Страдаем из-за отсутствия института критики: директор «Досуговой кассы» о проблемах организации концертов

Прочитали: 1500

С отступлением холодов и приближением весны, стартует пора мероприятий. Однако, в последнее время многие горожане задаются вопросом о том, каким образом организовывается концерты в Николаеве, почему некоторые артисты игнорируют «город на волне», отдавая предпочтение Херсону, и каким образом расписываются даты во всеукраинских турах. На эти вопросы NikLife ответил директор «Досуговой Кассы» Андрей Мороз.

Как происходит организация большого тура популярной звезды по стране? Какую нишу в этом процессе занимает местное концертное агентство? 

Существует такая структура: есть артисты, их команда, которая занимается организацией концертных туров, крупные концертные агентства, которые могут организовать гастрольный тур по стране, и, как правило, они сотрудничают с мелкими (региональными) концертными агентствами. Последние хорошо знают свой регион, и их задача – прежде всего – организация рекламы и обеспечение по техническому райдеру.

Также их задача – как можно больше продать билетов, проинформировать, рассказать о том, что будет. Команда артиста, в свою очередь, готовит шоу-программу. В каждом городе нужно подобрать дату, площадку, выбрать среди всех самый оптимальный вариант. Потому что, когда вы едете в тур, очень важно, чтобы даты были выстроены таким образом, чтоб вся логистика складывалась, и не получилось, что с Одессы придется ехать во Львов, а со Львова в Николаев.

Есть и кое-какие ограничения: например, дата в какой-то момент может быть занята. У нас небольшой разбег в датах. Плюс-минус день, если на данный момент площадка, на которую мы рассчитываем, на определенную дату занята, то часто мы не можем провести концерт. Это объясняет, почему некоторые артисты приезжают в Херсон, но не приезжают в Николаев. Например, Лайма Вайкуле. 

Кроме того, у нас недостаточное количество концертных площадок. Самая большая – это Областной дворец культуры на 1000 мест. Если говорить за Херсон, то там есть зал на 1500 мест, даже больше. Чем меньше мест в зале, тем дороже билет..

Кто вычислят эту стоимость? Местные агентства или…

Как правило, крупные концертные агентства, которые занимаются организацией тура артистов по стране, определяют цену билетов. У них есть достаточное количество данных, они ориентируется на регион, в котором он проходит, оценивают покупательскую способность, оценивают схожие проекты, если ранее артист того же уровня был уже в Николаеве, то стараются не ставить цену выше. Однако, если артист везет дорогое шоу, то нужно понимать, что билеты не будут дешевыми, большие декорации, большая команда на сцене.

В последнее время достаточно часто артисты, может из-за графика, может из-за не раскупаемости билетов, отменяют концерты. Говорят, что по техническим причинам концерт отменяется. Все понимают, что если продажи билетов идут не очень, то это будет убыточное шоу, как для организаторов, так и для артиста, но в тоже время, на дорогие шоу Олега Винника билеты раскуплены. Как вы считаете, с чем это связано? Возможно николаевскому зрителю не подходят некоторые исполнители или форматы представлений?

Обычно зритель идет уже на раскрученного артиста, он платит деньги, и примерно понимает, что хочет получить. Он уже знает, что будет, хочет услышать какие-то любимые песни. Он хочет увидеть артиста, окунуться в атмосферу. Когда он знает, куда он идет, то понимает, что нет никакого подвоха. Как правило, артисты, которые уже раскручены, собирают залы. Там билеты дороже, и люди готовы за это платить. Где-то начиная с 2014 года, количество российских артистов сократилось, они давали  80% выручки на этом рынке. Леонтьев, Киркоров, Лепс стабильно приезжали раз в год. После революции появилось большое количество новых и качественных проектов, но обидно, что люди не идут на них, потому что те недостаточно раскручены. У нас проблема в том, что у артиста, который начинает свою деятельность, немного доступно средств для раскрутки. А чтобы раскрутиться нужны деньги. Было время, когда он не мог собрать русский драмтеатр на 400 мест, и приглашали зрителей только для раскрутки. Нужно сначала вложиться, чтоб что-то получить, если кому-то кажется, что билеты дорогие и что кто-то много зарабатывает, то я могу сказать, что это не совсем так. Есть большие вложения, большие затраты, и это все переносится на стоимость билетов. Проблема еще в том, что артисту доступны средства рекламы, но чтоб раскрутить проект, средств рекламы недостаточно. Очень обидно, что много классных проектов не собирают аудиторию, и средствами рекламы написать на афише недостаточно, – человека не знают. 

Это больше зависит от раскрутки проекта или уровня культуры местных жителей?

Мы знаем, что какие-то проекты хорошо идут в Одессе, Херсоне, а в Николаеве они не идут, люди их не принимают. Мне кажется, что на рынке не хватает некоторых блоков. Мы все страдаем, потому, что нет института критики, а как раз критика и формирует зрителя. Критик формирует зрителя. Критика помогает и артистам делать профессиональную оценку работы.

Вот есть тур, прописаны даты, но есть такие праздники как 8 марта, Новый год, 14 февраля и так далее. Почему чаще всего Николаев ограничивается выступлением ВИА «Пламя» или других, уже не популярных, представителей эстрады? 

Есть рынок, и иногда он диктует свои условия. Так сложилось, что была свободная дата, свободная дата у артиста, так совпало, и есть уже какие-то традиции. Плюс если сравнивать, то нужно понимать, что у нас не самый крупный город. Это хорошие даты и все города стремятся занять именно их у раскрученных звезд. Это время, когда люди отдыхают.

В том то и дело, что в Николаеве есть довольно таки не бедная молодежь, если судить по посещаемости ресторанов, по их досугу. Могут себе позволить. В эти праздники им хочется куда-то пойти, но…

Недостаточное количество таких топовых артистов, чтоб в каждом городе они были в эти даты. Прежде всего эти даты занимаются в крупных городах. Какие-то молодежные артисты едут в Киев, Харьков, Львов, а потом уже все остальное.

А пригласить артиста на определенную дату проблематично или сильно дорого? 

Если артист едет в тур, то у него один размер гонорара. Если же его приглашают, то, как правило, это выше и существенно. Поэтому, 90% концертов, которые мы видим, это туровые выступления. Если идет много концертов подряд, то они дешевле. Потому что арендуется освещение, звук и вся команда понимает, что у нее есть работа на 2-2,5 месяца, и на опт в своем прайсе все делают скидки. Если привозить, то у нас есть проблема с площадками и билеты будут достаточно дорогие. Есть два вида условий. Первое, это когда мы «покупаем» артиста, платим ему фиксированный гонорар, выполняем райдер и ему, в принципе, все равно, по какой цене продаются билеты. Но бывает, когда администрация назначает стоимость и все остальные получают процент от продаж. В этом случае, все риски разделяются. Если артист очень раскручен, то он и не дает себя выкупать и работает под процент. 

Если говорить о площадках, то у нас есть стадион. Однако на нем почти не проводят ни фестивалей, ни больших концертов. 

Покрытие на стадионе очень дорогое. Нашему покрытию 50 лет и в прошлом году была реконструкция футбольного покрытия. Чтобы проводить мероприятия, его нужно защитить. Привозят специальные пластиковые коврики и стелятся. При этом, нельзя, чтобы они долго лежали, потому что трава желтеет, а она дорогая. Плюс стадион постоянно эксплуатируется, и нужно попасть между игр, а чтобы установить и убрать сцену, тоже нужно несколько дней. После этого покрытие тоже нужно восстановить, полить его. Плюс, учитывая весь объем работ, это все очень недешево и все эти затраты начисляются в миллионы гривен. Поэтому, на стадион привозятся только те звезды, которые гарантированно соберут стадион. Инфраструктура стадиона не совсем приспособлена к организации коммерческих мероприятий. Например, на «Океан Эльзы» было тяжело ограничить доступ, потому что насчитали 72 огромных пролома в заборе. Когда приезжал Monatik, то использовался только один сегмент покрытия. Я надеюсь, что у нас будет больше артистов, которые могут собирать стадионы, и это станет более распространенной практикой, ведь сейчас наш стадион приспособлен для проведения таких мероприятий

Владлена Транская