Сканируй и поехали! Кикшеринг теперь в Николаеве – рассказываем, что это, и как арендовать электросамокат

Прочитали: 10043

По улицам Николаева начали курсировать электросамокаты. Так к нам добрался популярный во всем мире кикшеринг (система краткосрочной аренды таких транспортных средств). 

Многие горожане уже успели облюбовать нововведение. Кто-то еще учится кататься, а кто-то – пока свыкается с изменениями в привычной среде.

NikLife рассказывает, как работает система, и почему крупные города уже не представляют своей жизни без электросамокатов. 


Что за чудо техники?

Шеринг электросамокатов «зашел» в Николаев с сервисом, что пользуется успехом в Тернополе и Хмельницком – Kobi Electric. Для большинства жителей города это стало настоящей неожиданностью. Вот, две возрастные николаевчанки, когда увидели их, не поверили своей удаче и даже попытались утащить средства передвижения. 

Действительно, электросамокат можно найти прямо посреди улицы. Чтобы им воспользоваться, нужно скачать приложение (оно работает как для Iphone, так и для Android) и зарегистрироваться. Далее потребуется пополнить свой сервисный кошелек удобным способом. Самокат поедет, когда вы его разблокируете при помощи QR-кода на руле. 

Разблокировать самокат стоит 10 гривен. Далее поездка обойдется в 2 гривны за минуту. По завершению поездки необходимо припарковать самокат в разрешенном месте, сфотографировать его и отметить в приложении, что вы закончили передвижение. 

Отыскать транспорт поможет карта. Там же отмечены места для парковки (голубая зона), разрешенные для передвижения места, но запрещенные для парковки (серая зона) и неприемлемые для заезда локации, где самокат автоматически блокируется (красная зона).

Какие плюсы и минусы?

Основными преимуществами электросамокатов является компактность, простота управления и отсутствие необходимости прикладывать физическую силу для движения. Самокат позволяет проехать везде, а если есть какое-то непреодолимое препятствие, то его легко можно перенести. Этот вид транспорта позволяет добираться до мест назначения с сохранением социальной дистанции, столь актуальной при пандемии.

При этом, прокатные электросамокаты значительно экологичнее автомобилей. В 2019 году исследователи университета штата Северная Каролина в США провели анализ экологичности прокатных электросамокатов по сравнению с другими видами транспорта. Они подсчитали, что один электросамокат производит около 126 граммов углекислого газа на 1 км пути из расчета на одного пассажира. Это чуть меньше половины выбросов стандартного автомобиля (259 граммов на 1 км). У автобуса этот показатель равен 51 грамму, а у велосипеда – 5 граммов.

Что касается минусов? Прокат электросамокатов расположен в центральной части и заменяют, скорее, пешие прогулки и поездки на общественном транспорте, а не поездки на автомобиле. С этой точки зрения электросамокат не делает транспортную систему в городе намного более экологичной.

До сих пор, при этом, нерешенным остался вопрос нарушения правил дорожного движения водителями электросамокатов, а также – можно ли приравнять электросамокаты к транспортным средствам. К тому же, электросамокаты способны разгоняться примерно до 25 километров в час. Травмироваться на них также можно. Согласно исследованиям, смертельные риски у велосипедов и самокатов одинаковы, водители самокатов получают травмы на 6% чаще.

Появление в большом количестве таких самокатов с неопытностью пользователей не могут не вызывать конфликт с пешеходами и автомобилистами. Но эта проблема должна смягчиться по мере того, как все участники движения привыкнут к такому соседству. 

Откуда появились электросамокаты?

В сентябре 2017 года тротуары города Санта-Моника в Калифорнии ни с того ни с сего оказались переполнены компактными электросамокатами. На тот момент потребитель давно познакомился с сервисами аренды самокатов, но компания Bird сделала прокат настолько дешевым, что этому невозможно было больше сопротивляться.

Затем другая байк-шеринговая компания Lime выгрузила собственные самокаты на улицы Сан-Франциско. Конкуренция подогрела стремительное развитие индустрии проката, что привлекло внимание инвесторов. В 2018 году венчурные фирмы и крупные компании (Uber, Alphabet, Google Ventures и так далее) вкачали в шеринги самокатов более миллиарда долларов.

Но тренд на экологичное передвижение зародился не в XXI веке, а гораздо раньше. Прародителями электросамокатов можно назвать электрические велосипеды. Первый зарегистрированный патент на такой датирован 1895-м годом, но его автор Огден Болтон-младший утверждал: «Мое изобретение призвано улучшить конструкцию электрического велосипеда». Значит, они уже существовали. Это логично: в 1740 году появился первый электромотор; в 1859 году — свинцово-кислотная батарея; а в 1881 году — электро-повозка, то есть мотоцикл с коляской.

Что касается самоката, впервые мир увидел его в 1915 году, когда транспорт фирмы Autoped заполонил магазины Нью-Йорка. Стоимость автопеда достигала $100. На них ездили почтальоны и полицейские. В 1917 году калифорнийские компании закупили 50 автопедов к грядущему пляжному сезону, чтобы сдавать их в аренду. К тому же запуск электросамокатов частично совпал с Золотым веком Голливуда. Они стали идеальным способом передвижения между огромными киностудиями. Популярность автопедов укрепили известные лица, включая актера Хамфри Богарта. Экономия топлива позволяла утверждать: самокат — это «дешевле, чем пешком».

Практика использования электросамокатов в Украине и мире показывает, что это востребованный способ передвижения по городу. Если не забрасывать этот вопрос, микромобильность можно включить и в транспортный микс Николаева. Какой же спрос на нее будет в нашем городе – покажет время.