«Меня поражает контраст города»: интервью с мастером, что воссоздает архитектуру Николаева в LEGO-моделях

Прочитали: 546

Талантливый мастер Александр Ермолаев воссоздает архитектуру Николаева в микромасштабе с помощью конструктора LEGO. «Город на волне» полон исторических памятников и архитектурных достопримечательностей, что доказывают опубликованные в Instagram работы автора, которые создают достойную конкуренцию моделям из серии LEGO Architecture.

Специально для NikLIfe Александр поделился идеей создания серии проектов в виде городской архитектуры из LEGO, о целях «патриотического воспитания» и определенных ограничениях, которые не позволяют презентовать выставку творческих работ.


NL: Как к вам пришла идея создавать подобные работы из деталей конструктора LEGO?

— Когда-то давно Google и LEGO создали совместный проект, с его помощью в Google-картах можно было строить домики. В теории можно было создавать свои города. В то время я пытался «подбить» николаевских дизайнеров на идею воссоздания виртуального Николаева, но тогда эту инициативу многие не поддержали.  В тот период я начал постепенно скупать конструкторы LEGO, и когда собралось достаточное количество, не мог заставить себя «начать». В феврале наткнулся на сайт, посвященный LEGO Community, там я познакомился с украинскими мастерами, с которыми продолжил общение в Viber-группе.

Я, как новый человек в этом направлении, соответственно, хотел выделиться и заодно наладить коллаборацию. Поскольку все они проживают в разных городах, я внес предложение строить архитектуру Украины, и тем самым популяризировать каждый свой город. Люди, в основном, знают Украину по видео-блогам: блогеры приезжают в любой город и не могут тем самым ничего рассказать, потому что не знают ни местности, ни ее истории. Я считаю это основной проблемой украинского туризма. Просмотрел несколько роликов, отснятых «приезжими», про Николаев, в которых практически все говорят: «Грязный город, куча мусора, некуда сходить, все развалено, сюда ехать не стоит». Мне стало обидно за город, и меня это задело. Я долго не мог начать, потому что в классическом LEGO больше масштаб, а, соответственно, все строения - достаточно объемные. Позже пришло соображение, что можно уменьшить масштаб, поскольку у LEGO есть серия архитектуры с миниатюрными деталями, начал имитировать их официальную версию и показать Николаев.

NL: Кто-то из Viber-группы поддержал вашу идею воссоздания архитектуры Украины с помощью LEGO?

— Всерьез пока что нет. Когда мои работы начали распространяться в Facebook, авторы понаблюдали за всем «хайпом», и были попытки сделать что-то подобное. Большинство загорелось идеей, но только один человек доделал домик до конца, и на этом этапе все закончилось. Очень сложно что-нибудь делать систематически: обычно LEGO-изделия спонтанны в работе.

NL: Затратно ли финансово это увлечение?

— На данный момент относительно незатратно по причине того, что я в течении нескольких лет «мониторил» OLX и различные аукционы, где люди продавали конструкторы детей, которые из них «выросли». Со временем я собрал несколько клетчатых сумок с деталями и на сегодняшний день закупаю только узкоспециализированные детали, потому что их разновидностей более трех тысяч и не менее двадцати цветов. Для определенной постройки элементарно может не хватать пару деталей, в связи с этим приходится докупать. Затратно это только по причине того, что обходится дорого доставка. Сумма деталей колеблется от пары копеек до сотни гривен. Первоначально «слишком дорогие» детали я старался где-то доставать, но позже пришел к выводу, что целесообразней построить это в виртуальном конструкторе, поэтому в моей серии строений практически 20-30% «виртуальных моделей». То, что есть в Instagram, построено вживую, исключением является «Шар», «Святой Николай» и очаковский монумент военачальнику Ивану Горичу. К примеру, если взять «Шар», то на его точную реализацию в таком же виде потребовалось бы не менее 4.000 гривен, поэтому для того, чтоб его собрать, один раз сфотографировать и разобрать, – жалко сколько денег. (смеется)

Памятник корабелам и флотоводцам (Шар)

Памятник Святому Николаю Чудотворцу

NL: Как вы подбираете детали конструктора, чтоб отобразить копию конструкции с максимальной точностью?

— LEGO развивает мышление. Кажется, даже на Netflix видел документальный фильм, где Нью-йоркский мастер использует LEGO для проектирования своих идей. По его словам, нужно брать деталь LEGO и представлять, на что она похожа в реальной жизни, или наоборот, -  смотреть на реальный объект и сопоставлять схожесть с определенной деталью. Когда находишь этот ключевой объект, который имеет схожесть с элементом конструктора, то становится понятен масштаб. Главное: знание деталей и импровизация из того, что есть.

NL: Добавляете ли вы подручные материалы для более точного воссоздания строений?

— К примеру, в «Башне Шухова» из ниток выклеивал на cyпepклeй конструкцию, но в классическом LEGО подобное делать нельзя. В «фанатском варианте» категорически запрещено использовать даже «не оригинальные» детали конструктора. Модели, в которых использованы посторонние элементы, нельзя выставлять на свои какие-то подборки, серии и выставки. Они не считаются достойными по причине того, что задача LEGО моделирования в том, чтобы из готовых деталей реализовать свою идею. Если получается какой-то hand made (ручная работа), то это уже своеобразное «читерство» и такого быть в принципе не должно. У меня на данный момент практически готов памятник Николаевскому футболу: в его основе - шар, поэтому я взял елочную игрушку. Все же это творчество, и я, как автор, имею полное право играться детскими игрушками, как считаю нужным (смеется). В LEGО допускается использование канатов и наклеек, все остальное – исключено.

NL: Сколько у вас уходит времени на создание подобных мини-шедевров?

— Все зависит от масштаба модели и ее сложности. Допустим, конструкция «вокзала» чуть больше метра в длину. На эту работу в общей сложности я потратил трое суток, но это только потому, что я предварительно не делаю никаких чертежей и прототипов. В моем случае работы создаются напрямую с фотографии, показанной на планшете. Если что-нибудь не получается, ломаю и строю заново, все происходит «методом тыка», из-за чего уходит больше времени. К примеру, над трамвайным депо я думаю уже два года, и так ни к чему не пришел. «Методом тыка» я бы поигрался несколько недель и не подвел бы проект к финальному заключению.

NL:  Вы создаете как архитектурные достопримечательности в микромасштабе, так и николаевские монументы. Что из этого отобразить было сложнее?

— Чем меньше масштаб, тем сложнее его сделать узнаваемым. Наверное, это, в целом, проблема минимализма. Памятники отображать труднее, учитывая их извилистые формы. В связи с этим, приходится придумывать, как сохранить узнаваемость и исключить угловатость форм. Дома воссоздавать гораздо проще за счет того, что они квадратные и там все зависит от количества деталей. Для меня создание памятников в микромасштабе сложнее и потому, что они требуют более интересных и необычных элементов. Как правило, их – недостаток, поэтому большинство монументов созданы виртуально. Построить домик несложно, как назло зачастую недостаточно какой-то маленькой мелочи, чтоб сделать изделие узнаваемым.  Самым сложным по осуществлению является, наверное, мой первый проект «Музей судостроения и флота». Он первоначально планировался в большем масштабе, но когда я его сделал практически на 90%, оказалось, что у меня не хватает деталей. На тот момент стоял выбор: достраивать его другими цветами, или разобрать и собрать в размере поменьше.

Музей судостроения и флота

NL: У вас есть кумир, касательно подобных работ в направлении LEGО?

— Нет. Я знаю, что многие мастера повально строят за другими мировыми авторами, но я предпочитаю вдохновляться разными людьми. У нас в Украине есть иллюстратор Ольга Протасова, ее основным материалом для работы является пластилин. Первоначально она лепила разные изделия из пластилина просто «для себя». Длительное время над ней даже подшучивали, делая акцент на том, что это - ребячество. Тем не менее, это оказался достаточно успешный бизнес, и она уже вдохновляет других людей на новые начинания.  Это пример того, что люди слишком узко мыслят и видят только одну какую-то сторону, а нужно мыслить более абстрактно и реализовывать смелые решения с разных сфер деятельность. Как пластилин, так и детский конструктор, - достаточно неординарное решение для творчества. Я бы даже сказал: «Неуместный инструмент». Вдохновение должно быть вне рамок того быта, который нас окружает. Я по профессии дизайнер. Соответственно, всегда наблюдаю за дизайном в целом. Как раз LEGО дает возможность мыслить шире.

NL: В одном из Instagram-постов вы написали, что работы не сохраняете, потому что имеете ограниченный запас деталей конструктора. Планируете ли вы в дальнейшем продвигать это уникальное в своем роде увлечение?

— Я планирую его продвигать, как делаю это и в данный момент. Это мое хобби, и мне просто нравится это делать. Бизнес LEGО достаточно своеобразный, фанатов этой серии в Украине очень мало, а компания LEGО, в свою очередь, руководствуясь авторскими правами, не даст мне продавать свои изделия с их товарным знаком, как LEGО-набор. Единственное, что возможно, - это создание LEGО-инструкций, книжечек и журнальчиков и публикация их в свободном доступе.

NL:  Планируете сделать выставку своих работ в ближайшем будущем?

— Похвастаться всегда приятно. Раньше я устраивал конференции для дизайнеров, и мы там хвалились своими работами. Приятно, когда приходят люди, которые смотрят и комментируют, затем дома делаешь работу над ошибками, что-то переделываешь. Создание конструкций из LEGО достаточно затратно, и для того, чтоб все модели собрать, нужно прилично вложиться. Собственными силами я вряд ли это вытяну. Если у кого-то появиться инициатива профинансировать, чтоб создать музей из архитектуры LEGО, то я помогу все максимально спланировать и помочь, но у меня не хватит средств, чтоб вытянуть выставочный темп.

NL: Вы не думали найти альтернативу конструкторам LEGО для воссоздания архитектуры?

— В этом и есть фишка. Есть достаточное количество людей, печатающих на 3D-принтере, делающих разнообразные изделия из дерева, в частности николаевские авторы «DreamCity». Я считаю, что это крутой проект, щепетильный, нужно долго сидеть все выкрашивать и моделировать. Но это совсем иное направление: людей в этой сфере практически нечем удивить, а непосредственно в работе с конструктором существует целый ряд ограничений. Эти «ограничения» - как своеобразная головоломка, что развивает мышление, а не просто механика действий.

NL: Я так понимаю, вы знакомы с экспозицией «Николаев в миниатюре», что находится в «Старофлотских казармах». Интересно, как оцениваете работу николаевских моделистов.

— Я вживую не видел, но слежу в соцсетях за публикациями Андрея Шинкаренко (моделист и автор проекта – ред.). Мне, как любому мальчишке, всегда нравились различные макеты и поезда, учитывая, что это сумасшедший и кропотливый труд. Но мне не понятно единственное: они создают существующие здания и помещают модели николаевской архитектуры в совершенно вымышленный мир. Получается, что у них реалистичный сюрреализм, и по сути «город, которого нет». Этот проект имеет неоднозначность. Музей, в котором он презентован, все же «краеведческий»: возможно, проект стоило бы сделать более предпочтительно реализму. Но это только мое мнение, а они - авторы.  К слову, я неоднократно обращался за помощью к Андрею Шинкаренко на старте своего LEGО-проекта, но он так и не ответил ни на одно мое сообщение. Я надеюсь, что он не находил в моих работах какой-то плагиат, или конкуренцию. Когда я делал «Храм Весты», снимков этого строения практически не было, и я отталкивался от реконструкции именно DreamCity. У них воссоздание получилось достаточно точное, но, по моему мнению, существует один нюанс: некоторые элементы не совсем идентичны фотографиям. Я не историк, может, они действительно правы, а я ошибаюсь.

Храм Весты

NL:  Исходя из вашего опыта работы над воссозданием архитектуры Николаева, в чем вы видите ее особенность?  Что отличает город от других?

— У Николаева достаточно двоякая история. Меня поражает контраст, который возник за весь период его существования. Город из огромных перспектив превратился в «будущее однообразных коробок». Мне кажется, это все способствует тому, что люди не имеют ценности и засоряют улицы мусором. Ничего не имеет важности, даже в школе сейчас не особо придают значение именно краеведческой истории. К сожалению, нет «патриотического воспитания», касательно любви к самому городу. Лично мне очень обидно, что убили хорошее перспективное место, ведь было достаточно много интересной исторической архитектуры. Люди и, в частности, власть не ценят культурное наследие. Все, что можно было отреставрировать и привлечь к обозрению туристов, будто нарочно «убивают».

NL:  Думали ли вы о выпуске фигурок как сувенирной продукции, которая бы могла улучшить имидж Николаева?

— В рамках города, это не совсем коммерчески выгодно, потому что мало поклонников творческих проектов из LEGО. Немаловажную роль играют и авторские права LEGО. Создавая из конструктора свои проекты, и продавая их как готовое изделие, можно ступить на «скользкую тропу». Всегда будет вероятность, что от представителей компании LEGО последуют какие-то претензии. В этом направлении любое коммерческое масштабирование можно рассматривать только в качестве каких-либо предварительных заказов. Было бы интересно поработать с любым предприятием и внедрить конструкции из LEGО. Допустим, для судостроительного предприятия 61 коммунара моделировали корабли, и в результате чего работы существовали на выставке. Возможно, оно бы принесло пользу, если под заказ спроектировать какое-то здание для определенного предприятия. Это было бы интересно, если бы проводились какие-то масштабные выставки, или промо-презентации. Я не слышал, чтоб в Украине использовали всерьез конструкции из LEGО для предварительного моделирования зданий, а вот за границей используют конструктор для проектирования реальных зданий. Ранее моделисты клеили и моделировали, но сейчас приносят в виде конструктора проект заказчику, где сразу же могут и подкорректировать какие-то нюансы.

Старый железнодорожный вокзал

Темвод, расположенный в самом центре Николаева

Пам'ятник Бригадиру Горичу

Главпочтамт

Теменос в Ольвии


Юлия Миллер