"Дормашина" - николаевское приведение с моторчиком

Прочитали: 9058

Конечно, никто не спорит, что корабли у Николаева получались некогда знатные и достопримечательные. Про это говорить не стоит, ведь итак все знают и забыть не могут. Но не все помнят, как некогда из Николаева не только выплывали, а и выезжали замечательные укладчики, техника для строительства асфальтовых, цементно-бетонных покрытий, гидрофицированных машин, бульдозеры, канавокопатели, краны и снегоуборщики. И еще эти «не все» удивятся, что выкатывались эти дорожные ваятели из ворот знаменитой николаевской «Дормашины».

Знаменитые городские наводнения на «дормашине» - славная городская забава

Сегодня, это призрачное место, расположенное в самом центре города, успело завоевать славу отнюдь не самую добропорядочную. Много шуток витает городом про «славную» остановку «Дормашина», много слухов ходит о том, что же сейчас происходит за стенами полуразвалившихся заборов с железной проволокой. Скольким фотографам не дает спать мечта о фотосесии в этих местах... Чтобы там нынче не происходило, а попасть туда можно только со специального разрешения.

Отыскать «Дормашину» можно даже с закрытыми глазами, а все потому, что место это имеет едкий специфический запах. Прикрыть его от глаз туристов практически невозможно - территория бывшего завода слишком велика для этого. Да и со страниц истории стереть этот объект трудно – заводу уже больше ста лет, основан он в 1877 году.

С самого начала «Дормашина» звалась иначе, а задания имела другие. «Извольте-с сделать остановку–с  возле  «Механического завода братьев Донских» нужно было бы говорить пассажирам, если бы конечно, тогда существовал общественный транспорт по проспекту Ленина. Завод, как и сейчас, располагался между Севастопольской и Херсонской (проспект Ленина), Мещанской и Малой Морской улицами. Тогда он специализировался на изготовлении сельскохозяйственных машин и паровых котлов. Его хозяева – успешнейшие бизнесмены того времени, дела свои заводские вели прилежно, а завод приносил стабильную прибыль.

Но вот после революции табличка завода сменилась в 1922 году на «Плуг и молот» - то название, к которому далеко ходить не стоит, а главное сохранена пользительнейшая актуальность. Но даже это стальное имя не уберегло завод от войны. После нее «Плуг и молот» получил имя – «Дормашина» и мастерить принялся дорожную технику.

«Продукция завода отвечает всем требованиям функциональности и надежности, она нашла свое широкое применение при строительстве автодорог и улиц во многих городах. Завод обладает достаточными производственными мощностями и хорошо оснащенными цехами для успешного развития и продвижения выпускаемой техники» - характеризовали «Дормашину» энциклопедические справки в СССР.

Сейчас же о всем этом можно только вспоминать. Дорожные машины «вильнули хвостом» оставив жителя не с разбитым корытом, а с разбитыми дорогами. Сейчас «Дормашина» – олицетворение убогой, ветхой николаевской современности. Это символ равнодушия и безразличия не только к эстетическому  лицу города, а и его функциональным обязанностям. Позиция управляющих городом похожа на собачье поведение на сене. Сколько должно пройти времени, чтоб это приведение кто-то изгнал из центра города, совершенно не известно.

Территория нынче является частной, но по закону, если ею никто не занимается, она должна снова вернуться в городское подданство.

Единственные, кому приносит пользу «Дормашина» - уличные художники графитти

От старой пожарной вышки, располагающейся на этом месте, не осталось и следа

Бизнес-центр "Дормашина" функционирует, правда, искулючительно за счет аренды помещений

Если заглянуть в щель, то можно увидеть, что ситуация внутри гармонирует с наружной. Но объект находится под охраной.


Таня Грачева