«Зритель в итоге привыкает к некачественному»: Николаевская музыковедка Жадик о культурном уровне города

Прочитали: 473

1 и 2 октября в Николаеве проходил фестиваль современного композиторского искусства академического направления «Вечер премьер», в течении которого зрители насладились концертом инструментальной и вокально-хоровой музыки и камерного оркестра. Также в течении этих двух дней фестиваля каждый желающий мог посетить лекции от николаевских композиторов и музыковедов.

NikLife удалось пообщаться с лекторкой, музыковедкой Ириной Жадик. Она рассказала о своем видении уровня музыкальной культуры города и способов его повышения.

Как отмечает Ирина, проблема низкого культурного уровня заключается в том, что зрителю не прививают эстетический вкус и продукт, потребляемый горожанами, не всегда качественный. 

Честно говоря, мне тяжело сказать что-то конкретное. Но, мне кажется, что у нас, например, в музыкальном училище, которое сейчас уже переименовали в колледж, готовят хороших специалистов. Собственно говоря, как и в колледже культуры. Но мне кажется, что мало прививают именно эстетический вкус, понимание, какой должна музыка, каким должно быть творчество. И мне кажется, что сейчас проходит очень много того, что не является качественным. Это дается зрителю на прослушивание и зритель думает, что так и надо. И привыкает в итоге не особо качественным произведениям, не особо качественной музыке. И мне кажется, что в любом случае нам, в нашем городе надо стараться, - рассказывает Ирина.

Отмечая, что тех, «кто старается улучшить эту ситуацию», единицы, она приводит в пример разницу в заполняемости залов на концертах условно Олега Винника и академического коллектива. Женщина сетует и на то, что профессиональный музыканты уезжают из Николаева потому, как тут нет развития.  

Мне кажется, культурный уровень нашего города нужно все-таки немножко поднимать. Потому что у нас бывает приезжают очень хорошие музыканты, очень хорошие танцоры, и на их концерты не идут. А приезжает Олег Винник, и у него аншлаг, все распродано. Ну, это более такая простая музыка, на бытовых интонациях. То есть, она легко воспринимается людьми. Но, собственно говоря, получается, что у нас на самом деле в городе много хороших музыкантов, но им тут делать потом нечего, и они уезжают из города. Мы теряем действительно хорошую базу, хороших музыкантов. Они тут не остаются. По крайней мере, мало кто остается. А если остаются, получается, как бы, «музыка для музыкантов», в своих кругах. И мало кому это интересно слушать, к сожалению. Слушателей мало. Опять, таки же, все зависит от воспитания, — отмечает музыковедка.        

По ее словам, действительно несмотря на то, что музыкальных мероприятий в Николаеве, в маршрутках и общественных местах все равно продолжает звучать шансон, а многие городские концерты включают в себя однообразный репертуар. И, по ее мнению, это проблема не одного и не двух лет, а целого поколения, проблема того, что внушается зрителям с экранов и в интернете, а также отсутствие должного внимание к этому в школах. 

Когда даже начинают изучать музыку в музыкальных школах, по программам современным, это изучение музыкальной литературы. Те, кто идут, они 6 лет учатся, у них шестилетняя программа, они с первого класса начинают учить музыкальную литературу. Но она в таком русле, что детям тяжело воспринимать. То есть, им надо объяснять, как нужно  правильно воспринимать, что она изображает. У нас подход не всегда правильный и поэтому даже те, кто идут в музыкальную школу многие считают теоретические предметы, вот как сольфеджио, музыкальные (...) самые страшные предметы, не любимые. Потому что сейчас неправильный подход и это уже вызывает отторжение. Плюс музыкой мало кто интересуется (академической), сейчас в основном коммерческая музыка потому, что всем интересно заработать, деньги, а такая музыка не воспринимается потому, что от нее, как говорят, проку нет. Но на самом деле это не так, — сетует Ирина.

На вопрос о том, будет ли уровень музыкальной культуры в нашем городе выше, если, допустим, музыкальных школ станет больше, композиторка ответила утвердительно. Но нужно не только думать о их количестве, но и о качестве, а также о финансовой доступности обучения. 

Я думаю да, но только эти школы должны быть еще, во-первых, оборудованы правильно; во-вторых, с хорошими программами и, в третьих, ни в коем случае не делать школы музыкальные дорогими финансово, чтобы родители могли оплачивать. Вообще раньше, вот и в древней Греции считалась музыка точной наукой и обязательной, и в Китае тоже. То есть, музыка воспитывала, и это было обязательным предметом. Я считаю, что в любом случае музыкальных школ должно быть достаточно много, но, как бы, они должны быть доступны, и должно быть понимание, что это для общего развития, так как ребенок начинает быстрее соображать. Это развитие двух полушарий мозга. Это и физически и ментально влияет на человека. И действительно сейчас стараются позакрывать максимум школ, убрать государственное обеспечение, сделать школы частными. И уже у людей мысль не о том, что нам надо пойти в школу получить образование, а о том, что «Я ж потом этим не заработаю», «А зачем нам ребенка отдавать?» или «А нам сюда отдавать дорого и т.д.». К сожалению, у нас в основном все – юристы, программисты и т.д., и те, кто работают в музыкальных редакторах, считают себя композиторами, не зная вообще никаких основ. Поэтому, хорошая, правильно поставленная система воспитания, образования, музыкальных школ и общеобразовательных, я думаю она поможет нам выйти на уровень, — подытожила Ирина Жадан.         

Напомним, что ранее художники Владимир Кабаченко и Виктор Покиданец высказали свое мнение относительно того, насколько развито культурное пространство в Николаеве, и чего ему не хватает.