В царские времена в парк Петровского запрещали заходить с собаками и...пожарным

Прочитали: 5095

Зачем пожарным раньше нужны были усы (в то время, как сейчас они строго запрещены), зачем голые мужчины ездили на коне лицом к хвосту и почему в недавнем прошлом каждый уважающий себя гражданин должен был во дворе держать черного петуха?

Обо всем этом можно узнать в недавно обновленном музее пожарной охраны, похвастаться которым могут наши доблестные спасатели.

Думаем, не удивительно, что музей пожарной охраны расположился аккурат в здании территориального управления министерства чрезвычайных ситуаций Украины в Николаевской области, что на Володаркого, 1. Как оказалось, функционирует он уже достаточно давно - с 1986 года.

А так как в музее недавно завершилась реконструкция и замена экспозиции, NikLife решил поинтересоваться, что же нового можно узнать про одну из самых отважных профессий и, конечно же, поделиться увиденным с читателями.

Нужно начать с того, что место расположения здания музея было выбрано не случайно - раньше там находился пожарный обоз, потом было общежитие для огнеборцев, а уже позже -  нынешнее управление. Изначально было намерение создать при управлении собственную пожарную часть, но позже такая необходимость отпала, так как в Ракетной роще такая уже была. И если присмотреться к зданию музея хорошенько, то в больших окнах можно увидеть привычные взору три въезда для пожарных машин, которые обычно находятся в каждой части. Так что даже само место музея немного мистичное, пропитанное пожарным потом и собственной историей.

Хоть Николаев был и не самым большим городом, профессиональные пожарные все же в нем были практически всегда. Правда, они являлись частью полицейского подразделения и называли их по-разному: топорниками, трубниками, но никак не пожарными, хотя функцию свою они выполняли исправно. А поскольку здания раньше были деревянными, то основной задачей огнеборцев была не ликвидация огня непосредственно на месте возгорания, а разборка близлежащих строений, чтобы огонь не мог распространятся дальше. 

Поэтому, как утверждает экскурсовод музея, смертельных исходов было достаточно мало, так как пожарные сильно не рисковали, а лишь в редких случаях получали увечья.

Костюм теплоотражательный - предназначен для защиты при тушении пожаров нефтяных и газовых фонтанов

Необходимо отметить, что раньше из-за того, что дома были деревянными, пожар был настоящим стихийным бедствием, ведь из-за одного очага возгорания мог погореть весь город. Поэтому виновных карали довольно строго и немного экстравагантно — сначала их сжигали на кострах, позже отрубали головы и лишь потом наказание заменили на штрафы, что сохранилось и в наше время.

Реальный пожар на николаевской нефтебазе 60-х годов

В царские времена  выходили указы, которые обязывали каждого во дворе иметь чан с водой, а на воротах нужно было рисовать инструмент, который находился в этом доме: у кого ведро, у кого лопата, и каждый с ним должен был бежать на пожар. Во избежания пожарных коллизий даже процесс приготовления пищи был унифицирован - в летнее время, чтобы готовить, все горожане топили печи в одно время.

Официально же пожарные в Николаеве появились 6  июня 1806 года, тогда был утвержден штат николаевской полиции, в функции которой входила и пожарная охрана. Уже через два года для полиции были приобретены брандспойт, пожарные орудия, бочки, лошади. Еще через два года была построена Управа, в которой появилась и первая каланча (башня пожарной части, - NikLife). Также в Управе размещалась Дума, Сиротский суд, полиция, Городской банк и Городской архив.

О пожаре сигнализировали следующим образом: на каланче на флагшток поднималось знамя той части, которая должна была выезжать на пожар. Перед повозкой, на которой обычно размещалось от 10 до 12 человек, ехал «скачок», который первый приезжал к башне (каланче), узнавал место пожара. Пока он все разузнавал, собирался обоз, потом «скачок» ехал впереди, чтобы пожарным  уступили дорогу, гудел в рожок и указывал путь. Также, чтобы оповестить о степени пожара, на каланче вывешивали специальные шары, а в ночное время - фонари (два или три).

Всегда в упряжке была четверка, то есть, равномерное число лошадей, чтобы тяжелый обоз не заносило, а не тройка, как обычно. Для этого выводили лошадей специальной породы — тяжеловесов с рысаками. Люди узнавали, какая часть выезжала на пожар, по масти коней: например, пегие -  Одесской части, в яблоках — Московской, гнедые - Адмиралтейской.

К 1860 году полицейская и пожарная команды Николаева насчитывала 133 низших чина. На вооружении первых пожарных команд было 35 лошадей, 5 ручных пожарных насосов (один из которых был в резерве), 11 бочковых ходов, две линейки, которые качали воду. Во время пожаров работники использовали ручные пожарные насосы, причем вода к месту трагедии доставлялась в бочках, установленных на конных повозках, называвшихся Бочковыми ходами.

Первый советский пожарный автомобиль "АМО-Ф15", скорость 15 км/ч

Лишь в 1867 в штате полиции появились два унтер-брандмейстера - один из высших чинов пожарный безопасности.

Уже в  начале ХХ века Николаев телефонизируется, запускается узкоколейка, тогда же появляется и водопроводная система, что очень облегчило жизнь тогдашних пожарных.

Костюм пожарного предназначен для защиты от воды и теплового воздействия при пожаротушении

Самым знаменитым пожарным Николаева был брандмейстер (по-современному — начальник пожарной команды) Михаил Свижинский. К сожалению, о нем известно очень мало, но благодаря его самоотверженной работе в городе существенно уменьшилось число пожаров и появились первые пожарные машины.

 Самый известный брандмейстер Николаева (по-современному — начальник пожарной команды) Михаил Свижинский

Так,  в 1910 году он возглавил Николаевскую пожарную команду, которая в то время состояла из одной пожарной части и нескольких пожарных команд по охране судостроительных заводов. В подчинении молодого начальника оказалось 46 человек (Свижинскому тогда было 27 лет).

Первые пожарные автомобили Свижинского в Николаеве

Во время гражданской войны стремительно выросли цены на фураж, не хватало коней. Впрочем, это не остановило главного николаевского пожарного и он нашел выход: было решено отремонтировать шасси американских грузовиков «УАЙТ», которые лежали на местном «автокладбище», и переоборудовать их в пожарные автомобили. Первая «автолинейка Свижинского» появилась на николаевских улицах в 1919 году.

Автоцистерна Пожарная АЦ-40 (131) модель 137 на базе ЗИЛа

Невзирая на послевоенную разруху, в ноябре 1921 года стал функционировать еще один пожарный автомобиль - «авто-огнегаситель начальника пожарной охраны Свижинского», или «автогазовка». А в марте следующего года николаевские пожарные порадовали своих херсонских коллег: также передали им автомобиль «УАЙТ», переоборудующий в автолинейку. Еще через год николаевская команда имела на вооружении уже четыре автомобиля, а также и трехколенную автомеханическую лестницу, изготовленную на заказ рабочими судостроительного завода «Наваль». Как отмечал городской коммунальный отдел, команда перешла на автотягу только благодаря настойчивому труду Свижинского.

Двуручный противопожарный насос (начало ХХ века), который, к слову, после спора двух начальников снова заработал

В 1925 году в распоряжении пожарной охраны города было уже пять машин: три в Центральном районе и две - в Рабочем. Это количество автотранспорта полностью обеспечивало тогдашние потребности команды. Тогда же личный состав увеличили вдвое, пожарные работали, основываясь на инструкции, которую разработал сам Свижинский.

В то время пожарная охрана Николаева считалась одной из лучших на территории Украины, Свижинского даже приглашали работать в Питер, но он остался.

В 30-е года профессионал своего дела, отличный организатор Михаил Свижинский был репрессирован и приговорен к расстрелу.

Хотелось бы немного рассказать о пожарной службе обычных огнеборцев. В царские времена в пожарные шли, как правило, те рекруты, которые отслужили в Российской армии 25 лет. Служаки приходили домой, где уже никого не оставалось, семьи не было, им некуда было идти и, естественно, они шли на государственную службу.

Огентушитель воздушно-пенный передвижной ОВЦ-100

Жили они в казармах, им предоставлялась бесплатная еда, бесплатное жилье и мизерное жалованье в 5 рублей. Казармы просто так покинуть было нельзя — давалось лишь два дня в месяц. День, чтобы принять баню и день для своих личных дел. Пожарные помимо своих обязанностей, выполняли очень много другой работы в городе: вылавливали бродячих котов, подбирали трупы, выполняли мелкие поручения вышестоящих чинов.

Поделки детей, представленные в музее

В основном их учили отдавать честь, маршировать и слову Божьему. За малейшую провинность у них отбирали увольнительные, также присутствовала палочная дисциплина.

В такой форме пожарные, конечно же, не выезжали на пожар

На пожар они обычно ехали в фуфайках, обгорелых куртках, из-за чего возникало немало казусов. Бывало, что в близлежащих хуторах и селеньях их принимали за бродяг и не пускали, в то время как пожар уже все уничтожал. Или же наоборот, под видом пожарных в губерниях орудовали разбойники.

Тушение пожара на корабле, для этого задействовали специально обученные бригады огнеборцев

Так что к пожарным относились в те времена не очень уважительно. Об этом свидетельствует еще один факт - когда-то на воротах нынешнего парка Петровского висела табличка: «Посещать парк пожарным и выгуливать собак строго запрещается». Ну хорошо то, что хорошо кончается, и сейчас в парке висит табличка, запрещающая заходить только с собаками, а пожарным, слава богу, можно.

Диаграма: "Тушения пожара на поле"

Еще одна особенность пожарных тех времен — роскошные усы, которые являлись не только предметом гордости, но несли и практическую функцию, в то время, как сейчас щетина и борода пожарным строго запрещена. Так вот, давным-давно огнеборцы использовали усы, как противогаз! Слюнявя усы и затыкая ими нос, пожарные заходили в задымленное помещение, чтобы со свободными руками оказывать помощь.

Ликвидатор аварии на ЧАЭС зашел вместе с детишками на экскурсию

Ну и напоследок расскажем немного о повериях, которые в большинстве своем не отводили пожары, а наоборот даже усугубляли.

Награды за спортивные достижения

Например, вот мысли жителей Киевской Руси по поводу эффективного противостояния огню: «Коли нагой мужчина на белом коне лицом к хвосту семь раз пожар объездит, огонь и погаснет», «А когда пожар начнется от небесного огня, надобно тушить его молоком (желательно черной коровы, - NikLife)», «Дабы пожар не случился в доме, нужно держать черного кота либо черную собаку, либо черного петуха либо черную курицу».

Вообще пожар в те времена тушить было не принято, так как, по мнению древних, он являлся небесной карой. Чтобы остановить огонь, люди с свяченой иконой  обходили горячий дом или обливали его свяченой водой. А в большинстве случаев семьи все бросали и бежали на берег реки, а потом с погорелыми обозами колесили по Руси.

Так что нужно сказать спасибо современным пожарным, которые самоотверженно борются за каждый дом и каждую жизнь, а не голышом рассекают на конях вокруг пожарища. Но не было бы истории, не было и современности. А как говорят спасатели, легче предупредить пожар, чем потом его ликвидировать. Поэтому для пущего воспитания в музее есть еще много интересных инсталляций и диаграмм, которые научат каждого, как правильно бороться с огнем, и покажут, что бывает от халатного отношения к нему.

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) модель Л-21

Отметим, что NikLife рассказал совсем немного, поэтому советует каждому николаевцу и гостю города побывать в данном музее самостоятельно, дабы больше узнать о доблестных пожарных, их интереснейшей истории и современной жизни. Ну а потом поделиться с нами своими впечатлениями.

Гордость музея пожарников, в данный момент находится на реставрации. Автор: Жаба А. "На пожар"

В статье использованы данные и экспонаты, представленные николаевским музеем пожарной охраны, а также материалы сайта «Николаевский базар»

Фото: Алена Мельникова

Виктория Олейник