Пример Херсона и Армении: как Николаеву нужно осовременивать музеи и галереи

Прочитали: 533

В рамках фестиваля Mykolaiv Art Week николаевцам рассказали о том, как можно трансформировать музеи и галереи в современные культурные пространства. Всем этим поделилась гостья из Херсона Елена Афанасьева – руководительница Центра культурного развития ТОТЕМ и арт-директор «Urban CAD».

По ее словам, в Херсоне есть музеи и выставочный зал, однако этого недостаточно, ведь у каждого их этих учреждений есть свои задачи и своё видение. Ещё несколько лет назад в выставочный зал «посторонним» художникам попасть было почти невозможно – круглый год выставлялись творцы «старой школы». Сейчас ситуация изменилась, но этого ещё недостаточно.

— Когда ты туда приходишь с идеей, то оказывается, что есть план выставок, который расписан на два года вперед, потому что все члены союза хотят выставиться, а их много. А что делать молодым, которые хотят творческих экспериментов, хотят делать «другое» искусство, уходят от набивших оскомину пейзажей и натюрмортов? В Херсоне союз художников сам увидел и понял, что шарашить круглый год выставки, на которые ходят только друзья и семьи художников – это путь в никуда, и начали и принимать молодых, и давать зал под эксперименты. Но всё равно одна галерея для города – это практически ничего. У нас крайне мало привозных выставок, потому что с этим надо больше работать, это затраты и финансовые, и человеческие. Выставки в музеях восковых скульптур и живых обезьян не в счёт! – смеётся Елена Афанасьева. 

По словам Елены, современные музеи и галереи должны выглядеть абсолютно иначе – помимо приглашенных творцов необходимо работать и над вовлеченностью и комфортом зрителей. Несколько лет назад Центр культурного развития ТОТЕМ реализовал именно такой проект в трёх странах – Украине, Грузии и Армении; его суть как раз и заключалась в том, чтобы помочь «осовремениться» традиционным музеям.

— Худший пример музея – это классический Кощей, который чахнет над своим сокровищем. Именно это делает наши музеи провинциальным в худшем смысле этого слова. Хотя на самом деле в каждом музее есть «своя Джоконда» - её только нужно увидеть и правильно подать.

Чтобы найти подходы к изменению, Елена советует собирать команду и вместе разрабатывать концепции. Причём, по её мнению, приглашать к диалогу нужно не только культурных активистов, но и тех, кто обычно в музей не ходит. Они могут рассказать о как раз о том, почему они не посещают такие места и именно от них можно узнать, что нужно сделать, чтобы привлечь новую аудиторию. Например, во время такого «мозгового штурма» в Херсонском художественном музее один из гостей придумал свой формат экскурсий – это был молодой депутат из Армении, и он вёл экскурсию по экспозиции, сопровождая её кавказскими тостами.

— У него был когнитивный диссонанс, потому что произносить тосты с пустым бокалом он физически не мог, а налить вино было нельзя, это запрещено правилами музея. Но он справился, – рассказала Елена.

Одним из самых удачных мастер-классов Елена считает «реворк» музея братьев Микоянов, расположенного в глухом армянском селе рядом с храмовым комплексом – наследием из реестра ЮНЕСКО. В свое время братья Микояны были достаточно известными – младший разработал самолет МиГ, а старший был министром пищевой промышленности, благодаря ему в СССР появилось мороженное, сгущёнка и «микояновская» колбаса. Но музей практически мёртвый.

— Приехали мы в этот музей, и я понимаю, что ни за какие «плюшки» я не хочу с этим музеем работать. Потому что там одна сотрудница – внучка Микояна, которая очень любит этот музей, но это бетонная коробка в два этажа с невероятно затхлой экспозицией. Туристы едут смотреть соседний храм, а в музей никто не заглядывает, хотя стоит указатель, до музея всего 50 метров, – рассказала Елена.

Команда молодёжи из трёх стран за десять дней придумала абсолютно разные концепции – от фестиваля сгущёнки или летательных аппаратов до полного ребрендинга музея в кафе с элементами экспозиции (такой проект был разработан участником из Николаева – дизайнером Александром Моторным). На презентацию в музей собралось огромное количество гостей, и все наработки оставили местным властям и активистам с надеждой, что «здравый смысл победит» и музей будет реконструирован. 

Напомним, что Mykolaiv Art Week стартовал «подземной» пати с глинтвейном и обнаженкой. Также в рамках фестиваля «дикие театралы» с матами и «вибрациями» показали, почему женщине не стоит «быть снизу».