Правила жизни или искусство жить в удовольствие от Геннадия Плужника

Прочитали: 2927

Часто для того, чтобы вынести какой-то урок для себя, помочь сделать выводы, мы читаем советы психологов, известных людей. А девочки и вовсе любят «виснуть» в социальных сетях, внимая «ванильные» статусы роковых девушек. Но намного полезнее обратить внимание на простых людей, которые «заработали» реальный жизненный опыт и своим примером доказывают все те необоснованные вещи, которыми любят бросаться люди, не имеющие к ним отношения и не соблюдающие этих же правил.

Геннадий Плужник – член Союза художников Украины, является автором многих тематических музеев в Николаевской области,  был инициатором открытия кафедры дизайна в НУК им. Адмирала Макарова, где преподает и сегодня. NikLife познакомился с этим гениальным мастером кисти. На жизненных примерах художника, мы выстроили правила искусства «жить» и «рисовать» в своей жизни только правильные картины.

1. Занимайтесь тем, что приносит удовольствие, несмотря на неудачи.

"Творчество дает мне импульс жить, наслаждаться. После каждой удачной работы, я ещё неделю нахожусь под впечатлением. Но бывают и неудачи, их тоже переживаешь – как же так? Вроде бы хотелось писать и не получилось. А бывает, что и настроение плохое, головная боль, начинаешь писать, сделал хорошую работу, и голова перестала болеть. А бывает и другая картина, ты в настроении идешь работать, а картина не удалась.

Дело не в прибыльности. Я считаю, что работа должна приносить человеку не только деньги, но и удовольствие, наслаждение. Если это так, то это вдохновение."

2. Стройте планы на будущее, которые впечатлят результатом всех.

"Зимой я работал над большой темой, но пока её не показываю, возможно, осенью. Я сделал большой эскиз, здесь большая работа «Тайная вечеря». Есть тема «Христа и грешницы». Если всё будет нормально, представлю к Новому году.

В последнее время отошел от темы. Писал, когда была зима, холод, находясь дома. Сейчас тепло и я опять буду заниматься пейзажами, и осенью сделаю выставку.

Я хочу обязательно выставить сакральную тему, будет много работ. Сюжеты для этой темы беру из головы. Если я перерисую, то это будет не мое. Только свой ход и своя композиция, своё решение.

Единственное, что я для этой работы в течении зимы приглашал ребят с бородой, которые бы напоминали апостолов. Они были дополнительным материалом для работы. Потом я буду их изменять, делать рисунки. Репин писал «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 13 лет. Это не говорит о том, что он писал каждый день. Делал рисунки, зарисовки, этюды, только потом обобщал и творил работу".

3. Ищите вдохновение даже под ногами.

"Процесс выбора темы и творения картины есть сугубо личным. Бывает, иду, наклонился шнурок завязать, и снизу посмотрел ракурс на природу – о! Я, когда стоял, этой красоты не видел. Ну, вот, когда наклонился шнурок завязать, рассмотрел! Я тут же останавливаюсь, «падаю» на это место и начинаю работать. Холст и карандаши при мне".

4. Умейте находить что-то особенное и ценное для себя. Оно спрятано в простоте.

"Надо отдать должное, что бывает, смотришь – такое простое место, непримечательное, непривлекательное, но с этого как раз и можно сделать работу, а не с красивого и «припудренного». Если передаешь своё состояние, то, что хотел, тогда оно получается.

Мне нравится ходить, смотреть, слушать, как птицы поют, прислушиваться, даже в траву могу лечь полежать, в овраге на даче. Я работаю только с натуры. Я могу увидеть что-то, а потом уже фантазировать сам. Или же, сделать набросок, а потом сотворить с неё большую картину".

5. Не повторяйтесь – это «пошлятина». Уникальность - в самобытности.

"Не обязательно делать картину так, как она есть в природе. Так она будет не интересна. Как говорил один из импрессионистов: «Ну, нарисуешь ты дерево точно такое, как и оно есть, станет два дерева. Но это не будет искусством». Надо рисовать так, чтобы это было искусством. Вдохнуть в это другую жизнь. Необязательно все ветки перерисовывать. Каждый раз надо подходить к картине по-разному – что-то удалять, что-то прибавлять.

То, непосредственно, что написано с натуры и передано, квадратный сантиметр жизни, который там, - это хорошо. А если ты «мажешь» с репродукций, фотографий, слайдов – это далеко от искусства, там его вообще нет, это пошлятина".

6. Не старайтесь всем понравится.

"Творческий процесс сложный и  у каждого свой. Одни стараются нарисовать так, чтобы это понравилось зрителю, чтобы он мог её продать, а другие художники не обращают на это внимание, они просто пишут то, что нравится им. Я отношусь ко второй категории.

Была у меня сложная работа заката солнца мазками. Учитывая, что я изображал и передний, и задний план, она вышла, как одеяло стеганное. Тут бежит мальчик лет 14-ти, который коров пас. Посмотрел на картину и говорит: «Это вы рисуете для себя или за деньги?» Я ответил, что для себя. Он досмотрел, ничего же не понимает, что нарисовано, и спрашивает: «Учитесь? В школу ходите?». Ответил, что не приняли, а он говорит, что учитель у него одни двойки ставит, а он только колобка и умеет рисовать, пообещал научить.

Когда он ушел и вернулся, когда я уже сделал картину, то, посмотрев, на расстоянии и сравнив картину с натурой, а оно очень близко вышло: «А говорите, что учитесь. Так красиво вышло». Вблизи смотрит, что мазки, возвратился на прежнее отдаленное место, чтобы посмотреть, а там ведь совсем другая картина: «А что ж это такое – я смотрю вблизи, тут мазки одни, а на расстоянии всё хорошо. А нельзя сделать так, чтоб и там было хорошо, и здесь?"

7. Знайте себе цену.

"Ещё был интересный случай общения с людьми, что продавал картины за копейки людям в поселке, где творил. Они ценили моё творчество.

А то, помню, рисовал лиман, камни, воду, и рыбак вышел, пристал ко мне, мол, хочет купить работу. А мне самому она нравилась. Я сказал цену в тысячу долларов. Он говорит, что дороговато, но эта работа стоит этих денег, вот что мне понравилось. Он не стал «хаять» и говорить, что я обдираю людей.

Когда идет процесс созидания, то люди больше понимают. Когда человек сидит рядом с тобой, и ты пишешь, а он смотрит, как это всё создается, тогда он больше воспринимает, ему больше нравится, чем когда в репродукции или неготовая работа. Это совершенно другое. Поэтому и процесс творчества многим доставляет и муки, и радость, и наслаждение".

8. Находите «настоящее», которое в жизни бесценно независимо от течения времени. Умение его рассмотреть требует подготовки.

"В плане «покупаемости», я не покупаемый художник, я больше пленарного плана, а то, что я пишу народ не воспринимает. Пришли сюда богатенькие на пятый этаж, идут купить работы, а я им говорю, что напрасно вы ползете сюда. Вряд ли вы что-то купите, а они мне, мол, почему? А им отвечаю, что вы бы шли на Советскую. А они мне – какая разница?

Представьте себе, на Советской мы идем, а там сидит мужичок и играет на гармошке, и шляпа рядом, ни вы, ни я в музыке не понимаем, но нам нравится, как он играет, и мы бросим деньги.

Вот тут такая же картина происходит. Вы приходите, смотрите профессиональное искусство, оно вам не понятно, не нравится. Приходите на Советскую, смотрите, да, и там вас всё вдохновляет. Они пришли, но я же их подготовил, поэтому они мне сказать, что это плохо не могут. Кто ж распишется в своей беспомощности.

Народ надо готовить к этому, надо ходить в студию, рисовать, работать, слушать то, о чем я говорю, общаться с произведениями не только в книжках, а и в интернете, ходить в наш замечательный музей Верещагина. Многие покупают работы, но со временем понимают, что работа не та, ведь не представляет никакой художественной ценности".

9. Помните, что ваша цель близко, и её достижение может занять даже полчаса.

"На создание картины время уходит по-разному – от двух часов. Всю картину «Облако» написал за полчаса. Оно ж меняется моментально, поэтому пришлось очень быстро создавать картину. Бывает три часа уходит на картину, что-то дополняешь потом, домысливаешь, и на картину уже уходить 6-10 часов. Но когда работа стает наваждением, ты забываешь, сколько времени потратил на картину. Бывает, что оставляю картину и не трогаю, потому что теряешь момент того, что хотел передать".

10. Не бойтесь усталости. Она лежит на пути к наслаждению и цели. 

"Бывает, что и пейзаж не идет. Но я стараюсь пейзажу отдать как можно больше своего видения и настроения. Бывает, устаешь, что еле ноги волочишь, всё, как будто натура у тебя забрала, но довольный. Получилось!"

11. Слушайте своё сердце.

"Выбор цветовой палитры продиктован природой.  Мои пейзажи очень просты по подходам. Я их не усложняю деталями. Например, я делаю степь и небо или вода, небо и камни.  Камни и вода – это вечно. Если я вижу хороший, насыщенный мотив в природе, но он очень сложный и там много деталей, я беру и отбрасываю некоторые детали, обращая внимание на самое главное. У меня к картинам лирико-философский подход. Я лирик по натуре. Когда рисую картины, думаю о том, как передать это состояние утра, вечера, ночи месивом краски, как заставить звучать так же".

12. Мистика на пути к цели – это хороший знак.

"Был период, когда я захотел передать взрывы вулканов, зарождение земли. Я много этому посвятил. Это пастелью я всё рисовал. А потом мне это всё снилось, я видел краски, которые нужно применить, как я всё это рисую".

13. Будьте недовольны собой!

"Часто недоволен своими картинами. Но это хорошо. Я всегда ученикам говорю: «Если ты всегда удовлетворен своей работой, то это пиши пропало. Ты должен постоянно работать в творческих поисках, что-то проделывать. Это рост. А если ты будешь думать, что у меня всё здорово, я такой великий, то это смерть».

Каждый художник должен переживать. Даже великие художники не всегда довольны своими картинами. Вот первая хорошая работа Репина «Бурлаки на Волге» купил царь. Это 10 тысяч рублей, когда корова стоила три рубля".

14. Ставьте цели, и пусть они будят вас на рассвете.

"Ставлю художественные цели. Без этого нельзя. Я сейчас занят тем, что хочу описать небо. Утром поднялся в пять часов и увидел прекрасное грозовое небо, состояние зашедшей луны. Я беру свои «причиндалы» и отправляюсь в степь рядом, там устраиваюсь, начинаю смотреть, птицы просыпаются поют, и я возле них начинаю обдумывать ракурс, или больше земли захватить, или неба, а тут начинает солнышко показываться. Сам пейзаж, его состояние подсказывает мне, что надо взять, убрать, добавить. Природа заставляет думать, мыслить и иногда даже за меня решает задачу. Но я должен поработать над этим, сделать наброски удачные и не очень. Хочу передать это состояние в серии работ восхода солнца, солнца, с которого начинается день. Может быть пять-шесть работ.

Потом планирую серию работ связанных с лиманом. Это будут лиманы вечерние, ночные. Потом, попишем цветы, а потом, может быть, портреты".

15. Любите то место, где вы живете. Оно особенное.

"Не считаю степь бедной. Я был в Карпатах и мне они, как художнику, не нравятся. Они очень яркие, пестрые, слащавые. Вот Крым – да. Крым – это божественно. У меня есть работы из Крыма. Он очень интересен. А наша сухая степь интересна по-своему. Надо просто присмотреться и в каждой вещи, сделать именно вот там, где казалось всё плохо и неинтересно, там надо искать искусство. А там, где уже всё преподнесено, как конфетка, там не всегда получается найти искусство. 

Овраг перед Старой Богдановкой – совершенно дикое место, природа и пейзажи. Можно и просто отдохнуть с шашлычком. Харчатовка – красивый район".

Справка:

Геннадий Плужник предпочитает живопись маслом и не мыслит творчества без описания с натуры. «Больше всего люблю, и больше всего меня волнует пейзаж Украины, украинской степи. Мои работы связанные с лиманом, со степью, солнцем, подсолнухами, цветами, и даже бодяками».

Художник много учился - сначала в Днепропетровском художественном училище, потом в Московском полиграфическом институте. В дипломе указано, что он художник книги. Хоть сам Геннадий Михайлович и криворожанин, в 1975 году переехал в Николаев, и стал здесь заниматься творчеством. Есть в книге художников Украины, где выбрали 450 мастеров кисти страны, чтобы представить их картины. К слову, в Украине более 4000 тысяч художников.

Работы Плужника находятся в Азове, Мариуполе, в Василькове под Киевом. Выставки были в Берлине, в Москве в «Манеже», где отбирали работы художников Украины.

Сейчас Плужник учит рисовать детей в университете и на отдельных классах. А к покупке картин хочет привлечь китайцев – «они любят нашу живопись».

Ольга Лисовская