Почему люди женятся с деревьями? Изобретательность, поверья и искусство во имя экологии

Прочитали: 1009

Даже в реалиях современного мира, где трудно чему-то удивиться, свадьба с деревом все-таки выглядит несколько экстраординарно. Сама такая идея корнями уходит в древность, когда растения считали обителью богов. Экологическая повестка ХХІ столетия трансформировала цель брачного союза между деревом и человеком, но не остановила данную практику. Так почему же люди женились на деревьях и продолжают это делать сегодня? Рассказывает NikLife.

За многообразие религиозных браков следует поблагодарить Индию. Страна богата ритуалами, во время которых дерево могут «поженить» с человеком, богом или другим деревом. Например, благодаря брачному союзу с деревом индусы могут избежать трудностей в поиске пары, ссор, разводов и даже смерти одного из супругов. К великому сожалению многих жителей Индии, можно родиться не в то время и не в тот час, не под теми звездами и не под той планетой. В индийской астрологии существуют комбинации даты и времени рождения, когда якобы на свет появляются «разрушители  браков».

Верят, что они провоцируют дискомфорт и напряженность в отношениях, создают атмосферу непонимания и в конечном итоге  провоцируют смерть супруга (супруги). Уберечь себя и любимых от отрицательных последствий поможет ритуал свадьбы с банановым деревом. Эти ритуалы проводят как для женщин, так и для мужчин. По завершению религиозной церемонии растение обычно срубают. После этого можно спокойно заключать брак с человеком.

Впрочем, некоторые из индуистских священников, которые практикуют подобные ритуалы, предостерегают о возможных последствиях. Если дерево срубить, это существенный минус в карму молодожену. Если же растение не уничтожить, то оно будет считаться полноправным живым «супругом», и свадьба с человеком будет под запретом. Поэтому, изобретательные индусы часто заменяют ритуальные деревья горшком с его землей. После «свадьбы» сосуд просто разбивают или топят в реке.

Традиция выглядит архаичной, но не так давно одна из самых знаменитых кино-«звезд» Болливуда. Айшвария Рай из-за этого прошла через судебный процесс: актрису обвиняли в ложном браке и двоеженстве. Знаменитость якобы связала себя узами брака с деревом до замужества со своим супругом Абишеком Бачаном. Дерево не уничтожили, как это необходимо соответственно ритуалу, а значит брачный союз своей силы не утратил.

Также третий брак считается неблагоприятным, ведущим к смерти супруга, и в штате Пенджаб даже незаконным (в отличие от четвертого брака). Чтобы избежать негативных последствий, мужчина женится на акации или кустарнике калотрописа. Жених торжественно просит «руки» растения у брахмана, который называет его своей дочерью. По окончанию церемонии «невесту» срубят, и мужчина сможет смело выбрать в жены женщину.

В Индии существуют и другие благородные причины пожениться с деревом. Например, по традиции, сыновья должны жениться в порядке старшинства. Но старший брат может сыграть свадьбу с банановым деревом, чтобы младшему не нужно было долго ждать своей очереди.

Иногда женят два дерева – манго и тамаринд. Это делают бездетные пары, желающие завести детей, или супруги, не имеющие дочерей. Выдача дочери замуж считается в индуизме религиозной заслугой, и не каждый готов отказаться от нее по причине отсутствия той самой дочери. Кроме этого, свадьбу двух деревьев проводят, чтобы «угодить богу», вызвать дождь и привлечь внимание к проблемам окружающей среды. В частности, в декабре 2020 года в храме Каруппараян была организована свадьба между старыми деревьями чтобы «остановить распространение коронавируса».

А вот в Непале женщины народности невари заключают как минимум три брака. Сперва они выходят замуж за плод дерева бенгальской айвы, потом – за бога солнца и за человека. Две первые церемонии совершаются до подросткового возраста, обычно в семь лет. Традиция защищает девочек от ранних браков и сексуального насилия. В индуизме практикуется выдача дочерей замуж до наступления половой зрелости. Сегодня детские браки в Азии законодательно запрещены, но продолжают совершаться и считаются серьезной проблемой.

Неварцы верят, что брачный союз с плодом айвы наделяет невесту способностью родить много здоровых детей, а также гарантирует ее ритуальную чистоту и целомудрие. Женщинам этот обряд дает возможность обойти ограничения, связанные с выбором супруга, защититься от вдовства, которое считается «позором», и повторно выйти замуж. Женщина может выбирать в мужья человека, который нравится, и развестись, при этом избежав осуждения обществом.

Плод, который называют «железным яблоком», имеет очень твердую оболочку и может храниться на протяжении всей жизни человека. Это свойство фрукта якобы должно обеспечить столь же сильного и надежного супруга. Для церемонии выбирают самые красивые и спелые айвы. Если во время обряда оказывается, что плод попался испорченный, говорят, что девушке суждено выйти замуж за некрасивого неверного мужчину. Пока айва цела, женщина не считается вдовой, даже если ее муж-человек умрет. А вот если «железное яблоко» повредить, она «становится» вдовой, независимо от наличия мужа.

На другом континенте практикуются экологические свадьбы. В декабре 2017 года в столице Перу 16 человек по инициативе актера и эко-активиста Ричарда Торреса связали себя символическими узами с деревьями. Массовую свадьбу организовали, чтобы спасти от вырубки значительную площадь городских зеленых насаждений. После проведения акции и других протестов горожан деревья сохранили.

В 2018 году уже сам Ричард Торрес женится на дереве в рамках кампании «Вступай в брак с деревом, береги кислород». Следует заметить, что необычные инициативы не являются причудой или новшеством эксцентричного актера. Свадьбы с деревьями проходят в разных странах Латинской Америки с 2013 года, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам и в глобальной перспективе остановить вырубку лесов на планете. Организаторы необычных мероприятий обычно предлагают зрителям подписать петицию в защиту определенных парков и лесов.

Перед «бракосочетанием» проводится традиционный инкский ритуал подношения Матери-Земле. Ей выражают уважение, благодарят и просят прощения за уничтожение природы, совершаемое людьми. В отличие от индийских ритуалов, послу свадьбы в Латинской Америке дерево не рубят. Наоборот, сажают новое. Саженец получает имя «Дерево Мира» и становится символом надежды на будущее возрождение лесных массивов.

В 2018 году бракосочетание с деревьями произошло и в мексиканском городе Сан-Хакинто-Амильпас, штат Оахака. Десятки женщин и мужчин пытались привлечь внимание к проблеме браконьерских лесозаготовок в их штате. Акция, которая привлекла внимание СМИ,  вдохновила борцов за сохранение природы по всему миру.

В том же году Дана Фоглесонг и Карен Купер вышли замуж за дерево из семейного парка Снелл города Форт-Майерс, США. Столетнее растение с огромным стволом и кроной площадью в три теннисных корта планировали уничтожить из-за жалобы застройщика: часть ветвей находилась над его участком. Под давлением местных жителей городские власти сохранили дерево-долгожителя.

В 2019 году аналогичным образом был спасен парк города Литерленд, Великобритания. В ходе протестов против строительства дороги, Кейт Каннигем вышла замуж за одно из деревьев, которые должны были срубить. Позже активистка даже сменила фамилию на Элдер (бузина) в честь «супруга». Невеста призналась, что участвовала во многих демонстрациях, однако не смогла привлечь достаточно внимания к проблеме. Что интересно, изобретательность британки поддержал даже ее бойфренд.

Мир искусства также может похвастаться бракосочетаниями между людьми и деревьями. В 2009 году в городе Хьюстон, США, концептуальный творческий дуэт The Art Guys женился на дубе. Любители перфомансов вдохновились восточной традицией браков с растениями. Своей акцией они хотели с юмором продемонстрировать абсурдность современности. Следует отметить, что свадьба с саженцем дуба из сада городского музея изящных искусств совпала с периодом острых дискуссий на тему однополых браков. Таким образом многие истолковали акцию именно в таком контексте. Обе стороны дискуссии сочли перфоманс оскорблением на свой счет. Дубу в этой ситуации досталось больше всех – на него несколько раз нападали и даже разрубили пополам.

Конечно, не следует исключать, что отдельные представители человечества действительно могут в лучших традициях античной литературы воспылать страстью к растению. Любовь не знает границ, как говорят. Но большинством руководит все же строгий расчет на оригинальность в решении сложной ситуации.

Материал подготовлен, в частности, на основании статьи Надежды Ясинской «Браки с деревьями: древняя традиция и человеческая изобретательность» для издания «Про|странство».