«Передать сходство не настолько просто»: директор культколледжа Мицик о скандале вокруг мемориала Фоминых

Прочитали: 1056

Вспыхнувший недавно шквал критики в адрес мемориальной доски на фасаде главного корпуса Николаевского колледжа культуры и искусств не ослабевает. Городской сегмент социальных сетей активно дискутирует о портретной схожести изображения с настоящим обликом известной хормейстерки Светланы Фоминых.

NikLife попросил прокомментировать ситуацию директора Николаевского колледжа культуры и искусств Сергея Мицика. Он сказал, что сам не на 100% доволен реализацией своей инициативы, но уверен, что не все так плохо. Тем более, что у возможной неточности передачи образа деятельницы искусства есть технические причины.

Каждый имеет право высказываться. Любое произведение искусства либо принимают, либо нет. Есть разные мнения. Во-первых. А во-вторых, я уверен, что многие из них не видели работу вживую. Они даже не подошли к колледжу и не посмотрели, а сделали рецензию на основе фотографий. Сами понимаете, как можно анализировать какое-то произведение по фотографии. А вдруг не тот ракурс взял фотограф? Вдруг тень не так упала? И в-третьих, есть передача портретности в материале – в камне, в пластике, на данный момент в керамике. Передать стопроцентное сходство не настолько просто даже скульпторам, – поделился своим мнением директор колледжа.

Сергей Мицик рассказал, что на многих городских мемориальных досках деятелей культуры изобразили с пренебрежением портретным сходством с реальным человеком. По его мнению, Заслуженный деятель искусств Украины Николай Кравченко, Народный художник Украины Андрей Антонюк и Народный артист Украины Виктор Пасечник совсем не похожи с теми образами, которые им придали на мемориальных досках. К тому же, мемориалы сделали из пластика, который приклеили к гранитной плите и покрасили под бронзу. 

Мемориал Андрею Антонюку

Мемориал Виктору Пасечнику

Мемориал Николаю Кравченко

Выбор материала также оказался неслучайным и местами повлиял на качество задуманного проекта: «Мы планировали сделать из глины и затонировать под металл, но поняли, что керамика как материал декоративно-прикладного искусства Украины будет более благороднее! Не совсем получилось, возможно, как бы это хотелось вот в мраморе, в граните, может в бронзе. Вернуться к соцреализму и сделать медали. Захотели поэкспериментировать и сделать из керамики. Я знаю, что керамика – это вечный материал. На сегодняшний день глиняные таблички Месопотамии хранятся веками». 

Мицик признался, что на самом деле при создании композиции использовался снимок, где артистка стоит боком перед хоровым коллективом. Автор Анатолий Дидковский делал скульптуру по фотографии. Керамист пытался воплотить идею о том, какой выдающейся хоровой дирижеркой была Светлана Фоминых. Поэтому автор не просто передал портретное сходство, а воплотил образ.

Не скажу, что я на 100 % доволен результатом. Потому что впервые пошли на эксперимент сделать это в керамике. В момент выжигания в печи на сырой работе было одно, а после выжигания – другое. Но это керамика, а не полимерная смола. [...] Обозвать там жабой или Трампом – пусть придут и посмотрят вживую. Не такая уж и страшная эта доска! – высказал свою позицию директор колледжа, который и был инициатором создания данной мемориальной таблички.

Также он отметил, что интересна рецензия художников, которые сказали б в целом о работе и поделились своим анализом с общественностью. Деятель культуры считает, что в демократическом государстве каждый может высказывать свое мнение в таком вопросе, но решающая позиция должна оставаться за профессионалами.

Сергей Мицик

Светлана Фоминых