Почему вдова веселая?.., или Королева оперетт на сцене николаевского муздрама

Прочитали: 801

Тонкий аромат кофе и цветочный шлейф парфюм нежно слились в один терпкий букет. Яркие платья на нежных женских плечах вспыхнули всеми переливами весеннего настроения. Эта ослепительная палитра и возвышенное, вдохновенное настроение плавно эмигрировали из фойе на сцену Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии, где 6 марта состоялась премьера оперетты «Веселая вдова».

На фоне импрессионистских картин и чудаковатых фонарей-деревьев разворачивается мелодраматическая история о вдове Ганне Главари, обладательницы многомиллионного состояния. Она приезжает в Париж, не подозревая, что на нее открыта настоящая «охота», точнее – на ёё миллионы, которые оставил ей в наследство супруг-банкир. На первый взгляд, кажется, что это банальный сюжет для легкомысленного жанра, но выдающийся композитор Франц Легар заправляет острой трагикомедийной начинкой содержание оперетты, тем самым, как говорили современники автора – «добавляет слезы».

Зрители могут задаться вопросом – «Почему веселая.., ведь Ганна выделяется совсем другими чертами характера?..» А дело в том, что во времена Ганны Главари, вдовы чиновников ряда ведомств пользовались льготами в виде бесплатных билетов на спектакли. С чьей-то легкой руки, этих дам стали называть «легкомысленными» вдовами. Услышав это, Ф. Легар сказал: «А у нас будет веселая вдова!» Пожалуй, эту фразу снова повторил режиссер оперетты О. Игнатьев, решив восстановить постановку, которая шла на сцене николаевского театра еще в конце прошлого века.

Заслуженный деятель искусств Украины Олег Игнатьев примерил на себя не только роль режиссера, но Барона Мирко Зета. Фактически, именно он с первых минут задает ритм и общий эмоциональный рисунок всему спектаклю. Легкий, ироничный, вне возраста – его персонаж удерживает баланс, чтобы не метнуть всю историю в обрыв пошлости или клоунады. О. Игнатьев тонко выстраивает особый стиль игры, близкий по форме к манере существования в кадре французских комедий Луи де Фюнеса. В этом стиле находят свое яркое воплощение и серьезный драматизм, и самоирония. Но главное, в этом не чувствуется привкус заигрывания для исключительно внешней эффектности (хотя, незримо это присутствует).

Фон, на котором развивается действие, не менее колоритный: дипломатическая возня вокруг проблемы – как бы миллионы Ганны не достались иностранцу; лирические теми влюбленных пар, где жены изменяют своим мужьям, а те в свою очередь, убивают время в кафе «Максим», одним словом – мир блеска и красоты! Конечно, особенного сияния этому блеску придает образ самой Ганны Главари в исполнении молодой актрисы Нины Качур. Ее вздёрнутый носик, тонкая талия и мягкая походка леопарда в сочетании с удивительными переливами в вокальных партиях – не могут не впечатлить даже самого малоэмоционального зрителя. Поэтому и удивляешься, почему собственно охоту открыли на ее миллионы, она – настоящий бриллиант в любом украшении мужчины. Но разглядеть это и по-настоящему полюбить вдову смог лишь её давний сердечный друг Граф Данило, которого воплотил на сцене з.а. Украина Александр Щесняк. Это, безусловно, удачный партнерский тандем. Лирические сцены в их исполнении очень просты, без вычурных поз или заламывания рук, природные, а потому и искренние.

Усиливают мелодраматический лиризм хореографические дивертисменты от артистов балета. Это параллельная реальность, мир чувств и желаний, который существует на подсознательном уровне, там, где наша любовь, нежность, чувственность получают взаимность и перерождаются снова и снова...

Манерность Кромова (з.а. Украины Андрей Дерик), вспыльчивость и резкость Богана (Павел Чирва), тонкий платочек, что будто прирос к пальцам Виконта де Каскада (Дмитрий Гедз), сдержанная нервозность Негоша (Александр Маглеванный), экзальтированная эмоциональность Эльги (Светлана Лубенец) и Милицы (Наталья Дорофейчук) – подчеркивают и усиливают легкость и комедийный флёр оперетты, где, по законам жанра, побеждают настоящие чувства. Все любовные треугольники остаются треугольниками, интриги и финансовые хитромудрые переплетения не меняют свой вектор, а сюжетные виражи разрешаются легко и просто...

Несколько ослабленные ароматы парфюм, неслышный шелест опускающегося занавеса, шепот у гардеробной, приятное послевкусие... Оперетта "Веселая вдова" доказала, что этот отнюдь не легкомысленный жанр, это то пространство, где коллектив Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии чувствует себя уверено и органично!

Текст - Елена Жатько

Фото - Богдан Головченко