. В спектакле антрепризы из Харькова «Ампулка» играл даже свет, а точно подобранный видеоряд прекрасно сочетался с развитием сюжета. Все элементы сценического действа сочетались абсолютно органично, создав атмосферу щемящего одиночества, какой-то безысходной пустоты.

С первой минуты пребывания на сцене актёры Александр Ярема (г. Киев) и Ольга Жуковцева (г. Днепр) подчинили себе сознание зрителя искренне, уверенно проживая жизни своих персонажей на сцене в рамках сюжета пьесы Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер». Спектакль же более чем оправдано назывался «HOMO SOVETICUS».

Четвертый день фестиваля был отмечен комедией «Жінки» Полтавского академического обласного украинского музыкально-драматического театра им.Н.Гоголя. Истинно женский спектакль, в сюжете котрого переплелись судьбы шестерых подруг, пришелся по душе николаевскому зрителю жизненностью ситуаций, в которых оказались персонажи. Спектакль шел на хорошем темпоритме, нашлось в нем место и песням, и танцам.

Фестиваль «Мельпомена на Николаевщине» живёт, развивается, продолжает радовать, удивлять, восхищать. Отметим, что мероприятие проходит одновременно в трех театрах – Николаевских русском и украинском, а также в Херсонском областном академическом музыкально-драматическом театре имени Кулиша. В Николаеве он называется «Мельпомена на Николаевщине» и продлится 10 дней – с 17 по 26 мая.

Текст: Лариса Жайворонок

Фото: Игорь Ермолаев