Работайте, ешьте и живите со своим фотоаппаратом: мастер-класс от фотогуру Lviv Media Forum

Прочитали: 2045

d

Известный шведский фотожурналист и победитель World Press Photo 2013 Пол Хансен и преподаватель университета Айовы и лауреат Пулитцеровской премии Деннис Чемберлин провели интереснейший мастер-класс по фотожурналистике на Lviv Media Forum 2016.

Желающие перенять опыт старших коллег и просто научиться чему-нибудь полезному собрались в камерной атмосфере, в маленьком подвальном помещение без природных источников, где пару десятков лет назад было бы здорово проявлять пленку. Мероприятие понравилось бы не только практикующим фокоррам и студентам журфака, но и любителям делать селфи, к тому же лекторы коснулись темы съемки на телефоне. Были здесь глаза и уши NikLife, чтобы передать в цитатах и коротких тезисах все самое интересное.

f

Пола Хансена (Paul Hansen) знают не только в Стокгольме благодаря работе в ежедневной газете «Dagens Nyheter» («Сегодняшние новости»), которая следит за международными и внутренними процессами и является информационной площадкой лидеров мнений. Славу ему принесла победа в World Press Photo 2013 года в номинации «Фотография года» и разразившийся скандал с обвинением в манипуляции «фотошопом».

Выполняя задание редакции или воплощая проекты по собственной инициативе, он побывал в разных уголках по всему миру. Он фотографирует, работает с мультимедиа, а также иногда пишет свои репортажи.

Он был дважды награжден премией «Фото года» в Швеции за газетный фоторепортаж, а его само восемь раз называли лучшим фотографом страны. В 2010 и в 2013 году Хансен получил главную премию конкурса POY (Picture of the Year) в номинации «Лучшая фотография года».

Специализируется на репортажах их горячих точек: Ирак, Афганистан, Босния, сектор Газа, Гаити, зона АТО.

d

«Большая часть моей работы - это фото к небольшим материалам. К интервью всегда необходимо фото спикера, и большинство таких фото я делаю менее чем за 5 минут. Поэтому приходится быть очень креативным в тесных пределах.

Трудно снимать политиков, потому что они очень скучные. Поэтому с ними я в основном работаю, используя стандартные приемы. Например, женщина-политик и красный шарф - это означает, что она социал-демократ. Или можно сделать фото перед зеркалом. Или попросить модель появиться в дверях.

Сложнее делать фото для обложки. Надо учитывать, что это не только фото лица, оно также должно иллюстрировать весь текст. Например, для материала о защите лесов я сделал фото героини в окружении зелени.

Когда речь идет об истории, то изначально я пытаюсь найти то, что мне самому будет интересно. Иногда надо ездить с героями в другие города, снимать события из их жизни. Это совсем другой способ рассказывать историю. Надо быть очень гибким. Кроме того, создание такой истории отнимает много времени.

Когда ты едешь работать за границу - это совсем не то же самое, что статические встречи и пятиминутные съемки. Здесь ты снимаешь в настоящем времени. Но есть другой вызов: как показать сложное, драматическое явление? И в этой сложности надо найти что-то, что концентрирует в себе ситуацию, в которой ты оказался.

Истории приходят к вам везде. Лучшее, что есть в работе фотографа - это возможность общаться с разными людьми. Однажды мы летели на съемку, и я волновался, что же мы будем снимать? Тогда мой коллега сказал: «Просто посмотрим, что произойдет, когда выйдем из вертолета». Для меня это основа фотожурналистики: посмотрим, что будет происходить».

gФото Пола Хансена - главный приз World Press Photo 2013. Двухлетняя Сахиб Хиджаза и ее старший брат Мухаммад, которому скоро должно было бы исполниться четыре года были убиты, когда в их дом попала израильская ракета. Их отец, Фуад также был убит. Их мать находится в реанимации в больнице Шифа. Ужасно искаженное тело отца осталось на носилках, а его братья несут погибших детей в мечеть на церемонию похорон. С наступлением темноты над Газой, по меньшей мере еще 26 погибших должны быть похоронены. Всего с момента бомбардировки погибло 140 человек. Примерно половина это женщины и дети. (Сектор Газа. Серия «Смерть с небес).

вФото Пола Хансена. Многие семьи в Афганистане бегут со своих насиженных мест подальше от насилия и бедности. Они оседают в пригородах Кабула. Здесь в относительной безопасности дети играют с тем, что находят в полях и на улицах. 10 летняя Хумария вместе со своим другом нашла блестящий шарик. Дома она попыталась его разобрать. Мина оторвала ей кисть правой руки. Такие случаи стали нормой в Афганистане.

вФото Пола Хансена. В безмерно перенаселеной столице Гаити жизнь и смерть тесно переплетены. На узкой улице, названной в честь знаменитого футболиста Пеле плотник Юра Деции вбивает последний гвоздь в гроб, который вскоре должен быть доставлен заказчику. Из 9 миллионов жителей Гаити примерно половина моложе 20 лет. Средняя продолжительность жизни составляет 53 года для мужчин и 56 для женщин. По сравнению с развитыми странами, где продолжительность жизни составляет 79 для мужчин и 83 для женщин. Гаити является самой бедной страной в Западном полушарии.  Уровень безработицы около 70% и плохая система медицинского обслуживания делает смерть естественной частью повседневной жизни

«Мои знакомые снимали рождения ребенка в роддоме в зоне конфликта. Материал должен был выйти под названием «Рожденный свободным». Но это был нонсенс - ведь шла война, ничего еще не закончилось. И они должны были сделать то, что не соответствовало действительности. Для меня это неприемлемо - мы должны показывать то, что мы на самом деле видим».

«В Ираке мы просто ехали через страну, останавливались и снимали происходящее. Мы сразу же отправляли истории в издание, но некоторые оставляли для воскресного выпуска, потому что одной-двух страниц было для них недостаточно. Однажды мы увидели что-то действительно уникальное - как иракская полиция сотрудничает с американскими военными».

«Не имеет значения, где работаем в Украине или в Швеции, мир теперь или война. Мы просто приходим, говорим, кто мы, и, если герои или родственники говорят «нет» - мы просто отходим. Мы всегда так работаем. Так и должно быть, иначе это будет проявление неуважения к ним. Но я получал минимум отказов от родственников.

Родители не хотят видеть раны на фотографиях своих убитых детей. Поэтому мы никогда не публикуем такие фотографии. Нужно всегда обдумывать, необходимо ли передавать такие истории. На войне мы должны показывать, что люди умирают, что людей убивают. Но при этом нужно сделать все, чтобы люди не отвернулись от этой фотографии. К тому же мы являемся той газетой, которая публикуется утром, мы доставляем ее домой разным людям и представьте себе, что ребенок может увидеть на первой полосе вот такую фотографию».

d

«Я также пишу тексты, поэтому посоветовал бы хорошенько разделить свое время, так как не стоит писать и фотографировать одновременно. Не фотографируйте и не берите интервью одновременно. Когда у меня есть история, я просто фотографирую и использую диктофон, чтобы затем переслушать и вернуться к написанию текста самой истории».

«Мне очень не нравится, когда журналисты идут в военную зону и становятся участником этой истории: «Вот здесь позади меня вы видите ...». Дело даже не в том, что фотограф или журналист может там погибнуть. Суть этой истории не про нас, а про этих людей. Иначе вместо этого будут заголовки в стиле «чуть не застрелили журналиста», а не суть трагедии. И меня выводит из себя такая журналистика».

«Мои фото очень естественные, я только немного регулирую цвета, например, немного их оттеняю или придаю больше света. Когда меня обвинили, что я якобы манипулирую с картинками, мне это преподало очень хороший урок. Очень важно, чтобы фотография была достоверной. Тоже самое, что вы делаете на компьютере должно быть тем же, когда вы проявляете пленку. Можно немного света добавить, или немного оттенить. Бывает так, что я делаю фото и оно выглядит эстетично красиво. Люди говорят: «Это же война, это же ужасно». Но это может выглядеть и красиво на фотографии».

ы

Деннис Чемберлин получил Пулитцеровскую премию еще в 1983 году в составе редакции Fort News-Sentinel за освещение наводнения. Он работал штатным фотографом в The Denver Post, фотографировал для National Geographic, The New York Times Magazine, Newsweek, Time и других популярных изданий. Сейчас он преподает фотожурналистику в Университете Айовы, поэтому общался с залом, не хуже преподавателя со студентами.

«Нужно всегда помнить о том, что фотография - это прежде всего информация. Корреспондент может специально делать красивые фото, выстраивать композицию, но если информация начинает вводит в заблуждение, то все остальное уже не имеет значения.

Важен еще и визуальный эффект фотографии, это то, о чем как правило, большинство фотографов и не думает.

Также нужно искать человеческий интерес. Какая угодна картинка должна иметь какую-то центральную тему. Это не обязательно физическая точка в центре. Нужно чтобы зритель проинтерпретировал ваше фото и мог понять, о чем оно. Нужно ему дать уникальный взгляд на произошедшую ситуацию. И вы должны учитывать все эти моменты».

«Картинки и фотографии не могут все отобразить. Но в то же время фото часто затрагивают чувства и волнуют сердца. Поэтому очень сильны те фото, где есть эмоциональная составляющая».

в

«Исследователи утверждают, что человек видит до пяти тысяч визуальных картинок в день и все это фильтрует, иначе бы мы просто сошли с ума, если бы попытались все это сохранить в своей голове. Но вы должны найти такую картинку, которая зацепит зрителя и останется в его памяти».

«Вы можете сделать хорошую фотографию в самых простых местах. Для этого не обязательно выезжать за город. Вы должны искать быстрые моменты, хороший свет, композицию и главное, чтобы фото передавало какую-то информацию.

«Вы не студийный фотограф, вы находитесь в разных ситуациях, слышите, что где-то что происходит. Поэтому ваша фотографии отображают мир, в котором живете вы. Конечно же есть нудные и неинтересные задания. К примеру, какие-то локальные истории на уровне местной громады, но даже из этих историй можно сделать интересные фотографии.

Вокруг нас очень много историй и возможностей, нужно лишь их открыть, слушать вокруг себя и постоянно присматриваться».

«Когда я работал в газете, самое худшее задание, которое можно было придумать, кроме как фотографировать домашних животных, это репортаж, связанный с обществом.

Если вы разговариваете с человеком, который собирает виноград - пойдите к нему и снимите, как он собирает виноград. Покажите это зрителю. Если вы снимаете интервью, то посидеть с героем в кафе или дома недостаточно. Надо прийти к нему еще раз».

аФото Денниса Чемберлина для The New York Times Magazine

фФото Денниса Чемберлина для Forbes

dФото Денниса Чемберлина для American Prospect

«Нет такого понятия, как идеальный фотоаппарат. Я вообще решил два месяца снимать только на смартфон. И наконец понял, что я больше не хочу возвращаться к обычной камере. Потому что смартфон всегда в кармане и им можно делать что угодно. Но я два месяца привыкал к этому. Благодаря таким гаджетам, у нас сейчас появилось очень много возможностей. Нам уже не нужно тратить больше 5000 долларов на все необходимое фотооборудование. Конечно, если вы фотожурналист, то необходимо потратить на камеру такую сумму. Но если вы фоторепортер, то вам просто необходимо изучить все возможности вашего телефона. На снимках телефоном не получится размыть задний фон, поэтому следите, например, чтобы деревья не росли у людей из головы - здесь все в фокусе. В то же время вы не сможете сделать очень глубокое фото или справиться с плохим освещением - для этого нужна «нормальный» фотоаппарат.

Если говорить про сильные стороны телефона, то он всегда под рукой, он незаметен: никто не обращает внимание на человека, который снимает на смартфон, потому что все вокруг думают, что вы еще один дурачок, который делает селфи».

«Человек делает первый кадр, второй, и все, думает, что на этот процесс фотографии закончился. Но если вы неопытный фотограф, вам нельзя останавливаться. Первый кадр зафиксирует ситуацию, но это не обязательно будет хороший снимок. Недостаточно просто навести камеру, вы должны обернуться и посмотреть по сторонам и увидеть, что происходит вокруг. Несколько снимков никогда недостаточно. Опытные фотографы привыкли к этому, но новички должны держать это в голове. К тому же сейчас все чаще используют слайд-шоу – необходима уже не одна фотография, как для печати, а сразу несколько».

«Иногда имеет смысл вернуться в то же место, но в другое время. Одна и та же улица в разные дни будет выглядеть иначе, будет разный свет, разное кадрирование. Для удачного кадра можно подождать, пока кто-то пойдет по улице, или снять это место ночью».

в

«Фотографии всегда нужен текст. Это фотожурналистика, а в журналистике нужен текст. Фотография улучшает некоторые вещи, но текст описывает, объясняет, добавляет эмоции. В конце концов, вы не можете контролировать то, как люди читают изображения. Я никогда не знаю, что читатель добавит к моему фото».

«Работайте, ешьте и живите со своим фотоаппаратом. Вы должны быть наполнены любовью к этой работе и получать от нее удовольствие. Это означает, что иногда ваша социальная жизнь и ваша семья может отойти на задний план. И если вы не готовы идти на такие жертвы, вы должны искать какое-то другое занятие. А если готовы, то просто идите полным шагом вперед и работайте. Потому что фотография в первую очередь обращена к людям, она должна передавать идею, которая отображена в ней.

Фотографируйте и учитесь на своих ошибках. Нужно всегда фотографироваться и не сдаваться, даже если перед вами выросла стена. Потому что всегда будут какие-то преграды на пути, и вы должны их обходить и продолжать двигаться дальше. А через 5-10 лет вы осознаете, что можете намного больше, потому что достигли прогресса. Конечно же, иногда будет больно и непросто на этом пути, но вы должны понимать, что оно того стоит. Поэтому не бойтесь переснимать кадр, чтобы сделать еще лучшую фотографию. Тот, кто это поймет, выживет в фотожурналистике».

Евгений Гомонюк