Тайная жизнь спектакля без слов в украино-польском проекте «Сцена на сцене»

Прочитали: 2703

Всемирный день театра Николаевский академический художественный русский драматический театр решил отпраздновать тихо, практически без слов… Смелым и странным покажется многим подобное решение! Но театр «обязан удивлять!», неустанно продолжает утверждать директор-художественный руководитель театра Артём Свистун.

Украино-польский проект «Сцена на сцене»  попытка осмыслить эстетику и философию современного польского театра. Режиссёром спектакля выступил Марек Косьцюлек, известный в Польше предельно жёсткими, откровенными и принципиальными постановками. Социально-общественные, политические проблемы становятся в его спектаклях главным орудием «пыток» совести современного человека.

М. Косьцюлек использует не новый, но всегда эффектный приём объединения зрителей и актёров на одной сцене. Молчаливые кулисы, безлюдный партер, галерея лож, приглушенный свет – всё направлено на оголение, выворачивание театра наизнанку. Здесь нечего приукрашивать, скрывать дымкой театральных условностей или блеском страз.

Три истории взаимоотношений мужчин и женщин, где колкие взгляды сменяются на любящие, за оплеухой следует мягкое прикосновение ко лбу, а злобный оскал превращается в застенчивую полуулыбку. Всё балансирует на этом хрупком «полу-»… Половинчатость и создаёт тот зазор, который объединяет в одну картинку пазлы мужской и женской первоосновы.

Две ленточки-повязки, помогающие персонажам укрыться от реальности, погрузиться в собственное Я, опуститься на самое дно души, словно две параллельные дороги, которые никогда не пересекутся… Абсолютный аскетизм и простота внешней картинки усиливают внутреннее сердцебиение постановки, где в максимально приглушённой тишине (за исключением нескольких музыкальных интермедий и коротких фраз-реплик, брошенных словно случайно), - вскрывается нарыв глухонемых «диалогов» мужчин и женщин. Ведь по сути, слова только запутывают, усложняют их мир, который они обречены делить между собой. И в этот чёрно-белый мир М. Косьцюлек погрузил безымянных героев (Анна Устинова и Евгений Блюменфельд, Алёна Карай и Андрей Карай, Заслуженная артистка Украины Алёна Кошевая и Народный артист Украины Василий Остафийчук). Два стола и две табуретки – единственные свидетели историй зарождения, развития, болезни, страданий, смерти и возрождения всего одного, но такого главного чувства и состояния, как Любовь!

В финале спектакля – многоточие… Ленточки крепко сжаты в руках, глубокий и тяжёлый выдох, мир любви, страсти и игр замер, но… одно мгновение и этот механизм снова кто-то заведёт силой своих чувств!

Текст: Елена Жатько

Фото: Игорь Ермолаев