«Диалог»: как братья Меладзе играли в Николаеве прогрессивный рок

Прочитали: 2227

9 ноября Валерий Меладзе выступил во Дворце «Украина», где исполнил известные хиты и новые песни из программы «Свободный полет». Ни для кого не секрет, что начинал свою карьеру артист именно в Николаеве, ведь учился вместе с братом Константином в кораблестроительном университете. 

Сейчас в сети широко распространяется шутка о том, что песни Меладзе любят и 20-летние хипстеры, и 40-летние женщины постсоветского периода. Неудивительно, ведь композитором и продюсером певца является его старший брат, Константин Меладзе – представитель большого шоу-бизнеса, который славится хорошим музыкальным вкусом. А в 90-х братья Меладзе играли в группе «Диалог». Эта команда из Николаева несла в массы прогрессивный рок зарубежного образца. «Old Fashioned Radio» опубликовало историю этого коллектива и разобралось, чем она отличилась и чем может заинтересовать современного слушателя.

Как появился «Диалог»?

Все началось с ансамбля в одной из школ Николаева, который собрал в конце 60-х бывший львовянин Ким Брейтбург. В течение следующих десяти лет группа неоднократно меняла название и состав, пока музыкантам не предложили работу в донецкой филармонии. Тогда, в 1978-м, они начали выступать под вывеской «Диалог». Кроме Брейтбурга, который в то время писал для группы песни, а также пел и играл в нем на клавишах, в состав входили и Виктор Литвиненко (гитара), Анатолий Дейнега (барабаны) и Виктор Радиевский (бас-гитара).

Участники «Диалога» вдохновлялись британской прогрессив-рок-группой YES и популярным в то время глэм-роком. В течение 80-х группа выпустила пять авторских альбомов и четыре концептуальные сюиты на стихи Семена Кирсанова и Юрия Марцинкявичуса, а также рок-оперу по мотивам поэмы «Слово о полку Игореве». Свои концерты музыканты, как и их кумиры, превращали в театральные перформансы, сопровождая их световыми и визуальными эффектами.

Первый состав «Диалога» с сессионными музыкантами

С наступлением 90-х в «Диалоге» начался творческий кризис. Музыканты даже пытались играть модный тогда хэви-металл, но все же вернулись к привычному стилю. На тот момент Брейтбург окончательно устал от роли певца. Все это время он занимал место у микрофона в «Диалоге» скорее по принуждению, потому что не мог найти себе на замену хорошего вокалиста. И тут на горизонте у группы появились Валерий и Константин Меладзе. 

Как в «Диалог» попали братья Меладзе?

Благодаря жене барабанщика «Диалога» Анатолия Дейнеги. Она обратила внимание на братьев во время их выступления в одном из николаевских клубов. Брейтбург без колебаний взял Валерия в группу, ведь его вокальная манера напомнила фронтмена голос Джона Андерсена из YES.

Что касается Константина Меладзе, то он занял в группе место второго композитора и клавишника. Не в последнюю очередь именно из-за творческой конкуренции Меладзе-старшего и Брейтбурга через несколько лет братья покинули «Диалог».

Как изменилось звучание «Диалога»?

Вместе с Валерием и Константином Меладзе в составе «Диалог» записал новый альбом-сюиту «Посредине мира» (1991) на стихи Арсения Тарковского (отец режиссера Андрея Тарковского). За ним вышел студийник «Осенний крик ястреба» (1993) с песнями Константина Меладзе и Кима Брейтбурга. В этих релизах «Диалог» пытается подражать британскому прогрессивному року и «новой волне». За счет сонгратерского таланта Меладзе и Брейтбурга это даже удается. Но несмотря на каноны жанра, именно клавиши оставались слабым местом в звучании группы. Аранжировщики использовали в основном примитнивные синтезаторные эффекты, не компенсируя их большим инструментальным мастерством. А вот мощные гитарные партии Виктора Литвиненко и эстонского сесийника Тумаса Ванема хочется только хвалить. Кстати, последний сейчас выпускает сольные инструментальные альбомы.

После выхода из группы Валерий и Константин больше не играли прог-рок?

В 92-м Валерий и Константин вместе с Виктором Литвиненко собрали новую формацию «Драма», в которой унаследовали стиль «Диалога». Впрочем, ее популярность не вышла за пределы родного для музыкантов Николаева. За три года «Драма» трансформировалась в новую группу «Мистикана», к саундпродюсированию которого присоединился Ким Брейтбург. В 1995-м музыканты выпустили этапный альбом «Сэра», который сейчас причисляют к сольной дискографии Валерия Меладзе. В нем акцент с прог-рока сместился на стиль «новой романтики», популярный в то время среди иностранных поп-музыкантов.

Что было дальше?

Валерий Меладзе под продюсерским и композиторским наблюдением Константина Меладзе начал сольную поп-карьеру. На сегодняшний день он выпустил шесть студийных релизов. Его альбомы «Сэра» (1995), «Последний романтик» (1996) и «Самба белого мотылька» (1998) считаются классикой русскоязычной поп-музыки.

Ким Брейтбург стал саундпродюсером Валерия Меладзе и начал работать как аранжировщик с российскими поп-звездами. В начале 2000-х он несколько раз пытался восстановить «Диалог» в первоначальном составе. Вместе с Виктором Литвиненко, Виктором Радиевским и Анатолием Дейнегой музыкант выступил на нескольких фестивалях и телешоу с новыми песнями. Однако в тогдашних интервью Брейтбург убеждал, что о полноценном реюнионе группы не может быть и речи.