Художник, пространство и время: Владимир Бахтов по-новому показал просторы загадочной Ольвии

Прочитали: 954

В пятницу, 23 февраля состоялся допремьерный показ фильма режиссера Виктора Завизиона о известном николаевском художнике-графике Владимире Бахтове. Торжественное мероприятие проходило в Киеве в галерее «ТРИПТИХ АРТ». Соответствующая информация появилась на странице в Facebook  куратора галереи «На Спасской 45»  Александры Филоненко .

Так, по словам А. Филоненко, творение режиссёра Виктора Завизиона делает весьма удачную попытку показать и дать возможность пережить этот особый тип творчества, войти в художественную вселенную.

«Именно поэтому фильм начинается с ворот Дома Бахтовых - нас будто молча приглашать вступить в мир, некую параллельную художественную вселенную, в которой обычные кошки вполне уживаются с древними хтоническими богинями. Особой чертой кинофильма является его не нарративность, акцент на переживании визуального и, в каком-то смысле, ритуального опыта, а не конкретного события, что выводит фильм за привычные рамки жанра документального кино и приближает его к таким явлениям как «чистое кино». Ритуальность видеоряда возникает, с одной стороны, при подчинении ритма киноповествования музыкального ритму саундтрека, а с другой - через акцент на работе художника со стихиями земли, воды, огня. Таким образом достижения визуализации некоего мифа, следуя логике, из хаотичной материи выстраиваются упорядоченные объекты,  – считает куратор галереи.

По словам директора киевского Арт-центра «Alter Ego» доктора философии Светланы Стоян, «каждый кадр фильма пронизан уникальным ритмом, в которых Ольвия предстает совсем в других, загадочных очертаниях, преломляясь в образах сакральных реконструкций, гелиограффити, отражаясь в мистических силуэтах графических и живописных визуализаций художника. Медитативные звуки музыки, обрывистые силуэты холмов, гладь водной стихии, алтари, фундаменты ольвийских храмов, журчание древнего источника, в сочетании с перформативными «ритуалами» Бахтова, создание абсолютно иного восприятия Ольвии, возрождение из небытия мощной энергии ее духа».

«Художественная мифология Бахтова отображается в фильме циклично. И это также умело улавливает режиссер. Это миф о творении, где цикл развития художественной вселенной, который начинается с репрезентации художника-демиурга (открывающее окно в свой мир), проходит через каждые две недели, создание новой вселенной. Весной », - написала А. Филоненко.

Светлана Стоян, побывавшая в резиденции художников летом комментирует: «Дом Бахтовых – уникальное пространство, созданное Владимиром и Татьяной – без преувеличения уже давно стал символом ольвийских мест, воплощая собой единство внутренних мировоззренческих основ и виртуозного мастерства, как в создании оригинальных художественных работ, так и в гармоничной организации повседневной жизни, которая всегда проникнута духом творчества. Тот, кто хоть однажды побывал у Бахтовых, уже не сможет забыть эту уникальную атмосферу и обязательно захочет вернуться туда снова».

Стоит отметить, что Владимир Бахтов - николаевский художник, график, мастер лэнд-арта и художественной реконструкции с помощью гелиограффити. Он,  в сотрудничестве со своей супругой Татьяной Бахтовой, начиная с 1995 года, последовательно исследует археологические ландшафты древнегреческого города Ольвии. Начав как график и достигнув в этой области значимых успехов, Бахтов постепенно переместил свои творческие поиски в более открытую для экспериментов область лэнд-арта. Как замечает А. Филоненко «хотя то, что создавалось с 1995 года в ландшафте Ольвии и других археологических объектов Украины, выходит за рамки определения «лэнд-арт», но, безусловно, отвечает его главной характеристике как «земляного искусства». Бахтов работает на земле, с землей и, в определенном смысле, под землей, поэтому его искусство, придерживаясь «древнегреческой» терминологии, можно назвать хтоническим, принимая во внимание определенную потусторонность его ориентации и тяготение к мистике, к древним мистериальным практикам и магическим ритуалам».

В 1994 году в селе Парутино, чета Бахтовых начинает строительство своего собственного Дома, которое длится и поныне. И параллельно с этим начинается конструирование автономного художественного универсума, его законы распространяются не только на творческий процесс, но и на саму жизнь художников, превращая ее в непрерывный перформанс. Это «античная» жизнь в условиях современной цивилизации, своеобразная культурная игра, масштабы которой поражают.

Кроме того, по словам самого художника , крутой поворот в его жизни произошел после четырех лет путешествия на построенном по античным обрахцам судне « Ивлия » по Черному и Средиземному морю, когда он открыл для себя пространство и живую материю Средиземноморья. Тогда он и начал полноценное освоение ольвийского пространство. В то легендарное путешествие Бахтов объездил сакральные места Турции, Греции и Италии, чтобы прочувствовать ушедшие эпохи и исчезнувшие цивилизации. Он смог увидеть ту Грецию, где жили эллины несколько тысяч лет назад, хоть и был на судне обыкновенным матросом, сидел за веслом №8. Но за эти несколько лет странствий по морям и островам, художник прочувствовал культурную бесконечного греческого побережья и увидел связь этого пространства с Ольвией.