«Скитался в районе Николаева»: история Ивана Онищенко – первого штундиста в Российской империи

Прочитали: 1087

31 октября 2017 года была знаменательная дата если не для всей мировой истории, то уж точно для Европы и США. В этот день во многих странах, в том числе и в Украине, отмечалось 500-летие Реформации.

Многие помнят из школьных учебников красивую легенду о том, как молодому немецкому монаху Мартину Лютеру осточертели финансовые поборы католической церкви и он решил действовать – 31 октября 1517 года прибил к воротам Замковой церкви в городке Виттенберг знаменитые «95 тезисов», где остро высказался против продажи индульгенций, да и вообще подорвал ряд догм, обеспечивающих Папе Римскому фактически безграничную власть во всем западном христианском мире. Столетием ранее те же самые немцы изобрели печатный станок, потому мысли Лютера разлетелись по всей Германии и во многие другие королевства Европы. В конечном итоге, масса людей решила отречься от власти Рима – так возникли новые течения вроде лютеранства, кальвинизма, анабаптизма, что объединяется воедино под термином «протестантизм».

 Мартин Лютер прибивает «95 тезисов» к воротам церкви в Витенберге

Сегодня протестантами себя считают преимущественно жители США, Великобритании, Германии, Скандинавских стран. Многие ученые разделяют позицию социолога Макса Вебера: Реформация и сами протестанты благодаря своему учению создали своеобразный «дух капитализма», который лег в основу нынешнего экономического успеха вышеупомянутых стран.

В Украине протестантов не так уж и много, но оттого изучение их зарождения в нашей стране становится еще более интересным. В XVI-XVII веках Украина была разделена между Литвой и Польшей, где сильнейшим авторитетом вопреки западноевропейским течениям оставалась католическая церковь, а также Московией, где власть православной церкви считалась просто непогрешимой. Первые протестанты поодиночке появлялись среди польско-литовской шляхты, но надолго сохранить свои позиции под давлением римской церкви им не удавалось. Левобережная Украина с московской властью притоков протестантов особо также не почувствовала.

Ключевым в истории развития отношений между протестантами и украинцами принято считать XIX век. Накануне российская императрица Екатерина II, завоевав новые земли на юге современной Украины, решила заселить их предприимчивыми немцами с целью скорого экономического развития. Ради этого она наделяла немцев внушительными земельными участками и обязалась не облагать налогом. Взамен немцам была запрещена проповедь своей религии. Обещания молчать они придерживались очень тщательно, с присущей им педантичностью и аккуратностью. Но кто запрещал им отвечать на вопросы местных жителей? – Это ведь не проповедь!

 Немецкие колонисты на территории Российской империи

Село Новосветловка сегодня находится в Николаевской области, прямо на границе с Одесчиной. А в далеком XIX веке оно было частью Херсонской губернии и называлось строго по-немецки – Рорбах. Именно это поселение было одним из первых, куда «мигрировали» немцы по приглашению Екатерины II. Неподалеку от Рорбаха (если быть точным, в семи километрах) и по сей день есть небольшое село Основа. Именно оттуда в Рорбах ходил на работу к немцам местный житель Иван Онищенко – первый штундист на территории Российской империи.

Историй и интерпретаций жизненного пути Онищенко много, но мы решили собрать все воедино и кратко описать основные события из жизни Ивана.

Немцы, как уже указывалось ранее, в свои протестантские идеи целенаправленно никого из местных жителей не посвящали. Но все в селах и городах юга Украины знали, что у немцев среди дня есть время для молитвы и чтения Библии, который они называли «stunde».

Иван Онищенко родился примерно в 1815 году в селе Основа в семье православных крепостных. Уже в ранней юности он научился сапожному ремеслу и ходил на заработки в Николаев и по окрестным селам. Часть заработанных денег он отдавал помещику Свечину. По роду деятельности Иван частенько захаживал в Рорбах. Работать иногда приходилось прямо во время тех самых штунд у немцев-пиетистов (одно из ответвлений протестантизма). Онищенко с любопытством прислушивался к приятному пению немецких хоралов, которое доносилось до него в тихие летние вечера из дома пастора Иоганна Бонекемпера. Волей-неволей Иван начал интересоваться бытом и жизнью немцев. Масла в огонь подливала духовная неопределенность Онищенко – с юных лет мужчина разорвал свои отношения с православной церковью. Причины этого неизвестны, но некоторые исследователи допускают, что виной тому была излишняя обрядность православных, в которой Иван не смог отыскать Бога. Усмотрев в хорошей жизни немцев Божье благословение, мужчина решился приобщится к их «секте» – именно так воспринимали реформаторов-пиетистов в те годы в Российской империи.

 Единственное фото, на котором якобы изображен Иван Онищенко

Духовное шествие над украинским сапожником взял тот самый рорбархский пастор Иоганн Бонекемпер. Священник помогал Ивану понять принципы пиетистской веры, осознать, что верят они в одного и того же Бога, молился с ним. Итог их общения вполне можно считать знаменательным событием для истории украинского протестантизма – Онищенко стал первым украинцем, принявшим водное крещение по вере. Предшествующие ему протестанты якобы не решались на повторное крещение, после перехода из католицизма или православия. Факт крещения можно назвать сомнительным (как и многое другое из биографии Онищенко), но о нем пишет «История евангельских христиан-баптистов в СССР», ссылаясь на несколько работ дореволюционных исследователей штундизма в России.

Кстати, у Ивана был молодой компаньон – 23-летний Михаил Ратушный. Когда Онищенко возвращался домой из своих стран­ствий, они обычно встречались как соседи и друзья, читали вместе Библию и вели оживленные беседы. Ратушный, обу­чался у него грамоте и сапожному ремеслу. Спустя три-четыре года после смены веры Онищенко «обратил» в протестантизм своего ученика. Именно с того события и начинается эпоха штундизма на украинских и южнорусских землях. А происходило все это, к слову, на стыке 50-60-х годов XIX века.

 Дом, в котором предположительно жил Онищенко

Священник Арсений Рождественский свою жизнь посвятил изучению штундизма. В 1887 году он лично встречался с жителями деревни Основа, ведь именно на родине Онищенко ему удалось узнать некоторые факты из его биографии: «Первое семя [отречения от православия, – прим.ред.] было брошено в их среде местным крестьянином Онищенко. Во время крепостного права, бродяжничая, он скитался между немцами, преимущественно в районе города Николаева. С виду он силь­но напоминает немца-колониста. О своих религиозных воззрениях Онищенко рассказывал так: «Я был прежде как свинья, скот, даже хуже, потому что скот делает то, что ему следует. Скверный я был... Я однажды молился... на поле, плакал и кричал: «Господи, вразуми меня, исправь меня!..» Кто, я это­го не видел, точно снял с меня одежду, и сделалось мне легко, стал я свобод­ный и узнал Бога...».

По свидетельствованию Рождественского штундист Онищенко был высоким, худым, с по-детски простодушными глазами и природным даром слова, увлеченным своим делом. «Онищенко производит впечатление. В частной жизни он большой оригинал; о нем ходит в народе много рассказов».

Со дня своего осознанного уверования Ратушный вместе с Онищенко принялись активно проповедовать Евангелие родном селе. Братство первых протестантов-украинцев в Основе возникло в начале 1862 годов. Спустя три года в него вхо­дило 20 человек, а через десять лет – 200. Свои встречи они, по примеру немцев, также называли «штундами».

 Друг Онищенко и главные его приспешник Михаил Ратушный

В феврале 1867 года одесский исправник писал херсонскому губернатору о движении штундистов: «[Оно, – прим.ред.] имеет вид раскола, сходного с расколом реформатским. Собираются они в местечке Игнатовке, состоящем из пятнадцати душ, в местечке Ряснополье, в котором пять семейств, и в деревне Основе — из че­тырнадцати семейств, в избранном ими помещении; читают церковносла­вянские книги, о значении и содержании которых толкуют между собой под руководством... некоторых реформатских раскольников-немцев из соседней колонии Рорбах... Они не ходят в православную церковь, не чтут святых икон и не исполняют никаких обрядов православной веры... Их вожаки — крестьяне из деревни Основы».

Исследователи штундизма утверждают, что рорбархский пастор Иоганн Бонекемпер содействовал религиозному движению среди жителей окрестностей, «исходя из самых благих и чистых побуждений». Он советовал им заимствовать от немецких братств только то, что согласно с православием: стремление к изучению Священного Писания и при­мерную христианскую жизнь, но не побуждал их оставлять православную церковь. Онищенко и Ратушный регулярно общались с ним о различных вопросах христианства и веры. Позже, в 1874 году, в связи с обвинением в распространении штундизма Бонекемпера перевели в Тираспольский уезд, откуда в 1877 году он переселился в Америку.

 Штундистская семья Собрание штундистов

Дальнейшие сведения о жизни самого Ивана Онищенко малоизвестны и весьма противоречивы. По одной из версий, пионера штундистского движения за проповедь Евангелия заключили в херсонскую тюрьму, где в последствии осудили на пожизненную ссылку в Сибирь. В ссылку ему разрешили идти без конвоя. Решение государства Иван исполнил добросовестно, но по пути в Сибирь он не упускал возможности для проповеди в попутных деревнях и городах. Отмечается, что Онищенко дошел до реки Иртыш (территория России и Казахстана), а далее его след теряется. Существует и другая версия – Иван остался в родном селе, а руководство штундистской общиной передал Михаилу Ратушному, так как был изрядно скромным и не видел себя в лидерах нового движения. На церковных собраниях он пользовался большим авторитетом, а жители вместе с самим Ратушным регулярно обращались к нему за духовным советом. Согласно этой версии, умер Онищенко в 1892 году.

Само движение штундизма в последствии распространилось по территории Украины, России, Беларуси. Несколько общин были даже в Польше. Штундисты в качестве отдельного движения просуществовали порядка полувека и в последствии, в большинстве своем, слились с баптистами.

 Распространение штундизма. Оригинал карты – здесь

*На заглавном фото – типичная крестьянская семья штундо-баптистов Киевской губернии (1901 год)

Юрий Ягольник