Николаевские мосты через многое прошли, и потому "не стоят"

Прочитали: 16251

Мосты всегда придают городу некую мистичность, так как сами по себе - строения особенных витиеватых смыслов, незаметной для географических карт черточкой, соединяющей разделенные земли, людей, судьбы, истории. Романтизирующи многие ситуации, вносящие убедительную коррекцию в жизнь города, расширяя его кругозоры. Люди одиноки, потому что они строят стены вместо мостов! В Николаеве мостов понастроено достаточно!

Старый Варваровский мост

И каких мостов, совершенно не простых! Начнем с Варваровского. В начале это был первый наплавной мост, который  переводил желающих через Бугский лиман и имел важное стратегическое значение для судьбы всей России. А в 1964 году он превратился в самый огромный автодорожный мост в СССР. А специфика его строения является уникальной. Это разводной мост, шагающий через реку Южный Буг, расположенный на Варваровской мели, одной рукой он держит Варваровку, а другой – сам город. Надобность моста в этом месте появилась еще в 1827 году, это был наплавной мост, который вскоре прохудился. В 1856 его сменил новый мост «еловый», более устойчивый. Надвисающий над водой всего в метр, укрепленный цепями длиной в километр и шириной чуть больше шести метров.

Варваровский мост на старом месте

Человеческие мостовые "пробки" в советские времена закупоривались часто

Такой он совершенно не был готов к Великой Отечественной Войне! Но после ее завершения полностью приступил к службе! Да еще как! Не менее пять раз в день он исправно разводился и сводился. А в 1957 было решено сделать из нетерпеливого к морозам и штормам моста настоящий, можно сказать великий на те времена мост! За дело взялся лауреат Ленинской премии Лев Георгиевич Карели и работники ЧСЗ. Строительство закончилось в августе 1964 года. Мост перенесся на новое место и получился длинной в два километра, шириной 15, 7 метра. Мост имеет единственную в стране горизонтальную разводку с поворотом на 90° на центральной опоре, и два тротуарных перехода, которые могут выдержать 500 килограммового человека на каждом метре.

Ранее Варваровские "разводы" было явление достаточно частое

Почти тридцать лет претензий к Варвароскому мосту не возникало, и только в 1991 году произвели замену металлоконструкций ортотропной плиты, и поменяли асфальтное покрытие. В дальнейшем проводились обновляющие работы. И вот в 2008 году проектный институт «Киевсоюзшляхпроект» признал состояние моста аварийным. Из-за дефицита финансов Варваровский мост до сих пор в унылом состоянии.

Ингульский мост сегодня

Далее перейдем Ингул по Ингульскому мосту длиной в 472 метра, шириной – 18, 5 метра, и двумя тротуарами по 2, 25 метра в ширину.  Этот мост не менее замечателен! До 1996 он считался мостом с самой большой разводной частью в целой Европе! Обскакал его лишь мост в Роттердаме, и то, только лишь на 6 метров! 

Ингульский мост -  отличный трамплин для любителей экстрима!

Потребность к нему у николаевцев возникла еще в 1792 году, чтоб соединить центр с микрорайоном Соляные. А современное свое лицо он заполучил в 1980 году с помощью все тех же рук, что строили Варваровский мост – рук Льва Корели.

Мост брал на себя ответственность пропускать судна отплывающие с завода имени 61 коммунара. А для пассажиров является переводником с ул. Пушкинская до мыса «Стрелка». Ингульский мост достаточно аскетичен как на первый взгляд, но если присмотреться, можно увидеть кое-что интересное. Например, небольшие, заметные лишь пешеходам, вставки между перилами – символические как для города корабелов литые композиции. С моста строителями планировалось спускаться в четырех местах, но эта затея так и не осуществилась. Но зато по мосту исправно ходят троллейбусы начиная с 1982 года.

Ингульский мост как-то решил снова выделиться, из-за чего еще раз напомнил о своем существовании всей Европе. Это случилось в 2008 году, когда из Николаева выпроваживали испанский заказ – судно выстроенное нашим заводом. И именно когда он проезжал под разведанным мостом, этот хитрец начал опускаться. Из-за чего кораблю пришлось снова вернуться на завод. Причины этого инцидента мало известны.

И как бы не старались эти оба моста, как бы не выделялись на европейском уровне, даже не смотря на то, что сами по себе они имеют стратегическое значение для Украины и для стран Черноморского бассейна, проводят чаще транзитный транспорт, который полностью разбивает их и городские дороги.  Государство не убежденно в том, чтоб заняться их судьбой, вложить средства на  содержание. Но возможно именно для того, чтоб мосты слишком не расстраивались, их украсили новогодними гирляндами, и в темное время суток, особенно издалека они смотрятся празднично!

Ингульский мост вечерами

Среди николаевских яхтсменов присутствует мнение о том, что можно загадывать желание когда проезжаешь под одним из этих мостов. Только при этом нужно вдохнуть когда яхта отправляется под мост и выдохнуть, когда она выплывет оттуда.

Не лучшие дни николаевского понтонного моста

Понтонный мост в Николаеве был сооружен в 1805 году. Его по праву можно считать самым прогулочным и романтичным мостом Николаева. С ним постоянно происходили разные нелепости: то он тонул, то его разбирали. В какой-то степени он даже принял на себе ношу называться  городским  мостом влюбленных. Горожане переняли опыт соседей и тоже начали цеплять к перилам подписанные именами замки.

Железодорожный мост возле ЧСЗ. Часто встречается на открытках старого города.

Мост через Аляуды давно подлежит реконструкции. На нем не только уже давно опасаются ездить автомобилисты, а и простые пешеходы стараются делать это как можно робче. Мост прогнил в некоторых местах и совершенно расшатан.

Но самые магические и самые мистические, таинственные мосты в городе, это те мосты которых не видно, но они где то есть. В данном случае стоит вспомнить о тех мостах, которые есть в проектах но не существуют в реальности.

Некогда предполагалось строительство нескольких мостов. В первую очередь планировал возникнуть «Японский» мост на такие же деньги! Он хотел соединить  район Родников с Матвеевкой тем самым херсонское направление с одесским, что повлияло бы не только на Николаевскую биографию, а и на Украинскую в целом.

Обдумывались также еще несколько мостов. Это мост соединяющий микрорайон Широкая Балка с Малой Коренихой. И еще один, соединяющий район Лески с Варваровкой. Но последний был раскритикован депутатским корпусом, да и самими жителями Николаева. А в помощь путешественникам в Крым строится развилка по трассе на Херсон. Судя по всему это будет внушительный младший брат николаевским мостам. И это очень хороший знак!

Мост "Счастливого пути"

Мост на Баштанку, горожане прозвали  «Счастливого пути!». Такое пожелание действительно полезно проезжающим под ним автомобилистам. Достаточно часто на этом месте происходят несчастья, особенно в темное время суток.

Сегодня наши мосты редко разводятся, и этот их «нестояние» происходит не только из-за их «здоровья», а главным образом из-за отсутствия повода. Что для города корабелов является самым грустным обстоятельством. Жители согласны скорее выстоять в пробке, добираясь до своего рабочего места рядом с разведенным мостом, нежели прохаживаться по нем в любое время без особой занятости. Потому «NikLife» желает Николаеву здоровых "задратых" мостов!

 Один из мостов "близнецов" на ул. Гражданской

Мостик через "Канаву" на ул. Чкалова

По материалам: "NikLife"

Фото: "NikLife", bazar.nikolaev.ua, tripua.info, sandora.ua, dag.com.ua, nikolaev.promir.info.

Таня Грачева