«Рожки» Моисея, лик Св.Николая на полотне и картины в масках: чем вдохновляется и как творит Влад Гурьев

Прочитали: 2005

Картины этого художника украшают королевские покои в Иордании, выставляются в лучших галереях мира, а ценители искусства готовы «охотиться» на полюбившиеся полотна его авторства. Может показаться, что речь идет о Леонардо да Винчи или Рембрандте, но нет — это известный николаевский художник Влад Гурьев, который успел завоевать уважение и почет во многих странах. 

По месту рождения Влад Гурьев — одессит, но вот уже 33 года его чаруют берега города, который омывают волны Ингула и Южного Буга. Художник обожает путешествовать, но, в отличие от многих горожан, ценит и любит родной Николаев. Влад Гурьев не стесняется признаться, что вдохновляется сексом, а это и не удивительно, потому что все его работы очень чувственные и страстные. Красной линией в творчестве прослеживается его увлеченность силой и грациозностью лошадей и неизведанностью жизненных энергий. 

Влад Гурьев пригласил NikLife в «святая святых» любого художника — личную галерею «Золотой Буг» и откровенно рассказал о том, как творит и чем вдохновляется.  Далее мы эксклюзивно покажем первую картину Гурьева и расскажем, как он писал портрет советницы Министра обороны Татьяны Поповой, сколько стоят его работы, почему он считает выставки бесполезной тратой времени и воспринимает мастер-классы как шоу


Быть творцом — это потомственное

Известный николаевский художник никогда не задумывался о выборе будущей профессий. Этот вопрос был решен еще когда Гурьев только родился. Его отец мечтал стать художником, а лепка скульптуры «Александр Невский на коне» в детском саду, только подтвердили наличие у Влада огромного творческого потенциала. 

— Я ничего не придумывал. У меня был отец, который мечтал быть художником. С детства я ходил в художественную школу, С пяти лет я знал, что буду художником, даже раньше. Я помню в детском саду лепил «Александр Невский на коне». В детском саду все это уже было известно. Потом было худучилище… Я считаю, что до сих пор учусь. Всю жизнь можно учиться новым техникам, тот же фотошоп. Профессиональный художник должен уметь все, все виды: графика, скульптура. Не верю я художникам, которые только живописцы, — рассказал художник. 

Влад Гурьев родился, учился, все детство и юность провел в Южной Пальмире. Последние 33 года он живет и творит в Николаеве. Соответственно напрашивается вопрос, кем себя считает сам художник: николаевским одесситом или одесским николаевцем?! Однозначного ответа на данный вопрос Гурьев не дал.

Одессит по месту рождения, но николаевец по зову сердца

В свое время Михаил Жванецкий лично вручал Гурьеву членский билет Всемирного клуба одесситов. Во всем мире его считают одесситом. Но сам художник признается, что творить в городе своего рождения не может. Другое дело — любимый Николаев. Здесь он находит вдохновение. 

— Здесь я всего 33 года… Вот портрет Жванецкого. Он лично выдавал мне билет Всемирного клуба одесситов. Во всем мире я — одессит. А по чувству и по сердцу… Одесса — это сложный город для жизни. Это мой родной город, но там сложно жить, сложно работать, там постоянный бег на месте. Николаев — город для медитации, для каких-то идей. Здесь можно придумать что-то и создать. Для меня Николаев — это город, где что-то создается, а в Одессе зарабатывается, бежится куда-то. 

Влад Гурьев считает Николаев уникальным городом, если рассматривать его через призму фэн-шуй. Он не просто омывается двумя реками, но и наполняется из них энергией. Николаев — это прекрасное место, чтобы творить и создавать что-то. 

— По фэн-шуй город уникальный. Энергия приходит и с Ингула, и с Южного Буга. Она омывает весь этот полуостров. Дикий сад, который здесь был — это место существует с третьего тысячелетия до нашей эры. Мы еще даже не знаем, насколько хорошее это  место для жизни. Я просто чувствую, Николаев — замечательное место для идей, для начала чего-то. 

Любимым местом художника является именно Дикий Сад. Он частенько приезжает сюда, чтобы полюбоваться восходом или закатом солнца. Нередко бывает и на Темводе. 

 — Если есть настроение и хорошая погода, я катаюсь везде. Я смотрю с Темвода на восходы, еду дальше и смотрю на закаты. Просто еду на машине, останавливаюсь и наслаждаюсь. Дикий Сад — замечательное место с видом на мост. Конечно, Дикий Сад — одно из моих любимых мест. Там шикарный восход.

Интересно, что во время одного из таких летних визитов Влад Гурьев на этом месте заметил группу из десятка людей, которые поклонялись солнцу. На восходе они медитировали на этом «намоленом» месте с тысячелетней историей. 

Как образ Святого Николая сам проявился на полотне художника

Влад Гурьев уже давно искал образ и символ Николаева, который можно было бы изобразить на полотне. Самыми знаковыми картинами в этом направлении стали «Святой Николай» и «Устье Ингула». Во время своей выставки художник рассказал, что реализация полотна  «Устье Ингула» полотна вышла неожиданной для него самого.

– Сверху Ингул впадает в Южный Буг. Смешение энергий. Совершенно случайно получилось «Инь Янь». Вот золотой Буг и серебристый Ингул вместе создают такую гармонию. Надо еще написать подобное и побольше. Появилось желание написать еще что-то на тему нашего родного города.

История создания «Святого Николая» долгое время оставалась загадкой, но художник все-таки решил поделиться, как лик святого сам подсказал ему, что писать на полотне. Это было чистой воды «miracle»

— На самом деле я не планировал писать Святого Николая. У меня была идея, сделать копию карты из космоса и нанести «золотым» Буг. Мне так представлялось, потому что цвет Буга коричневатый. Летом он бывает прям красно-коричневый, зеленый. Все говорят, что это грязная вода. Но когда мы были в группе в Ивано-Франковске у истоков Южного Буга, его воды от самых истоков коричневато-золотистого цвета. Можно считать, что он грязный, а можно сказать, что он «золотистый». 

По центру полотна полуостров. Я когда начинал писать, то думал, что просто намечу, и положу фактуру земли, какие-то дороги. Когда я начал намечать, то заметил кресты, похожие на те, что у Святого Николая. И один глаз я увидел. Совершенно случайно картина сама родилась. Это вообще не моя идея, оно как-то само пришло. Это просто miracle.

Влад Гурьев уверен, что картина сама подсказала свой сюжет. Такое бывает, но не часто. Очень важно в этот момент не сопротивляться «проведению», а следовать за ним.  

— Бывает придумываешь, пишешь и картина просто уходит в сторону от идеи. Вот тут нужно понять и не сопротивляться, не возвращать  тому, что ты придумал. Тогда оно пойдет. Если бы я не обратил внимание, то небыло бы этого, чудесным образом созданного, образа.

Именно таким, хоть и немного необычным, способом был найден образ Николаева. Далее этого ждут Киев, Одесса и Херсон. 

— Николаев найден и сейчас нужно писать Херсон. Это очень интересно. Там тоже есть интересные заводи, огромное количество островов. Нужно там найти что-то. Киев меня просят уже давно сделать. Одесса — это сложно, но нужно писать. Там же все просто: раз и море. С Одессой сложнее всего. 

Стоит отметить, что это далеко не все полотна, которые имеют интересную историю создания. Влад Гурьев поведал нам, что на днях совершенно случайно сумел закончить картину, которая семь лет пролежала в подсобке, ожидая своего часа. На ней он изобразил лошадь, а образ наездницы появился, едва Гурьев увидел натурщицу для своей недавней работы. 

— Эту картину я начал 7 лет назад. Она лежала у меня  подсобке, в гараже в Киеве. Девушка на картине и на лошади — одна и та же. 

Святой Николай проявился на рельефах поуострова Николаева

Картина «Устье Ингула»

Картины написаны с разрывом в семь лет, но главной героиней стала одна и та же натурщица

Откуда у художника такая неутолимая страсть к скакунам 

Любовь к лошадям в творчестве Влада Гурьева прослеживается уже давно. Скакуны на его полотнах буквально замерли в полете и кажется, что в любой момент они могут вырваться из них прямо в выставочный зал. Оказалось, что рисовать этих благородных животных художник начал после посещения элитного Horse Club в Иордании, куда его пригласили после визита в королевский дворец. В клубе арабских и испанских скакунов тренировали, как и тысячи лет назад, с мечами и в доспехах.

— Когда-то лошадей вообще никто не писал, потому что это очень сложно.Как только нарисуешь коня, он сразу застывает и становится скульптурой. Мне очень повезло их увидеть, когда я был Иордании. Сначала меня позвали в королевский дворец к королю и королеве, я писал их портреты. Меня приглашали во многие дома к известным людям. Весь бомонд ходил ко мне из-за того, что знали — у королевы есть мои картины. И вот меня пригласили в Horse Club. Я видел этих сумасшедше красивых лошадей, видел как они занимаются с ними. Они берут древние мечи, доспехи, кольчуги и в этом всем они тренируются. Ты наблюдаешь, как будто это происходит тысячи лет назад.  А кони арабские и испанские, как у Леонардо да Винчи. Я думал, что это придуманный образ, а они реально существуют, — рассказал николаевец. 

Именно после этого визита королевского Horse Club в Иордании Влад Гурьев начал рисовать лошадей. Для него они не просто животные — это неудержимая энергия из космоса. 

— Я насмотрелся на это все и понял, начал искать, как рисовать. Никто этого не делает — это очень сложно. Для меня конь — это не просто животное, это та же энергия из космоса. Это энергия, которая у нас появилась. 

Изображать на полотнах лошадей для Гурьева — это кайф. 

— Движение, кони, полет. Вот когда я его нарисовал и заканчиваю, то чувствую, что создал что-то. Это чистой воды кайф.

Картины с историей 

Как Гурьев писал портрет советницы Министра обороны Татьяны Поповой

Авторству Влада Гурьева принадлежит много портретов известных личностей: Михаил Жванецкий и мэр Николаева Владимир Чайка, король и королева Иордании и многие другие. В свое время натурщицей художника стала и Татьяна Попова. В разное время она занимала должности советницы Министра обороны и заместительницы Министра информационной политики. 

— Татьяна Попова — известная личность. Мы с ней дружили и она в тот момент была беременна. Я написал ее портрет. Он у меня. Ее сыну уже 8 или 9 лет. Когда он подрастет, я ему покажу. Она сидит в кресле, как солнце. Я не показываю, прячу его, — Гурьев поведал историю создания этой работы.


Экс-советница Министра обороны Татьяна Попова

Откуда у Моисея «рожки» 

Не менее интересную историю создания имеет и картина «Моисей на горе». Вдохновение на ее написание у Гурьева появилось по время очередной поездки в Иорданию. Он частенько ездил в город Мадаба с видом на Мертвое море. Художник наблюдал за местными горами и вспоминал легенду о том, как Моисей привел народ в Землю Обетованную. Именно тогда он начал задумываться о происхождении Моисея, ведь информации о том, где он родился и где похоронен просто нет. 

— В Иордании я очень часто ездил в Мадаба. Есть такое место с видом на Мертвое море. По легенде, к этим горам привел Моисей народ, показал Землю Обетованную и исчез. Нет ни могилы Моисея, ничего, рассказывает художник. 

При этом еще Микеланджело «наградил» Моисея «рожками». Гурьев выдвинул свою версию по этому поводу. Он считает, что они были способом связи Моисея с космосом. Ближний Восток натолкнул художника на мысль, что в космос Моисей и ушел. 

— У Моисея были «рожки» или лучи. Никто не может сказать конкретно. Дело в том, что рога ему приделал Микеланджело. Историки и искусствоведы говорят, что это лучи света, но у Микеланджело они прям кругленькие. Я подозреваю, что это (рожки, — ред.) была связь с тем космическим кораблем. Он пошел на гору, пообщался с Богом и получил завет. Вообще как сам он на землю попал не известно. Ближний Восток натолкнул меня на эти мысли. Потом с этой горы он в космос и ушел, считает Влад. 

Именно с этой картины начинается вся космическая тема в творчестве николаевского художника. В дальнейшем она нашла отражение в портретах Михаила Жванецкого и Владимира Чайки. 

Карантинные картины «Мода в масках» 

Многочисленные карантинные ограничения и обязательство следовать масочному режиму очень повлияли на жизнь каждого украинца и Гурьев не исключение. В марте 2020 года ему пришла идея изобразить современную жизнь со всеми ее особенностями на полотне. Прообразом для нее стали две харьковчанки, которые впоследствии узнали себя на картине «Мода 2020».   

— Изначально идея была показать неоднозначность… Гламур, красота и прочее, но вот эти потеки — это современная жизнь. Все это находится в таком странном и непонятном состоянии. Это же не красивые цветы. Это хорошенькие дамы. Вот эти потеки случайно получились. Изначально я хотел коричневыми цветами показать современную жизнь. Это был март-апрель прошлого года — это начало этой картины.

Примечательно, что соавтором картины стал ее нынешний владелец. Его имени художник не раскрывает. Во время одной из встреч Гурьев хотел исправить потеки, которые получились совершенно случайно, но покупатель его остановил. Так картина провисела у него дома полгода и он решил заказать ей в пару парней в масках. Художник признался, что создание второй картины далось ему намного тяжелей.   

— Если на эту у меня ушло несколько недель, то здесь я писал 3-4 месяца. Думал, потому что было уже сложнее. Я в предыдущей картине все показал, она уже сухая. А эта еще нет. Я буквально вчера еще писал.

Эти случайные потеки, словно ниточки за которые нас «кукловодят» карантинными ограничениями. 

— Идея то в чем? Это еще и ниточки, за которые нас заставляют где-то масочку надеть, где-то не выходить из дома, где-то купить уколоться вакцину. Это как в театре. Мы сейчас все как в театре находимся. Мы не понимаем, почему так резко все поменялось, с чем это связано. В фильмах нам это долго-долго подготавливали, рассказывали, а сейчас раз и все, — продолжает Гурьев. 

Картина «Мода 2020» уже успела «выйти в свет». По просьбе нынешней главы Николаевского облсовета Анны Замазеевой, Гурьев предоставил ее на открытие Центра поддержки бизнеса «Дія». 

Серию картин о пандемии продолжают два откровенных полотна мужского и женского тела в масках, под названием «Экстаз». Когда они будут закончены, то отправятся к заказчикам в Иорданию. Еще одной частью серии станет картина «Корона». Ее Гурьев начал еще летом и не может никак закончить. 

— Я сейчас пишу еще картину «Корона». Начал летом и не могу закончить. Еще месяц поработаю и я вас позову. Эта корона —  это одна из первых корон человечества. Сама корона из древней торы. Я ее закончу и это будет как раз наше время. Это будет раз, два, три, еще что-то. Я на эту тему обязательно напишу еще что-то. Искусство может быть разное, но вот это как раз отражает нынешнюю ситуацию, — поделился планами на будущее николаевский художник. 

Карантинные картины «Мода 2020»

Картины для заказчика из Иордании «Экстаз»


Не законченная картина «Корона»

Эксклюзивно для NikLife — первая картина маслом 

Особого внимания заслуживает еще одна работа мастера — самая первая картина, написанная маслом. Влад Гурьев из закромов своей галереи достал первое полотно, на котором он упражнялся в написании масляными красками. Она датируется 1983 годом, тогда художнику было всего 16 лет. Писалась она в Одессе. На ней изображен старый магнитофон «Весна», гитара и пластинка. 

— В гараже лежала. Это мне брат из Одессы привез. Написана в 1983 году. Я помню, как я ее писал в квартире, в Одессе. Там магнитофон «Весна», — поделился воспоминаниями художник.  

Первая картина маслом в исполнении Влада Гурьева 

Какие картины художник никогда не согласиться продать, как творит и отдыхает от творчества 

Далекие от искусства люди считают, что продать и купить можно что угодно. Но художники воспринимают мир по-другому. Именно поэтому мы решили узнать, есть ли у николаевского творца работы, которые он никогда бы не согласился продать. Оказалось, что есть и немало. 

— Это, в первую очередь, портрет жены. Есть вещи, камертоны, с которых начинались серии. Например, цветы: есть первая работа, она случайная,  я ее не заканчиваю. С нее я понял всю композицию. Я ее держу, не заканчиваю и само-собой не буду продавать. Эти работы напоминают мне, как все начиналось. Медитативные картины тоже не на продажу. Я притронулся к эзотерике. Специальные занятия, медитации. Вот те картины — это «Паруса медитации». Их мало кто может понять, они личные. 

Художники — это творческие люди и очень зависят от вдохновения. У них бывают периоды, когда хочется писать запоем. У Влада Гурьева тоже бывают такие моменты и ради реализации задумки он готов отложить любые дела. Картины захватывают и от них невозможно оторваться. 

— Бывает не получается. Вчера я должен был выйти, люди стоят на улице. Мне нужно подъехать и забрать людей, а я тронул маску одного из мальчиков. И я понимаю, если я ее сейчас не закончу, то все… Люди стоят, меня ждут, звонят. Мне полчаса нужно, чтобы сделать и все, выйти нельзя. Бывает в таком состоянии жутком находишься несколько месяцев, а не один день. С утра встаешь и все… Бежишь! Раз, не получилось, перописал, убрал, отложил… А эффект незаконченного давит, нужно закончить!

Но вместе с тем бывают и застои, когда художник не может неделю взять в руки кисть. В этой ситуации Влада Гурьева отвлекает фотография и поездки на полноприводном авто в безлюдные места.  

— Есть фотография. Я люблю просто кататься на машине. Сесть и поехать. Обязательно куда-то в лес. На полном приводе забраться куда-то далеко, где нет людей. Я ни на что не поменяю машину с полным приводом. Это не хобби даже, это моя потребность. Нужно просто сесть и поехать

Найти Дикий Сад и написать портрет Кобле: творческие планы художника

Конечно же, мы не могли не спросить о творческих планах известного николаевца. В дальнейшем Влад Гурьев хочет еще больше раскрыть в своем творчестве тему Дикого сада и написать целую серию исторических портретов. 

— Скорее всего Дикий Сад. Я этим хочу сейчас заняться, сделать его образ. На самоме деле — это была киммерийская цивилизация. Только за этот год пандемии я понял, да и тренды сейчас такие в мире, в том месте, где ты живешь, там и нужно заниматься. Следующая идея после «Золотого Буга» будет писаться Дикий Сад с амазонками и кентаврами. 

Также Влад Гурьев начинает писать целую серию портретов исторических личностей, связанных с Николаевщиной. Совместно с Татьяной Чичкалюк художник работает над портретом Фомы Кобле, а также хочет изобразить англичанина Джона Поль Джонса

— Я сейчас начинаю серию портретов исторических личностей. У нас же была территория грубо говоря, с моей точки зрения, под англичанами.  Англичане и иностранцы постоянно руководили и Николаевом. Сейчас мы с Татьяной Чичкалюк пишем портрет Фомы Кобле (его именем названо Коблево). Будет акция какая-то мы сделаем презентацию. Второй портрет — это тоже шотландец, англичанин Джон Поль Джонс. Это уникальная личность. Здесь он громил турок, был адмиралом. На самом деле он шотландец. Из Англии он перебрался в Америку. С Америкой он боролся против англичан. Является родоначальником американского военно-морского флота. Мало кто знает, какие люди вообще на этой земле были. 

Захватывающие мастер-классы и «бесполезные» выставки

Учитывая количество идей и новых работ, которые еще не были представлены публике, NikLife поинтересовался, как скоро николаевцам ждать новую выставку работ Гурьева. Но на него мы получили очень неожиданный ответ. Оказалось, что николаевский художник считает выставки, как таковые, бесполезными. А все дело в том, что на выставках уже давно никто ничего не покупает. Гурьев убежден, что они нужны только тем художникам, которые хотят себя представить публике. 

— Если честно, то выставки — это бесполезная вещь. Это должен быть какой-то ценный проект. Сама выставка ради чего должна быть? Делаются выставки молодыми художниками для того, чтобы их узнали. На выставках сейчас никто ничего не покупает. Какой-то благотворительный проект, какой-то социальный. Возможно выставка одной картины — портрет Кобле, например. 

Совершенно другое дело — мастер-классы. Их художник воспринимает как настоящие шоу. 

— Мастер-классы для меня — это тоже, как шоу. Я рассказываю людям, что не сложно, не страшно и безопасно писать маслом. Максимум удовольствия  и очень легко это делается. Если ты хочешь, то в течении полугода можешь стать профессиональным художником. В современном мире совершенно не важно профессиональное образование. Главное идея, чувство вкуса. Технику, как воплотить идею, я могу рассказать.  Я могу у человека найти за какое-то количество занятий то, в чем он силен и направить. Через год человек становится профессиональным художником.

Сколько стоят работы Влада Гурьева

На данный момент у Влада Гурьева практически нет свободных картин. Он пишет или под воздействием сильной волны вдохновения, или на заказ. О том, кто является его клиентами, художник рассказывать не стал. У сильных мира сего не принято делиться, кто и сколько заказывает. Чаще всего заказывают портреты жен, но в каталог просят их не помещать. Цена на работы николаевского художника зависит от его настроения. Работу «Моисей на горе», написанную около 15 лет назад, он продал в Иордании за 4 тысячи долларов, а потом галерист выкупил ее уже за 7 тысяч долларов. 

— На самом деле все меняется. Вот мы говорили о тех любимых картинах. Сейчас у меня есть холст, который был написан в Иордании лет 15 назад. Продан в Иордании галеристу, потом украинец приехал в гости и выкупил в этой галерее картину. Называется она «Моисей на горе». Стоила она тогда, если я ее продал за 4 тысячи, то дешевле 7 тыс долларов он не мог ее купить. Вот такие были цены, а сейчас совершенно другие. Все зависит от настроения. У меня лично цены зависят от настроения. 

История создания фирменной подписи — Gurye V.

Визитной карточкой любого творца является его подпись. Для художника это так же важно, как и узнаваемый стиль работ. Влад Гурьев рассказал, почему подписывает свои работы на французский манер, и как так получилось, что жена и теща называли его Славой. 

— Смотрел сначала на подпись отца. Потом нужно было учиться ставить подпись отца в дневнике. В связи с тем, что в мире русские фамилии Гурьев, «в» не произносится, никто не может их произнести, поэтому в конце говорят «ф». Французы мне как-то сказали, что Гурье — это нормально, а «В» — это Влад. Я собираюсь паспорт поменять на днях. Имя тоже очень странно. В детстве я был Владислав и так до первой женитьбы. А потом меня теща и жена называли Слава. До 40 лет я был Славой, а потом опять стал Владом, — рассказал жизненную историю николаевский художник. 

Подытоживая, отметим, что Влад Гурьев — это не только очень талантливый художник, но и настоящий патриот своей малой родины. За годы жизни в Одессе и Николаеве его родным краем стало все Северное Причерноморье. Пандемия и карантин несколько остановили привычный ему темп жизни. Но при этом дали новый виток развития в творчестве. Сейчас он живет и работает по принципу где родился, там и пригодился. Изучает историю Дикого Сада, наполняется энергией Южного Буга и Ингула. И конечно же, радует ценителей искусства новыми неординарными полотнами. 

Дарья Козачук