Исследование современной николаевской богемы

Прочитали: 8279

Богема, как понятие сегодня еще достаточно размытое и смещенное. Изначально - это малочисленная прослойка населения ориентированная на неконвенциональный, эксцентричный образ жизни, проистекающий в кругах творческой интеллигенции. Образ жизни «Богема» ведет особенный - независимый, праздный, творческий.

Богемные посиделки

Это художники, литераторы, музыканты, театральные деятели - все, кто заняты в цехе искусства и прилегающих к нему кабинетов. Праздная жизнь, свободолюбие, независимое творчество, своя философия и эстетика - вот, что объединяет «богему» в общий хоровод и заставляет плясать в прямом и переносном смысле в тесных андеграундных помещениях.

Богемные настроения завеялись в Париже. В ходе тесного общения парижской и питерской интеллигенции произошло взаимозаражение, и эта волна накрыла все центральные города Европы.

Дом М. Валошина в селе Коктебель

В Украине присутствие богемы проявлялось не четко, туманно из-за ширмы. Чаще она оказывалась тут проездом. Например, в Коктебель  в поместье поэта Максимилиана Волошина. В то время «Богемный» Петербург производил контр- искусство. Внедрялся футуризм, завезенный его идеологом Ф. Маринетти, модернизировались множества разнообразных стилей

"Бродячая собака" существует и сегодня

Одиним из символов тогдашнего богемного сосредоточения, центром андеграунд-среды Питера, Москвы, Киева выступал арт-подвал «Бродячая собака». Основали его «доктор эстетики» Борис Пронин и «дедушка российского авангарда» Николай Кульбин. В подвал спускались все представители богемы. Заседатели -  творческий бомонд:  А. Ахматова, В. Хлебников, А. Блок, Г. Иванова, Б. Лившиц, В. Маяковский, украинцы братья Берлюки, В.  Гнедов и так далее. Посетители пили, курили, нюхали кокаин, влюблялись обсуждали искусство, устраивали перфомансы и разнообразные творческие вечера.

 Вечер в "Бродячей собаке"

Далее Даниил Хармс в полосатых гетрах вместе с Александром Введенским выдумывает ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – собрание писателей и ваятелей искусства для создания свободных форм проявления творчества. Начинаются репрессии со стороны власти. Представителей богемы по одному вылавливают из привычной им среды. Введнского, И. Терентьева, Хармса и многих других уничтожают за вольнодумие и тунеядство.

Даниил Хармс следит за городом

В СССР в средине века обстановка с выявлением и проявлением богемных начал была еще строже. Богема для тогдашней идеологии – это инакомыслие и вредительство. Это была эпоха бульдозерных выставок. Богемные гении того времени не только ухитрялись выстаивать но и доносить свое творчество в народ малыми порциями. Украинский режесер Сергей Параджанов получает «Оскар», правда потом отправляется в ссылку. Украинец авангардист Михайло Семенко эксперементирует с поэзией. А вот уже дальнейшим продолжателям музыкантам Петру Мамонов, Сергею Курехину, режиссеру Сергею Соловьеву украинскому  композитору В. Сельвестрову становиться еще проще самовыразиться. хотя многие эмигрируют. Уезд Алексея Хвостенко поставил в чем-то некую точку.

Сергей Параджанов дома

Перестройка  в девяностых наносит «богеме» еще один удар. Резкое вручение всеохватывающей свободы опять расшатывает не окрепшую нервную систему этого круга людей. Пережившие такую «катастрофу»   приверженцы богемы перетрансформировались на столько, что обрели новые характеристики и манеры,  новые качества, традиции и потребности.

Хвостенко в Париже

Присутствие в городе «богемы» доказательство того, что искусство в городе еще функционирует.

Итак, как же собственно обстоят дела с современной богемой в городе Николаеве? Какова она, и где ее искать решил выяснить «NikLifе». Конечно, в отличие от хипстера, встретить на улице «богему» не так то и просто, особенно днем. Но все же, она существует. Так как творческая жизнь в Николаеве никогда не останавливалась.

Творческая молодежь, поэты и музыканты Кита Скворцов, Виктор 78, Александр Балашов, Митя Фенечкин, одессит поэт Андрей Орловский

Каковы особенности Николаевской богемы? Многие считают, что кафе «Карат» это «богемное» заведение. Такой момент достаточно спорный. Действительно творческий посетитель вхож туда чаще всего, но назвать его «богемой» несколько сложно, учитывая исконные обстоятельства этого термина. Главный посетитель «Карата» его символ и «бог» это николаевский поэт Аркадий Суров. В кафе по «мотивам» вспоминаемой уже «Бродячей собаки» ведется книга учета. В нее каждый пришедший может вписать свои мысли, свои идеи и просто даже стихи. Один раз эту книгу издали в одном николаевском издательстве. «Карат» славится «балалайкой»! Кто популярней в «Карате» Суров или «балалайка», сказать сложно. «Балалайка» - это не просто коктейль, скомбинированный из водки и коньяка, это церемониальный объект! Пить его нужно с должным почтением. Поджигать, накрывать рукой стакан, чокаться, и потом выпивать. Достаточно сложный напиток, действия которого, как и деревянной балалайки тянут в пляс.

Бар "Карат" работает в воскресенье с 15.00

На стенах "Карата" всегда можно оставить что-то свое

Но на самом деле, богему проще встретить в Николаеве в случайных заведениях, например «пивнушка» через дорогу от «Карата». Ранее там часто засиживались члены союза художников.

Где часто можно было встретить настоящего художника


Николаевская группа "Все на Байконур" во Львове на концерте

Но все же, излюбленным местом остаются так называемые конфедициальные «корпоративные» квартиры. Там и приключается чаще всего жизнедеятельность. «квартирники», перфомансы, литературные чтения, дискуссии и просто всенощные разговоры о философии об искусстве и творчестве в целом. В Николаеве такими квартирами можно считать квартиру художника Владимира Гусева (на ул. Садовой) «квартиру у Фикса» (на ул. Чкалова), мастерские в доме «Художника» (на проспекте Ленина), квартиру «у 78» (на ул. Васляева) и так далее. В принципе таких квартир много, главное попасть в нужное время.

 Сейшн в квартире у Владимира Гусева

Квартира у Эдика Фикса

"Квартирник" в Николаеве

Николаевская «богема» сейчас спокойна и наблюдательна. Времена охоты на нее как по следам их творчества, так и по манерам жизни давно окончились. Андрей Антонюк обладатель Золотой медали Санкт-Петербургской академии художеств (что смело можно приравнять к Нобелевской премии в отрасли изобразительного искусства) народный художник Украины, сегодня наконец творит открыто и признан во всем мире. В юности, будучи одесситом, вел достаточно яркую, увлекательную «богемную» жизнь, детали которой уже давно стали легендами.

Андрей Антонюк

Нынче существует очень тонкая грань между творческой интеллигенцией, андеграундом и богемой. Потому смело зачислять кого-то из николаевских творцов именно в эти ряды может быть не совсем удачным решением. Особенности николаевского менталитета не совсем благосклонны к «богемному» сосредоточению, возможно потому, что город долго был закрыт и не восприимчив. Одесситы намного приветливей и «богема» в их городе намного развитей и популярезированнее. Потому «богема» в Николаеве мало выразительна в социуме и максимально уходящая в андеграунд. Потому о многих николаевских художниках и музыкантах больше знают за пределами города чем в его окрестностях.

Зимой в Николаеве создано общество "СИБИ" (Создатели Интуитивного Беспощадного Искусства). В него вошли молодые художники, поэты, музыканты и журналисты.  "СИБИисты" выставили свой манифест "Возбытие эксперементально духа". Общество выступает в поддержку независимого творчества в городе. Устраивает выставки, перфомансы, выпускает книги, снимает независимое, аматорское кино.

 

По материалам:"NikLife"

Фото: www.advertology.ru

www.24open.ru


Таня Грачева