Дореволюционные фотографы Николаева все еще возвращают в прошлое

Прочитали: 11241

Желание николаевцев приобрести «личное зеркало, обладающее памятью» в виде кусочка картона с изображением себя или близких людей могло осуществиться еще в середине ХІХ века. Сегодня весьма затруднительно назвать адрес и владельца первого фотографического ателье в Николаеве или Вознесенске. Но зато сохранилось немало фотографий людей из прошлого, запечатленных на фирменных фотокарточках с именами фотографов того времени.

Неизвестный мужчина, "Универсальная фотография" (ул.Купеческая, 53), 1885-1895

В конце ХІХ века количество таких фотомастеров выросло подобно грибам после дождя. Самым дорогим и модным считалось ателье Фридриха Дюрнбека (угол Соборной и Спасской улиц, 38, дом Феруза) и М.M. Криммера (Б.Морская, дом Давидзона; ул. Соборная, дом Каменского).

Николай Осиянов с матерью Дарьей, Русская фотография А. Шифрина, 1900

Такие ателье занимали два этажа. На первом этаже, как правило, располагались вестибюль, приёмная и лаборатория, на втором - шикарный съёмочный павильон, разделенный на несколько секций. Каждая из них имела своё функциональное назначение: для портретной съемки (до натуральной величины), семейной и групповой (до 20 человек). Фотографируемые сами могли выбрать фон снимка: их в каждой секции имелось несколько вариантов.

Юлия Михайловна Рюмина, 16 лет, Ф.Дюрнбека, 1890

Девочка, Русская фотография Шифрина (дом Саказчи на Соборной ул.), 1890-1900

Основной клиентурой именитых николаевских фотографов были местные властная и военная элита, высшее духовенство, гласные Городской думы, богатые купцы и промышленники. Снимки у них были очень дорогие, но зато качественные и красивые.

Антон Маркович Задвицкий, фотография В.Черняева, 1870-1875

Эмма Федоровна Дюрнбек, М.Криммер, 1890-1920

А буквально на той же Соборной в доме Кранцфельда (угол Б.Морской) и доме Саказчи разместилось два популярных салона «Русская фотография». При этом оба ателье не испытывали конкуренции, ибо обслуживали разные сословия населения города.

Горенко Валентина Ивановна, фотография Криммера, 1894-1896

Дарья Антоновна Донская (в девичестве Задвицкая), фотография М.М.Криммер, 1895-1900

Александр Фёдорович Опперман, 1897

Не испытывало недостатка в клиентах и фотоателье В. Черняева на Потемкинской, 66 (угол М.Морской), а также А .Ш. Морозенского на Московской, 18 (угол Потемкинской). Кроме того, качественно сфотографироваться можно было и в ателье М. Мальта «Универсальная фотография» (ул. Потемкинская, 53), а также у Леонтия Коносевича на Б.Морской, 35, а также заскочить на «вылет птички» к С. Деречинскому на Соборную в дом Подаревой.

Маслак Герасим Павлович, ателье А.Ш.Морозенскаго (ул. Московская №18 уголъ Потемкинской), 1900-1916

Яснопольский Петр Антонович и его молодая жена Мария Кондратьевна, 1908

Эллида Искандеровна, фотография Ф.Дюрнбека, 1890-1920

Примечательно, что практически все фотомастерские располагались в центре города, где и сегодня кипит деловая жизнь Николаева. Большинство из них были гостеприимны для горожан любого сословия, привлекая клиентов невысокой ценой снимков, их отличным качеством и вежливым обслуживанием.

Подполковник Валериан Валерианович Снегоцкий с супругой Юлией Михайловной (дочерью генерала М.Н.Рюмина) во время отпуска в родовом имении Мартыновских, Рюминых и Снегоцких в селе Ястребиново Ананьевского уезда Херсонской губ. в 1910 году. г.Вознесенск, фотостудия М.Эльман, 1910.

Фотограф Ф. Дюрнбек с супругой и детьми

Лидия Снегоцкая с подругами-гимназистками, 1910 г, г.Вознесенск, ателье Моисея Эльмана, 1910 г.

Владельцы фотосалонов, несмотря на то, что работали в небольшом провинциальном, пусть даже губернском городе, все же жили безбедно. По некоторым данным, их годовой доход колебался от 3 до 10 тысяч рублей. В чем они старались опередить друг друга - это в том, чтобы заполучить хорошего художника-ретушера. Последний, подкрашивая портреты тушью или акварелью, придавал им помимо фотографической точности ещё и художественность.

Анна, Мария и Александра Донские,  1908

Семья Андрея ФёдоровичаФридриховича Опперман

С приходом большевиков, все николаевские фотографии упростились до полицейско-документальных снимков: исчезли багеты и фон, золотое тиснение и ретушь. Сами же фотосалоны были национализированы, а их владельцы либо эмигрировали, либо были репрессированы.

Фото:forum.vgd.ru, rusalbom.ru