В гостях у скульпторов Макушиных: Кому подчиняется камень

Прочитали: 4037

Если мастер прикоснулся к картине или скульптуре, то ее цена возрастает в разы. А если над будущим шедевром работал целый семейных подряд талантливейших людей, результат их творения бесценен. NL удалось побывать в мастерской известных николаевских художников и скульпторов Юрия, Инны и Виктора Макушиных, чтобы теперь пролить свет своим читателям на святую святых совершенного мира искусства. Это место, где не только время становится подвластно, а и камень подчиняется человеку.

Живопись – еще один талант в творческом семействе

«Это гениальные люди! Такого вы не увидите больше нигде. В этой мастерской увековечивается история, рождается замысел всех произведений», - рассказывает друг семьи Макушиных, директор предприятия «Элибра», занимающегося обработкой гранита и мрамора, Олег Грипас, который любезно согласился организовать журналистам экскурсию. Нужно признать, что вряд ли бы мир увидел столько памятников культуры и искусства, вышедших из-под рук мастеров, если бы не сложился в далекие 90-е творческий тандем семьи скульпторов и бизнесмена…

Вместе с Макушиными гостей на пороге дома встречает тройка довольно симпатичных дворняг, которых Инна Макушина регулярно подкармливает: «Жалко их. Сейчас холодно, морозы, вот мы и заботимся об этих бродягах, как можем».

Для монумента юноши с флейтой прототипом послужил молодой Виктор Макушин

«У нас вообще много животных - кот, собаки, даже муха домашняя! Она на балконе проснулась, в комнату залетела и живет себе», - продолжает Юрий Андреевич.

Узкая дорожка от калитки ведет в помещение с высокими потолками, где царит свой особенный порядок. Добрая половина творческой лаборатории занята рабочими материалами: глиной, камнем, гипсом. Остальное пространство занимают скульптуры и их части, а также пластилиновые и глиняные мини интерпретации будущих творений. Здесь ведутся подготовительные работы, которые включают в себя создание множества эскизов.

Инна Макушина изготовила пластилиновую скульптуру женщины с венком

«Вон солдат, который возле Новой Одессы воздвигнут. Это Бузник в проекте. А это Инна Викторовна с маленьким Витей. 40 лет назад это было! Вот это у нас гобеленовая картина по заказу Владимира Дмитриевича Чайки. Он планировал ее повесить в холле, но, увы, не случилось…. Семь лет ее ткала моя ученица!», - говорит Юрий Андреевич, приподнимая запыленную клеенку с огромной картины, на которой изображены основоположники города Николаева.

Неожиданно голос хозяйки дома на время прерывает экскурсию по сказочному месту, сопровождающуюся дурманящим запахом кофе и травяного чая, и гостей приглашают к столу. Сразу же NL замечает, что даже столешницы в обители скульпторов изготовлены из камня.

Творческий тандем семьи Макушиных подарил городу много памятников и красивых скульптур

Гипсовая миниатюра будущего памятника обладателей «Золотого мяча»: Шевченко, Блохина и Беланова

«Собственно, как мы познакомились с Олегом Владимировичем, - вспоминает Юрий Макушин, разливая чай гостям. - Был такой поэт Марк Лисянский. 20 лет назад москвичи заказали нам изготовить ему надгробный памятник. Я прихожу на предприятие, выбираю гранит, а меня встречает темноволосый мужчина, резво прыгающий по каменным глыбам…. Но в тот раз наши пути разошлись, потому что запланированные средства тогда решили отправить на другой проект. Уже спустя годы, во время случайной встречи, я предложил ему работать вместе».

Первой большой совместной работой предприятия «Элибра» и Макушиных стал памятник из гранита Вячеславу Черноволу. Дальше уже появился памятник Потемкину, «Разведчикам», бюсты которых сегодня благополучно разместились в Очакове. За долгие годы плотного союза предприятия и скульпторов Николаев увидел «Невесту», памятник Жертвам холокоста, Погибшим милиционерам, почетному горожанину Михаилу Божаткину, бюст С. О. Макарову и многие другие работы, которые можно наблюдать не только в пределах Южного региона.

40 лет назад Юрий Макушин изготовил скульптуру своей жены с маленьким сыном

Этот гобелен мог украсить холл в мэрии города Николаева

«Все расходы на себя берет Олег Владимирович: установку, изготовление, материалы… Его заслуга перед городом колоссальная. Мы придумываем, а Грипас исполняет», - смеется Виктор Макушин.

Еще одна сложность, по словам мастера, заключается в том, что с большими блоками очень тяжело работать – их сложно переворачивать, не имея достаточного количества людей и необходимой техники. Особенно тяжело управляться с материалом, когда камень полированный.

«Вы не представляете, как трудно подобрать материал…. У меня была ситуация, когда уже, практически, был готов памятник. Я хотел подравнять, стукнул, а лицо просто - напросто обвалилось. Но во время работы с материалом Олега Владимировича таких казусов у нас не случалось. Он отбирает прекрасное сырье».

Творческий беспорядок в «лаборатории» Макушиных

Виктор Макушин перенял свой талант у матери и отца

Дарья Ткаченко