Жизнь и легендарные творения Ивана Винника – главного строителя авианосцев «города корабелов»

Прочитали: 1761

6 декабря 2017 года на 89 году жизни скончался Иван Иосифович Винник – главный строитель авианосцев в Николаеве.

Винник не является первооткрывателем и мореплавателем, он просто посвятил флоту большую часть жизни – 51 год. Он строил корабли.

Иван Иосифович родился 22 июня 1929 года в селе Ольховое Зеньковского района Полтавского округа Украинской ССР (ныне – Полтавской области Украины) в крестьянской семье. После школы поступил в Харьковский машиностроительный техникум, который окончил с красным дипломом. После техникума поехал в город Николаев, устраиваться на Черноморский судостроительный завод, где сразу был назначен помощником мастера. Так началась карьера молодого судостроителя.

 Противолодочный крейсер-вертолетоносец «Москва»

За семь первых лет работы Иван Винник руководил и принимал непосредственное участие в строительстве подводных лодок проекта 613, которые на то время были одними из лучших в мире. Всего в Советском Союзе их было построено 247 на четырех заводах, из них 72 – на Черноморском судостроительном заводе. Они были предметом пристального внимания разведок стран НАТО. За перевооружение боевого корабля получил свою первую награду – орден «Знак Почёта». В 1963 году Ивана Винника назначили начальником 34-го цеха, в распоряжении которого находилось 1300 человек. Руководителем он был строгим, но справедливым, за что его любили и уважали.

Но даже когда Винник стал главным строителем авианосцев, а потом заместителем директора «ЧСЗ» по металлургии и машиностроению, потом по судостроению, производству, привычкам своим не изменял. В 5:15 утра выходил из дома. И чаще всего первым трамваем ехал «к себе» на завод. Мог бы и на своей, и на заводской дежурной машине, но в общем рабочем потоке чувствовал себя комфортней, «в своей тарелке».

 Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»

Начальником монтажного цеха он стал в 34 года. Слово его для коллектива было непререкаемым. Рабочие не раз убеждались: Винник прежде чем отдать какое-либо распоряжение девять раз примерит, просчитает результат. «Сечёт», контролирует всё. Разгильдяйства не терпит. Но без причины людей не дёргает. Работящих, инициативных ценит.

В это время на стапеле «0» был заложен первый в истории завода авианосный крейсер первого поколения «Москва». Это было сложное, в инженерном понимании сооружение.

Довелось Ивану Иосифовичу Виннику побывать и в море. Его назначили заместителем ответственного сдатчика крейсера «Москва». Испытания продолжались полгода, где проверялась работоспособность всех систем корабля. Советские авианосцы отличались от американских «плавучих» аэродромов тем, что на борту находилась гигантская система защиты: ракетное и торпедное вооружение, а также комплекс крылатых ракет, дальность стрельбы которых составляла 500 километров. После похода 25 декабря 1963 года корабль был передан Военно-Морскому Флоту СССР. После этого Иван Иосифович стал строителем авианосных крейсеров.

 Противолодочный крейсер-вертолетоносец «Ленинград»

 Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»

Вскоре на воду были спущены авианесущий крейсер «Ленинград» и авианосцы «Минск» и «Киев». Кроме них было построено судно для космической службы «Академик Сергей Королев».

Всего на Николаевском заводе было построено восемь крейсеров. Девятый корабль под названием «Ульяновск» построить до конца не удалось – распался Советский Союз. Он должен был открыть новое поколение авианосцев с атомной силовой установкой. Позже Винник стал заместителем директора Черноморского судостроительного завода, хотя все равно продолжал руководство по строительству авианосцев.

Под руководством Ивана Иосифовича были построены авианесущие крейсера «Новороссийск», «Баку» (строительство длилось 9 лет с 1978 по 1987 гг.) и авианосец «Адмирал флота Кузнецов».

 Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»

 Судно космической службы СССР «Академик Сергей Королёв»

Авианосец «Варяг» был заложен 1 сентября 1982 года и открыл их третье поколение. Сейчас это единственный авианосец, который есть в России. Судьба других была в руках наших чиновников: авианесущие крейсера «Москва» и «Ленинград» – порезали, «Новороссийск» – продали в Южную Корею. Авианосцы «Киев», «Минск» и «Варяг» проданы в Китай и находятся в портах Тяньцзинь, Шень-Чжень и Далянь соответственно. Они «служат» развлекательными центрами. Увидеть всю начинку советского корабля можно за 15 долларов и за день на нем может побывать около 7000 посетителей.

Последние годы Иван Иосифович Винник жил в скромной двухкомнатной квартирке в Николаеве, часть времени проводил на даче, где занимался выращиванием двенадцати сортов винограда.

«Он умеет сделать сам если не всё, то многое. Построить дом, смастерить мебель, сложить печку, запустить дизель любой модификации, испечь хлеб, сварить настоящий украинский борщ, обновить старую бытовую технику, заквасить капусту, как не удаётся порой и умелым хозяйкам… Знает, как вырастить на своих дачных шести сотках отменный урожай овощей и фруктов, когда, где и как собрать и сохранить лекарственные травы и применить их в случае надобности, оказать первую медицинскую помощь людям и «братьям меньшим» …

Прочёл и по сей день читает уйму книг, специальных по профессии, и художественной литературы. «Энеиду» Котляревского (и не только) знает наизусть. Любит и умеет петь, особенно песни своего поколения», – так описала Винника журналистка «Вечернего Николаева» Агнесса Виноградова, когда брала у него интервью в 2009 году.

На вопрос: «Сколько вы построили кораблей за свою жизнь?», Иван Иосифович скромно и раздумчиво отвечал: «Построил не я, а завод. А я в этом принимал самое активное участие. Завод построил тысячи разных кораблей. Так вдруг и не сосчитаешь».

 Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

 Тяжелый авианесущий крейсер «Баку»

 Достопримечательности Китая авианосцы «Варяг» (слева), «Киев», «Минск»

Бывший директор Черноморского судостроительного завода Юрий Иванович Макаров, правой рукой которого Иван Иосифович был 14 лет, в своей книге «Авианосец» написал о Виннике: «Своим трудолюбием, неисчерпаемой энергией, феноменальной памятью, отношением к делу и к людям он завоевал громадный авторитет на заводе, и в министерстве, и у военных моряков, и у тысяч предприятий – контрагентов по всему Союзу. Его знали все. Его роль в создании авианесущего флота страны была решающей. Я считаю, что Иван Иосифович Винник – это наш судостроительный маршал Жуков, и принадлежит он не заводу, а всей стране. С одинаковым успехом он решал стратегические, оперативные и тактические задачи создания авианесущих кораблей. Проигранных сражений за ним не было. Он создал работоспособный и дружный коллектив строителей. Техника, созданием которой он руководил, невероятно сложная, поэтому здесь, как нигде, нужен системный подход. Именно этим он и отличался».

Иван Иосифович Винник, по общему мнению коллег, – профессор в судостроительном деле. Заводчане называли его «справочным бюро». Читал лекции судостроителям во Вьетнаме, Индии, Дании, Голландии, Югославии, Турции… В Китае с этой миссией побывал несколько раз. В один из таких визитов дотошные китайские коллеги пять дней подряд с восьми утра до семнадцати «пытали» гостя из Украины сложнейшими инженерными вопросами. Перед той поездкой в Китай он серьёзно повредил ногу. Но лекции читал, на вопросы отвечал только стоя. Ни один «заковыристый» вопрос без ответа не оставил.

«Для меня лично быть успешным – это быть востребованным обществом, любить и уметь хорошо делать главное дело своей жизни. Быть нужным своей семье, её опорой и защитой. Кто-то умный очень правильно сказал: важно, что ты можешь сделать для Родины, а не что может сделать Родина для тебя…»

 На борту «Киева». Иван Иосифович третий слева

 Винник в салоне НИС «Академик Сергей Королёв», 26 декабря 1970 года

 Ветераны Черноморского судостроительного завода – Герои Социалистического труда Петр Михайлович Борисов, Иван Иосифович Винник, Михаил Александрович Малый

 Строители авианосцев Валерий Бабич и Иван Винник, 2009 год

 Открытие научно-исторического и мемориального клуба «Авианосец», 27 августа 2015 года

По материалам: flot.com