Playoff для Playboy: как жил и менялся культовый эротический глянец

Прочитали: 1366

Как же так? Почувствовав, что это уже игра на выбывание, глава Playboy Enterprises Бен Кон уверенно заявил, что полностью прекращает выпуск печатной версии культового глянца, после 66 лет существования! Последний номер выйдет весной 2020 года.

Что же сподвигло его на столь резкий шаг? Назвать виновником только лишь COVID-19 язык не повернется. Хотя, безусловно, нарушения в производстве контента и цепочках поставок ускорило процесс, однако разговоры о прикрытии печатной версии похаживали уже не первый год.


После смерти основателя журнала Хью Хефнера в 2017 году борьба с падающими прибылями от продажи вынудила снизить частоту выхода журнала. Тогда же отказ от печатной версии неоднократно обсуждался между всеми сотрудниками, но только воплотить решение в реальность стало возможным лишь сейчас.

И все же, прочь уныние! Для вас приготовлено целых 3 отличных новости:

1) Издание полностью переходит на цифровой формат. А это значит, что контент, включая все журналы бренда (Playboy Interview, 20Q, Playboy Advisor и Playmate pictorials), перемещаются на сайт компании и легко теперь просматриваются в режиме онлайн. Плюс хорошее известие, для любителей «прикоснуться к прекрасному» в прямом смысле слова. Уже в 2021 году глянец снова будет предлагать печатаные выпуски, только лишь «в различных новых формах».

2) Украина продолжит выпускать печатный Playboy в соответствии с запланированным графиком! Именно так заявили в компании Бурда-Украина, которая издает украинскую версию: «Это решение объясняется тем, что у журнала в Украине есть своя обширная читательская аудитория, которая вполне стабильна, и было бы ошибкой лишить ее возможности читать наш легендарный глянец. Рынки прессы США и Украины весомо различаются, и у нас печатный журнал по-прежнему пользуется спросом».

3) Прямо сейчас, без регистрации и смс, мы поведаем о том, как зачинался, популяризировался, распространялся, создавал свои брендовые клубы и казино, воспевал идеалы и боролся с сексизмом легендарный эротический журнал.

Хефнер одалживает 8 000 $, название и фото Мэрилин Монро

Основатель бренда - Хью Хефнер – продюсер, иллюстратор, предприниматель, журналист, главный редактор, миллионер и плейбой. Стать таким удалось не сразу. Родился он в интеллигентном протестанском семействе, где мама всегда мечтала, чтобы сынок стал миссионером. В каком-то смысле, «наматериализовала». В колледже Хефнер выбирается президентом студенческого совета и создает первую свою газету. А уже в 1951 году получает престижную работу в мужском журнале Esquire и еженедельное жалование в 60$ . Через два года, попросив поднять зарплату всего на пять долларов и получив отказ, он резюмирует: «Хватит это терпеть!». И принимает решение издавать собственный мужской журнал. Для запуска проекта молодой издатель собирает 8 000 $: у друзей и семьи, включая 1000 $ матери и брата, а также собственных 600 $, вырученных от заложенной мебели. Далее стоило определиться с названием. Сначала приглянулось Stag Party («Мальчишник»), но уже существующий журнал с таким наименований пригрозил ему судом, поэтому Хью резко решил передумать. А вот звучное «Playboy» - название к тому времени уже несуществующей марки автомобиля – очевидно, показалось гораздо притягательней. 

И дабы еще более обеспечить успех журнала, находчивый и авантюрный Хефнер решает купить цветное фото Мэрилин Монро, снятое ранее, и поместить в центре лицевой обложки. Любопытно, что сама Мэрилин не подписывала контракт на публикацию своего фото в журнале, но с юридической стороны все было вполне честно. В дополнение к фото Монро в первом выпуске молодой издатель также опубликовал и другие фото известных женщин, статьи о мужском образе жизни и даже ту самую историю о детективе Шерлоке Холмсе.

И успех случился! Для того времени Playboy стал поистине новаторским решением: впервые в истории пуританской Америки спорные, сексуальные, темы и фото ню оказались в центре внимания.

Сделав ставку на эпатаж, Хью Хефнер вытянул свой лотерейный билет. У первого номера Playboy был тираж 53 991 экземпляров, а распродали его всего за несколько недель.  

По легенде, первый номер Playboy Хефнер укладывал на собственной кухне, из-за отсутствия денег для аренды собственной редакции. Как позже отмечал основатель журнала, идея размещать фото модели на развороте журнала пришла ему из армейского прошлого: он вспомнил, как прикалывал возле постели фотокарточки девушек-кинозвезд.

К слову, последующие номера с актрисой на обложке выпускались уже после гибели Мэрилин.


Кто подставил кролика на обложку журнала?

Хотя Хью играл главную роль в создании бренда Playboy, всё же идея с кроликом принадлежит дизайнеру Артуру Полу. Рассказывая о том, почему выбор пал именно на ушастого, Хью поведал, что кролик в Америке олицетворяет сексуальность, игривость и дерзость. Но так как журнал позиционировал себя для космополитического, интеллектуального мужчины, кролику решено было добавить смокинг и галстук.

Кроме обложек журнала логотип бренда размещался также на разнообразном мерче: от зажигалок до футболок. Забавно, но их продажа была и остается одним из основных источников дохода компании. Как говорится, кролики – это не только ценный мех… А по известности ушастик Playboy сравнялся с самим Багзом Банни.

Интриги, скандалы, взлеты и падения «империи кролей»

В 1954 году журнал продолжал зажигать и опубликовывает прославленный в скором времени роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». А в 1955 году приходит идея помещать на страницах фото не только кинозвезд, но и непрофессиональных моделей. «Девушкой месяца» становится дама, занимавшейся подпиской в редакции. Осознание того, что сногсшибательные леди обитают не только в Голливуде, но и рядом, по соседству, стала тогда революционной. Журнал раскупался мгновенно, и в конце 50-х издавался уже тиражом в 1 млн экземпляров.

В 1960-х предводитель «империи кроликов» становится неким медиа-персонажем - общающимся со знаменитыми и богатыми, постоянно в компании молодых, красивых женщин, в утонченном халате и с трубкой - образ расслабленного, уверенного и успешного мужчины.

в 1959 году Playboy печатает объявление, предлагающее приобрести «ключ от двери» чикагского клуба Gaslight. Хэфнер получает порядка 3 тысяч читательских откликов и решает открыть собственный клуб. Первое заведение Playboy в Чикаго появляется в феврале 1960 года, за год аналогичные клубы открываются в Нью-Йорке, Майами и Новом Орлеане. Посетителей ожидает ресторан, бар, джаз и кабаре. А «девушки Банни» дополняют всю атмосферу заведений Playboy. Важная деталь: мужчинам к ним прикасаться категорически запрещено. Кроличьи ушки, облегающий боди, и пуший хвост – «красотки Банни» быстро стали секс-символом 60-х.

Но куда же без скандалов? В 1963 году Хефнер попал под судебный процесс. Дело в том, что в очередном номере были опубликованы фото ню голливудской, но несовершеннолетней, актрисы Джейн Мэнсфилд. Однако, к счастью Хью, присяжные не вынесли обвинительный вердикт и процесс закончился.

В середине 70-х журнал переживал тяжелые времена. В США случилась рецессия и бренд Playboy начал терять тираж, столкнувшись с конкуренцией мужского журнала Penthouse под руководством Боба Гуччионе. Зато лондонское казино, открытое компанией в 1964 году, к концу 70-х стало самым успешным игорным заведением в Европе. Там уж арабские нефтяные шейхи милым «девушкам Банни» запросто проигрывали миллионы. Прибыли, получаемые от казино, доходили, по оценкам экспертов, до $26 млн, а официальный годовой доход Playboy Enterprises в 1980 году от клубов и игорного бизнеса превысил $163 млн.

Однако, такой успех уж очень огорчил компанию Ladbrokes, владельца крупнейшей сети казино в Великобритании, и она, недолго думая, повела против игорного заведения целенаправленную кампанию. В начале 80-х империя Playboy Enterprises из-за проблем с игорным бизнесом потеряла почти 45% дохода.

Эксплуатация женщин и ребрендинг на обнажение

Многих восхищали фото любвеобильной супермодели Кейт Мосс эксцентричной Мадонны, изящной Дрю Бэрримор, обворожительной Анджелины Джолли, пышногрудой Памелы Андерсон и невероятно женственной Синди Кроуфорд. 

Но были и возмущенные. Еще в 1963 году феминистка Глория Стейнем провела расследование о притеснениях и эксплуатации женщин в именитой империи.

В начале же 80-х вновь активно начали задаваться вопросом о моральных ценностях поколения. В прессе Playboy активно травили борцы по защите прав женщин. А к 1985 году тираж упал до 4,1 млн. Вскоре созданная президентом США Рональдом Рейганом комиссия Мииса в рамках борьбы с порнографией распорядилась продавать ряд эротических изданий только со специализированных прилавков. Журнал перестали распространять в тысячах точек дистрибуторской сети. Бедняге Хэфнеру пришлось продать знаменитый 119-метровый самолет «Биг Банни» - уникальный аэробус, оборудованный танцполом, кинозалом, барами, спальнями на 16 гостей и кроватью с покрывалом ручной выделки из меха тасманийского опоссума. А после, от таких переживаний, у старика Хью и вовсе случился инсульт. Пришлось взвалить груз проблем империи на родную дочурку - Кристи Хэфнер.

Бойкая девушка, заступив на должность, быстро нашла для компании новый рынок сбыта - занялась продвижением видеопродукции, а позже и собственного кабельного телеканала Playboy TV. А в середине 90-х благодаря усилиям талантливой девушки к кабельному каналу добавились сети Spice TV и Vivid, предлагающие своим подписчикам эротику погорячее.

В октябре 2015 года случилось невероятное. Директор по контенту Кори Джонс сообщил New York Times, что он совместно с Хефнер решили прекратить использование фото женщин ню. Впервые за всю историю бренда Playboy, журнал для мужчин вышел в тираж без обнаженных тел. Но было ли это борьбой с сексизмом и победой феминисток? Разумеется, такие кардинальные меры стали частью стратегического плана: заделаться более серьезным журналом, привлечь больше рекламодателей и обеспечить лучшие места в газетных киосках.  

К счастью или к сожалению, образ серьезного журнала Playboy держал недолго. Когда сын Хефнера Купер занял пост креативного директора в 2016, было объявлено, что снова будут публиковаться модели без одежды. «Нагота никогда не была проблемой, потому что нагота не проблема», - так он и сказал.

Как Хефнер осиротил кроликов

К своей смерти Хью Хефнер подошел ответственно и не без присущей ему экстравагантности. Еще в 1992 он приобрел за 75 000 $ склеп по соседству с девушкой, принесшей когда-то ему всемирную славу – знаменитой Мэрилин Монро.

Да и о завещании для наследников Хефнер позаботиться успел. Оставил 35% принадлежащих ему акций бренда. Но также мудро внес поправку: если кто-либо из них станет физически или психологически зависимым от наркотиков или алкоголя, на попечителей возложено право приостановить выплаты. Не обидел он также и благотворительные организации с Университетом Южной Калифорнии. А вот несчастной молодой вдове Кристалл Харрис повезло меньше. Она совсем не получила ни капельки наследства. Бедолаге придется довольствоваться лишь украшениями и купленным ей Хефнером домом за 5 $ млн.

Умер легендарный отец-основатель империи 27 сентября 2017 года, в возрасте 91 года.


Вместо послесловия

Да, журнал находил и одобрение, и нарекания. А многие обвиняли его в аморальности, поэтому у Хью на этот случай было припасено такое мнение:

«Можно быть моральным, но иметь много партнеров, можно быть аморальным и спать с одним партнером. Можно быть аморальным в браке, и моральным вне брака, и это не главное, главный вопрос в морали – это как вы обращаетесь с людьми и эксплуатируете ли вы их. В конечном итоге нет ничего важнее красоты и мечты, и чтобы жизнь была прекрасной, нужны эти моменты, которые иногда даже важнее самой жизни, чтобы каждодневная жизнь чего-то стоила, – в конце концов, из мечты-то и рождается самое прекрасное».

К слову, первой украинкой (и вообще - славянкой), появившейся на обложке американского Playboy была Даша Астафьева в 2008 году. Ее назвали девушкой юбилейного 55-ого номера. На красной дорожке по случаю годовщины она привекла внимание многих мировых СМИ, сбросив с себя нижнее белье прямо перед камерами. При этом, в США артистка познакомилась с создателем эротического глянца Хью Хефнером. Он называл украинку «лучшей девушкой Америки» за все существование его журнала. Тогда пресса распространила информацию, что у Даши вспыхнул бурный роман со знаменитым миллионером, но певица уверяет, что между ними была  только крепкая дружба. Всего Астафьева появлялась на 19 обложках журнала. 

Первым же украинским мужчиной на обложке cтал Макс Барских. Накануне 30-летнего юбилея, певец оказался лицом спецномера HOW TO BE A MAN  украинского журнала PLAYBOY, в марте 2020. В интервью журналу артист вспомнил, когда заработал первый миллион и поделился мыслями о достигнутом успехе. При этом, кроме Барских, для других версий глянца снимались президент США Дональд Трамп, голливудский актер Джордж Клуни, певец Бруно Марс, артисты Джейсон Стэйтен и Дэниэл Крэйг, лидер российской группировки «Ленинград» Сергей Шнуров и создатель мужского журнала Хью Хефнер.

Полина Гайдукова