Даже самые темные времена не лишены света: что хорошего было в Средневековье

Прочитали: 1219

Средние века породили вокруг себя много споров и мифов. Многие считают это время «Темными веками», а кто-то наоборот романтизирует образы того периода, основываясь на фильмах и художественной литературе. Конечно, в каждой эпохе было и плохое, и хорошее: чего из этого на весах времени было больше – каждый решает уже для себя сам. 

Историки предлагали разные хронологические рамки для этого периода, основными из которых были 500—1500. Образ средневекового жителя – это статный красавец-рыцарь на коне и в блестящих доспехах, завоевывающий сердце прекрасной дамы. Сам по себе он далек от реальности, так как прекрасную даму зачастую не спрашивали, хочет ли она быть «отданной» победителю, который сам по себе мог быть далеко не обходительным красавцем. Особенно, после утомительного боя в тяжелых доспехах, которые не снимались до окончания сражения. Да и так как надевать их – дело не пяти минут, рыцарям приходилось проводить в них не один час, а иногда и несколько дней. 

Большую часть жителей составляли крестьяне, а высшее сословие было в меньшинстве. Собственно, простой крестьянин стать рыцарем не мог, так как у него попросту не было денег на дорогое обмундирование и лошадей. Также люди того времени были достаточно религиозными, а церковь играла большую роль в жизни людей. Однако, это не значит, что все поголовно исполняли заповеди и не грешили. К слову, церковь не одобряла и балы, которые устраивали только имевшие достаточно денег люди. На подобные мероприятия мужчины и женщины высшего класса общества надевали более яркие и экстравагантные наряды для танцев: и те, и другие носили туники, но женские были куда длиннее. Платья были сделаны из шелка и других недешевых материалов, но не были пышными.

Наряды менялись на протяжении всех Средних веков, в моду вошли корсеты, стали использовать большее количество украшений, меха и разнообразие головных уборов. Мужчины же носили смелые цветные туники, которые были в основном украшены их родовыми гербами, иногда цепляли на пояс мечи. 

Картина английского художника Эдмунда Блэра Лейтона (1852 - 1922)

Картина английского художника Джона Уильяма Уотерхауса (1849 - 1917)

У крестьян же не было такого выбора нарядов – зачастую был только один комплект одежды, а если был и второй, то надевали его только на праздники. У женщин это были простенькие цветные платья, а у мужчин – цветные шерстяные куртки и рубашка. 

О болезнях, кровопролитных войнах, тяжелой жизни и тяжелом физическом труде, конечно, если ты не богат и не имеешь титула, говорить можно очень долго и много. Но было в этом во всем и что-то хорошее. Например, искусство. Средние века породили много талантливых скульпторов, поэтов и художников, чьи произведения ценятся до сих пор. 

Одним из таких великих и знаменитых был Данте Алигьери, подаривший миру «Божественную комедию», которая считается величайшим памятником мировой культуры, и «создатель» девяти кругов ада, рая и чистилища. Один из основоположников итальянского литературного языка. Его вклад не только в итальянскую, но и в мировую культуру сложно переоценить. Данте был достаточно образованным, имел познания в естественных науках и в средневековой литературе. Кроме этого, он изучал еретические учения той эпохи, а также был политиком, богословом и прозаиком.

Еще одной, не менее значимой фигурой, был Франсуа Вийон – первый французский лирик и поэт позднего Средневековья. Сам Франсуа Вийон характеризовал себя так: плут, сутенер, бродяга, гений. Его произведения описывают темные стороны жизни, в тоже время они полны сарказма, в частности к самому себе, иронических интонаций, а в некоторых и гротеск, утрирование образов. Что очень отличалось от стихов других поэтов, которые были наполнены романтизмом. Франсуа же наоборот описывал не самую красивую сторону жизни, - собственно благодаря этому они и приобрели особую популярность в народе. Хотя о его жизни известно немного, однако, как можно понять и по его произведениям, она была не простой: изгнанник, убийца и разбойник. Но в тоже время талантливый стихотворец, который отразил кризис традиционного средневекового мировоззрения, социальные противоречия и пороки общества.

Стоит упомянуть и одну из первых и самых известных средневековых поэтесс XII века или Мари де Франс. Авторку сборников «Лэ Мари де Франс» и «Басни», а также поэмы «Чистилище Святого Патрика» и жития «Жизнь Святой Одри». В дальнейшем ее произведения оказали значительное влияние на стихотворный жанр куртуазной литературы. Кроме собственных произведений, она делала переводы с латыни, а также сделала пересказы басен Эзопа. Несмотря на значимость ее вклада в культуру, о самой поэтессе известно очень мало, даже имя ее известно лишь из легенды к одной из рукописей. Есть предположение (его, в частности, придерживался Джон Фаулз), что Мария была внебрачной сестрой Генриха, у отца которого, Жоффруа Плантагенета, была побочная дочь с таким же именем, ставшая аббатиссой Шефтсберийского аббатства примерно в 1180 году. 

Данте Алигьери

Франсуа Вийон

Мария Французская ( Миниатюра из манускрипта Национальной библиотекм Франции)

Среди художников также было немало тех, кто оказал большое влияние на историю искусства. Например, Джотто ди Бондоне – итальянский живописец и архитектор. Был первым представителем эпохи Проторенессанса, зародившейся в позднем средневековье во Флоренции и является одной из  ключевых фигур в истории западного искусства. Именно Джотто разработал абсолютно новый подход к изображению пространства – изменение плоскостного восприятия, характерного для византийской иконописи, на объемное видение. Он также являлся основоположником итальянской школы живописи, а его работами вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Караваджо. Уже одними из самых известных и знаковых их работ считаются: «Поцелуй Иуды и арест Христа», «Тайная вечеря», «Мадонна Оньиссанти» (известна также как «Мадонна с младенцем и двумя ангелами») и другие.

Знаковой фигурой в искусстве был и Мазаччо – итальянский художник, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи Кватроченто. За свою короткую жизнь, а прожил он всего 27 лет, Мазаччо создал множество картин и фресок, в основном предназначенных для церквей. Самые известные его шедевры – «Триптих святого Ювеналия», «Мадонна с младенцем и святой Анной», Пизанский триптих, «Моление о чаше», фрески капеллы Бранкаччи и «Sagra». О жизни художника известно немного, во многих «жизнеописаниях»Мазаччо его характеризуют, как  рассеянного и беспечного молодого человека, который с головой погружался в искусство, а материальные ценности его интересовали мало. Однако, несмотря на свою скромную и короткую жизнь, он успел  стать образцом для подражания множеству последователей, в том числе и великих художников.

Ещеодним представителем художников того времени является Дуччо ди Буонинсенья. Он является одним из виднейших представителей сиенской школы. Его работы являются  противоположностью распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. В то же время он сумел сочетать в них как старое, так и новое, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. Дуччо известен такими произведениями, как «Мадонна и младенец», алтарный образ сиенского собора «Маэста», который является главным произведением Дуччо, Полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» и множество других. 

Поцелуй Иуды и арест Христа Джотто ди Бондоне

Триптих Сан Джовенале Мазаччо

«Маэста» Дуччо ди Буонинсенья 

Нельзя упомянуть и скульпторов и архитекторов того времени, так как именно им мы обязаны многими историческими памятниками и стилями. В частности знаменитый Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), одним из архитекторов которого был французский архитектор Пьер де Монтрей, один из ярких представителей готики. Хотя и о нем также известно не очень много, несмотря на его вклад в архитектуру того времени. Кроме постройкой боковых часовен в южной части трансепта собора Парижской Богоматери, он также работал над сооружением большой часовни св. Девы (или Богоматери) для аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Ему, при этом, приписываются часовня на территории Сен-Жерменского дворца и трапезная церкви Сен-Мартен-де-Шан (ныне зал библиотеки парижской Консерватории искусств и ремёсел). Был погребён вместе с женой Агнессой в построенной им же часовне Пресвятой Богородицы в Сен-Жермен-де-Пре в Париже. На его надгробной плите было написано, что здесь покоится ни кто иной, как «доктор каменных дел». Правда, часовня, а также трапезная этого парижского монастыря, были разрушены в 1794 году.

Еще одним скульптором и архитектором был Никколо Пизано – основатель школы итальянской скульптуры, основоположник скульптуры Проторенессанса и отец скульптора и архитектора Джованни Пизано, который превзошел своего отца и стал более известным скульптором. Одна из его первых работ – кафедра для баптистерия в Пизе. Работу он выполнял с несколькими помощниками, среди которых были Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевута. Эта первая подписанная скульптором работа считается одним из его шедевров, в ней Пизано удалось сочетать библейские сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля. Он является автором Боль­шого фон­тана («Фон­та­на Мад­жо­ре») в Пе­руд­же, ему также при­пи­сы­ва­ют и архитектурные ра­бо­ты – про­ект Си­ен­ско­го со­бо­ра, церковь Сан­та-Три­ни­та во Фло­рен­ции.  Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль мас­те­ра ока­зал влия­ние на ар­хи­тек­ту­ру и иск-во не­сколь­ких сле­дую­щих по­ко­ле­ний. 

Одним из крупнейших мастеров романского искусств также был и Бенедетто Антелами  – итальянский архитектор и скульптор, работавший в романском стиле. Антелами был е строителем Баптистерия, который украшен четырнадцатью его влиятельными статуями Трудов Месяца. Бенедетто был важным предшественником готического стиля. Его работа рельефа «Снятие с креста» украшает Кафедральный собор Пармы, ему также приписывается рельеф «Мученичество святого Андрея» в базилике Сант Андреа в Верчелли. Средневековое искусство Антелами также можно увидеть в соборе Фиденцы, а также на главном западном портале базилики Сан-Марко в Венеции и в Музее античного искусства в Милане.

Что ж, давайте мы не будем навешивать ярлыки как на людей, так и на времена. Ведь, хорошему место всегда, а в самые темные времена лучше всего видно именно светлых людей и мастеров. 

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), одним из архитекторов которого был французский архитектор Пьер де Монтрей

Поклонение волхвов, рельеф кафедры баптистерия в Пизе, Никколо Пизано

Снятие с креста, Бенедетто Антелами