Традиции празднования Сочельника на Николаевщине

Прочитали: 818

Традиции празднования Сочельника на Николаевщине

В Сочельник, накануне Рождества Христова, по древним добрым обычаям вся семья собирается за праздничным столом. Это время особенное - веселое и волшебное, насыщенное множеством примет и обрядов, которые передаются из поколения в поколение. Сегодня наш рассказ о самобытных и ярких традициях празднования Святого Вечера на Николаевщине: какие особенности празднования в разных уголках нашей области сумели сохранить земляки для потомков.

Главные домашние символы Рождества

Накануне праздника дом тщательно убирали и украшали. 6 января вечером, с появлением первой звезды, хозяин в дом заносил Дидух - последний обжиночный сноп, к которому добавляли колоски различных злаков, цветы, целебные травы, обварачивали обереговым полотенцем, вышитым собственноручно или кем-то из родственников. Это слово в переводе со старославянского означает «дух предков» и символизирует родоначальника семьи - Деда. А расположение его в доме - в углу - олицетворяет место для духов, предков, дедов, защитников и покровителей дома. Дидух привносил в жизнь семьи мир и благополучие, ассоциировался со святым возрождением всего живого, ведь сам Иисус родился в конюшне: маленький лежал в яслах, покрытых душистым сеном. Кстати, традиция на Рождество устилать сеном домашний пол дошла и до наших дней.

Традиции празднования Сочельника на Николаевщине

На Баштанщине, по воспоминаниям 94-летней жительницы села Добрая Криница Марии Недбайло, принято было размещать по дому сено, собранное летом на Троицу. На третий день Рождества, на восходе солнца молодые неженатые парни ходили по селу, будили хозяев, забирали сено, которым был устлан дом и сжигали его за воротами усадьбы. Считалось, что таким образом семейный дом очищается от всего плохого.

Старожилы Николаевщины сохранили и малейшие детали украшения Дидухов. На Веселинивщине, по рассказу жительницы села Староалексеевка Нелли Апостол, к большому Дидуху добавляют еще семь маленьких снопиков, перевязанных лентами, которые ставят в углу стола. А Анна Щербань, живущая в селе Ингулка Баштанского района, говорит, что у них на радость детям принято «разукрашивать» Дидух конфетами, разноцветными лентами и другими украшениями. На Врадиевщине из соломы к рождественским праздникам изготавливали также и обереговые пауки, символизирующие связь с умершими родственниками-хранителями семьи.

Накрываем Святой стол

Перед тем, как накрывать святвечерний стол двенадцатью постными блюдами, по углам кладут обереговые чеснок и освященный мак, зажигают свечу. В Ингулке Баштанского района и на Веселинивщине принято притрусить сеном также и праздничный стол. В Староалексеевке, кроме чеснока, традиционно клали на стол пару связанных ложек, чтобы люди были в паре. За столом нельзя ссориться, поэтому люди пытались заранее помириться со всеми обидчиками, отдать все долги.

Традиции празднования Сочельника на Николаевщине

В гости в этот вечер не ходят. Если кто-то и случился, его обязательно приглашают к столу, потому что верили, что этот гость является благословенным и принесет в дом счастье и благополучие. Среди обязательных блюд святвечернего стола - кутья, узвар и калач, который обычно присыпают комочком соли и украшают свечой. На Доманевщине калач кладут посреди стола на сено, заготовленного летом, а первой пробуют кутью, приготовленную из тщательно перебранной чистой пшеницы. Ее отваривают, смешивают с толченым маком, поджаренными орехами, добавляют сахар, мед или халву. На Баштанщине для кутьи используют пшеницу, ячмень или другое зерно, добавляют по вкусу мед, орехи, изюм, семечки, заправляют компотом.

Традиции Святой трапезы

Хозяин открывает дверь дома, выходит на улицу и поименно приглашает души умерших родственников к Святому ужину. После зажигания свечи и молитвы, он берет немного кутьи и кормит птицу и скот, чтобы не болели и хорошо неслись. На Кривоозерщине есть обычай, по которому хозяйка снимает верхний слой из кутьи, передает хозяину, а тот кормит ею птицу и домашних животных. Жители Новобугского района, по словам уроженца села Миролюбовка Владимира Швеца, за святвечерний стол не садятся, пока не сойдет первая звезда, а также не будет накормлен весь скот. Хозяин три раза говорит слова: «Мороз-Морозенко, иди к нам кутью есть! Или иди, не иди, а нам вреда не делай!». Среди двенадцати обязательных блюд: борщ с «ушками», грибная юшка, вареники с различными начинками, но без мяса, голубцы, маринованные сельди, заливная рыба, тушеная капуста, фасоль и гороховое пюре, пончики и узвар. На стол также ставили тарелку с бобами и монетками, чтобы год был урожайный и богатый.

Традиции празднования Сочельника на Николаевщине

Жительница села Зеленый Яр Клавдия Надежко рассказывает о том, что в некоторых семьях в Сочельник принято было по очереди прятаться под столом, имитируя квохтанье курицы-наседки: чтобы цыплят было много, чтобы велась во дворе птица, неслись яйца. В Ново-Сергеевке Баштанского района на стол ставят капустник, заправленный маслом и пшеном, постный борщ с рыбой или грибами, вареники с капустой и картофелем, блины или пончики, пироги с капустой, грибами, картофелем, голубцы с овощами и крупами, разнообразные каши: пшеничная, гречневую, гороховую или кукурузная. На Врадиевщине в этот вечер делают вареники, голубцы с капустным и виноградными листьями, заливное из рыбы и жареную рыбу, паштет из вареной фасоли, заправленный жареным луком и чесноком, пампушки с чесноком.

Считается, что накануне Рождества души умерших приходят в гости, поэтому ужинают тихо, спокойно, чтобы не напугать их. На стол принято ставить лишнюю посуду для предков, на ночь ничего со стола убирать. На Веселинивщине на столе ставится емкость для недавно умерших родственников, перед ужином читают молитву. Перед тем, как сесть за стол, со стула обязательно сдувают пыль, чтобы случайно «не сесть на душу, которая пришла в гости». После ужина снова молятся за умерших и говорят им: «Идите к себе», оставляют еду на всю ночь на столе. В Ново-Сергеевке Баштанского района принято оставлять угощение - кутью и узвар на окне.

В Сочельник дети со словами: «Просили отец, просили мать и я прошу» носили ужин - кутью и калач - близким родственникам: бабушкам и дедушкам, крестным родителям. Для детей это было радостное и долгожданное действо, ведь за ужин они получали множество презентов: сладости и разнообразные вкусности, деньги и подарки.

Традиции празднования Сочельника на НиколаевщинеПо материалам: Николаевского областного центра народного творчества