Копья, булава и конская упряжь: в «Диком Саду» поселился «Киммерийский всадник» почти за ₴300 тысяч

Прочитали: 837

В четверг, 7 октября, на территории уникальной исторической локации «Дикий Сад» состоялась презентация барельефа киммерийского всадника. Он был выполнен в рамках малого проекта «Общественного бюджета»

Как мы писали ранее, инициаторкой проекта стала студентка Наталья Бурякова, а над созданием барельефа работала скульпторка Наталья Макаева. Бурякова отмечает, что сама идея появилась еще год назад, а целью было привлечь внимание к культурному объекту «Дикий сад». 

«Идея появилась еще год назад. Мы хотели привлечь внимание горожан к культурному объекту «Дикий сад». Мы начали думать, как это реализовать. Посоветовавшись с историками и археологами, мы пришли к мнению, что поставить барельеф киммерийского всадника будет очень классно. Мы собрали голоса на «Общественном бюджете», прошли много стадий и вот появился такой барельеф», – рассказывает авторка проекта, студентка Наталья Бурякова.

В свою очередь скульпторка Наталья Макаева поделилась деталями работы над «Киммерийским всадником». По словам девушки, на работу ушло около двух месяцев. 

«До мене звернулись люди, які працювали над проектом «Кіммерійський вершник». Мені сподобалась тема і задача. Потрібно було зафіксувати те, що було знайдено під час дослідження «Дикого саду». Композицію мені дозволили робити, як я вважаю за потрібне. Але я звернулась до історичних джерел і намагалась зробити все, щоб ця робота була схожа на скульптуру тих часів», – рассказывает Наталья Макаева.

Авторка скульптуры также рассказала об этапах работы над барельефом: «Спочатку виконується каркас, липиться модель, з неї знімається форма гіпсова, потім в цю гіпсову форму заливається поліефірна смола, потім виконується арматурний каркас і заморожується. І потім, коли воно вже ціле, шпакльовуються шви, шліфується, зачищається все і потім доводиться все до потреб - лаком, грунтовкою, кольором».

К презентации присоединился руководитель археологической экспедиции «Дикого сада» Кирилл Горбенко. Он отметил, что изначально идея скульптуры киммерийского всадника принадлежала археологу и скифологу Юрию Гребенникову – одному из основных исследователей этого объекта.

«Он рассказывал о Диком саде в контексте всадничества. За многие годы мы нашли достаточно элементов конской узды, псалиев, лошадиных наносников, уздечных колец. Это свидетельствует о том, что здесь массово изготавливались элементы для конской упряжи. И тогда он высказал идею, что это центр производства этих элементов, и что было бы неплохо поставить киммерийскому всаднику памятник. Так случилось, к сожалению, что это было его последнее выступление. Через полтора месяца он покинул нас… Тогда я подумал, что эту идею нужно воплотить. Спустя полгода вот эта идея благодаря Денису Барашковскому и Наталье Буряковой начала воплощаться», – рассказал Кирилл Горбенко со своей стороны об истории реализации проекта.

Кирилл Горбенко также подчеркнул, что некоторые детали, изображенные на барельефе аутентичны, были найдены на территории «Дикого Сада»

С лицевой стороны барельефа на фигуре лошади изображены аутентичный нащечник или псалий (сделанный из рога благородных оленей и сайги), крепление удиллошадиный наносник (таких наносников в Евразии известно всего четыре), наконечник копья и булава. С другой стороны барельефа выполнено изображение бронзового котла (который занимает центральное место в экспозиции краеведческого музея «Старофлотские казармы»), топоров-кельтов, а также керамического диска с символами (которые напоминают литейное письмо Б).

Отметим, что согласно тендерной документации, стоимость проекта составила 300 тысяч гривен. По словам авторки идеи, на реализацию скульптуры ушло 296 тысяч гривен. 

Инициаторка проекта Наталья Бурякова

Директорка Департамента экономического развития Татьяна Шуличенко

Скульпторка Наталья Макаева

Начальник Управления культуры и охраны культурного наследия Николаевского городского совета Юрий Любаров