Николаевские почтальоны носили сапоги со шпорами и хорошо владели английским

Прочитали: 5533

История развития почты на Николаевщине началась с основания города и богата интересными фактами и событиями, которые заслуживают внимания современников.

Портовое сообщение способствовало появлению в городе почты

Развитие почтовых сетей Николаева проходило по схожим с Одессой и Херсоном схемам. Первая почтовая контора в городе построена в связи с развитием кораблестроения вместе с возведением Адмиралтейства еще в 1788-1789 гг и располагалась по улице Адмиральской, 23. Через несколько лет в Николаеве создали государственную конно-почтовую станцию. А до этого для обслуживания частной почты и перевозки пассажиров купец А.Самокишин удерживал две конно-почтовые станции, которые впоследствии были приняты в казенное управление.

Появление частных контор существенно оживило почтовые пересылки

На территории Николаевщины особенно выделялись своей почтовой историей Ольвиополь (современный Первомайск) и Вознесенск.

Ольвиопольского почта была одной из самых древних на территории Юга Украины. Так в 1781 г. завершались переговоры о заключении мира между Россией и Турцией и Потемкин сообщил Екатерине II об их результатах, императрица приказала ему отправить курьера к Ольвиополя. Освоение Северного Причерноморья было невозможно без «приличной и исправной почты». Поэтому почтовый тракт проложили из Ольвиополя через Бендеры и Яссы на Бухарест. К царскому указу также прилагался штат пограничного почтамта: почтмейстер, два писаря, двенадцать почтальонов. При этом было желательным, чтобы они владели турецким языком. Стоимость частного письма от Ольвиополя в Константинополь равнялась 15 коп. за лот, то есть по 12,8 грамм. Расходы не покрывались доходами, поэтому через три года за письмо в Турцию брали уже 50 коп. за лот.

Такие марки повидали много николаевских языков и конвертов

В то время  для наблюдения за действиями почтовых учреждений в Российской империи создавались 11 почтовых округов во главе с почт-инспекторами. В штат округа, кроме почтмейстера, входил помощник и листовод.

Окружные почт-инспекторы были обязаны два раза в год посещать закрепленные за ними почтовые учреждения, контролировать их работу, не делая ревизий, проверять, как содержатся почтовые станции, организацию перевозки почты.

Почтовые открытки стали не только визиткой Николаева, но и хорошим бизнесом

Еще в конце XVIII ст. для почтальонов была введена специальная форма, которая в неизменном виде просуществовала до 1832 г. Они носили красные фуражки, такого же цвета суконный кафтан с белым поясом, мундир одевался поверх обычного платья. Почтальон носил на груди медную бляху с государственным гербом, а через плечо на гарусном шнуре почтовый рожок. На курьерских и почтовых лошадях под дугой вешали колокольчик. Категорически, под страхом жестокого наказания, запрещалось пользоваться колокольчиками лицам, которые не имели отношения к почте. В связи с новыми изменениями почтальоны стали носить жилеты, зеленые панталоны и сапоги со шпорами.

Виды старого города все еще хранят былые откровения и признания

Примерно в это же время появляются так называемые «свободные почты» как разновидность коммерческого подхода к почтовому делу. Суть его сводилась к тому, что почту мог организовать любой человек. Все желающие могли содержать почтовые станции на «пролетные деньги», не получая ничего от казны. Разрешение выдавалось на несколько лет.

Старые почтовые открытки были не хуже современных "валентинок"

Владельцы свободных почт, прежде всего, повысили пролетную плату и получили право перевозить частных лиц с их согласия. Владельцы должны соблюдать правила, существующих для государственной почты. Это касалось и количества задействованных лошадей, и скорости перевозок, и времени на обмен корреспонденции и смены лошадей. На последнее, например, отводилось всего 15 минут, обед и ужин не могли длиться более часа, а завтрак и того меньше - 30 минут. По статистике, в Херсонской губернии перевозки корреспонденции, посылок и пассажиров полностью осуществлялось свободной почтой.

Почта объединяла народы

Чиновники, за исключением сортировщиков и почтальонов, станционных смотрителей, канцелярских служащих, устраивались и увольнялись Почтовым департаментом. В пограничных конторах почтмейстер и его помощник должны были владеть иностранными языками. В Николаеве пограничную почту организовали при таможне. Тем, кто имел дело с международной почтой, установили доплату за знание английского языка. Проверку этих знаний проводили лица, не работавшие в почтово-телеграфной службе.

А почтальоны в совершенстве знали английский

В середине XIX в. в Николаеве не было почтовых ящиков, письма сдавались в частные лавки и работник почты раз в день обходил их, а потом относил собранное корреспонденцию в почтовую контору.

Письма и открытки сдавались на хранение в магазины, откуда потом забирались для пересылки

С большим трудом работали на Николаевщине почтовые учреждения после земской реформы. Известно, что в 1888 г. в селе Братском сельский сход принял просить начальника Николаевского почтово-телеграфной конторы Херсонской губернии ходатайствовать перед Одесским округом выделить «для опускания писем» почтовый ящик, поскольку они уже собрали с крестьян 13 руб. 30 коп. К этому времени в Николаевском уезде действовало уже 18 отделений связи.

В 1855 г. в Николаеве начал действовать электрический телеграф. Однако, в этом же году уже работал телеграф, но только «оптический». Центральный пункт так называемого «оптического» телеграфа располагался на территории астрономической обсерватории и служил для передачи и приема информации и распоряжений портам юга и Черноморскому флоту.

Абсерватория была домом для "оптического" телеграфа

С 1852 г. почту начали перевозить на железной дороге, согласовав при этом с почтовым ведомством расписание движения поездов, прицеплять почтовые вагоны, ремонтировать их, выделять помещения на станциях для хранения почтовой корреспонденции, а также в каждом пассажирском поезде - место для почты и сопровождающего. На самих железных дорогах почтовые операции не проводились, также запрещалось руководителям железных дорог принимать и самостоятельно пересылать деньги, ценные бумаги, бандероли, посылки.

Пересылка писем была не всем по карману

За утрату или повреждение почтовой корреспонденции, по вине разъездного чиновника или сортировщика, на них налагался штраф в размере 10 руб. за каждый лист, который находился в почтовом пакете.

Установлены и усовершенствованные во второй половине XIX правила перевозки почты железными дорогами просуществовали почти 50 лет.

Возможно, требование знать английский вызвано тем, чтобы почтальоны не читали посланий на других языках

С середины 50-х годов XIX в. в Украине получили широкое распространение регулярные перевозки по внутренним водным путям сообщения (рекам и озерам), которые осуществлялись на основе согласований между почтовым ведомством и частными пароходными кампаниями.

С 1896 г. частными пароходами «Молния» и «Орел» по реке Южный Буг началась перевозка почты между городами Николаев и Вознесенск. Позже, в 1902 г. владельцами этих пароходов - купцом II-й гильдии Михаилом Олевинским, Александром Мелетиным и агентом Вознесенского пароходства Дометием Дзин была создана пароходная кампания «Молния, Вулкан и Заря».


Почта между Николаевом и Вознесенском перевозилась в навигационный период, т.е. с 1 апреля по 31 октября, шесть раз в неделю. Для ухода за движением почты на пароходах были установлены должности почтальонов.

По мере накопления опыта по организации перевозок почты водным транспортом, к перевозкам начали принимать не только простые письма, но и телеграммы, заказные письма, ценные пакеты и печатную продукцию.

Начиная с 1902 г. компания «Молния, Вулкан и Заря» перевозила почту. В качестве компенсации, пароходам предоставлялось право поднимать на мачтах почтовый флаг, что давало им преимущества и льготы при ремонте, загрузке топливом, прохождении таможенных процедур и т.д.

Так, благодаря почтовым реформам и с развитием сети железных дорог и интенсификации судоходства сократились сроки перевозок почты, вырос ее объем. Важное значение приобрели услуги международной связи. Все это позволило почтовым структурам Юга Украины выйти на одно из первых мест по своему значению.


По материалам: bazar.nikolaev.ua

Фото: novoros.ws