«Здесь все начиналось»: говорим с французским экспертом Стефаном Баде о винах украинского Причерноморья

Прочитали: 6427

Каждый регион Украины может похвастаться большим количеством крафтовой продукции, которую оценят должным образом даже гурманы. Юг, продолжая античные традиции виноделия, славится своими виноградниками и созданным здесь вином. Николаевские виноделы уже завоевали любовь местных потребителей и понемногу покоряют как приезжих туристов, так и мировых экспертов.

Подтверждает это и дружеский конкурс дегустации, который являлся частью семинара «Французский опыт в винном секторе: организация отрасли, коммерциализация, требования к качеству вина». На мероприятии виноделы украинского юга перенимали французский опыт заграничных коллег в винном секторе.

NikLife, воспользовавшись возможностью пообщаться с мировыми экспертами из знаменитого винодельческого региона Франции, поинтересовался у профессора экономики и маркетинга виноделия лицея Бордо Стефана Баде о перспективах виноделия на Юге Украины.


NL: Насколько благоприятными вы считаете Юг Украины в целом и Николаевскую область в частности для виноделия? Чего вы ожидали от вин Причерноморья? И под каким впечатлением остались от того, что попробовали в Николаеве?

С.Б.: Я был наслышан о винах бассейна Черного моря – грузинских, турецких, молдавских и одесских. Но в Николаеве никогда не был. Однако, сейчас я попробовал украинские вина, созданные на юге, и открыл их для себя. Думаю, у Причерноморского региона в Украине очень большой потенциал для того, чтобы делать великолепные вина. Этому способствует средиземноморский климат и почва, которая похожа на ту, что есть в Бордо.

NL: Вы ожидали лучшего или худшего от местной продукции?

С.Б.: Не могу сказать. До этого у меня не было своей точки зрения о николаевских и причерноморских винах Украины. В моей работе нет места ожиданиям до дегустации. Мы прибываем в страну, в регион, на виноградник и пробуем вино. Только после этого можно высказывать свое мнение. Думаю, здесь можно делать такие же великолепные вина, как в Молдавии, Грузии и многих других странах, знаменитых своим вином.

Черноморское побережье – это колыбель вина. Здесь, в Грузии, Абхазии и по всему региону зарождалась культура виноделия. Есть много локальных местных сортов, и местные история, культура очень важны. Здесь можно и нужно делать оригинальные вина, которые будут отличаться от остальных. 

Когда вы попадаете в Южную Америку, там не найти местного вина: только испанские и французские сорта. А здесь заложены исторически сохраненные сорта – все же началось отсюда. Для Запада, для Бордо, очень важно обнаружить этот тип вина из Грузии, Армении, Азербайджана, России и Украины. Потому что это колыбель виноделия – 6800 лет назад все началось здесь. Даже в Пенсильванском университете исследуют сорта с Тбилиси, Армении, Грузии, Абхазии, чтобы узнать, где же родилось вино и виноделие всего мира.

NL: Почему вы тут?

С.Б.: Мы тут, чтобы дать новый старт месту рождения вина и виноделия. В советский период можно было увидеть максимум количества, но минимум качества. Но если хочешь существовать на мировом рынке, следует производить не количество низкого качества. Нужно изменить много аспектов и начать делать вино все лучшего и лучшего качества, чтобы завоевать мировой рынок, престижные медали и знаки отличия. Думаю, это и есть лучший способ развития виноделия для Николаева, Херсона и Одессы.

Что важно для нас, так это новые молодые и растущие винодельни. Маленькие крафтовые предприятия делают вино премиального класса. Поэтому маленькие производства для нас так важны, и поэтому мы хотим дать новую жизнь для николаевского виноделия. Мы здесь, чтобы поделиться техническими, коммерческими и маркетинговыми возможностями, и подсказать, как работать лучше и выбрать правильный путь.  

NL: Насколько сегодня конкурентоспособны украинские вина на европейском и мировом рынке? Украина начала представлять свою продукцию в больших объемах относительно недавно – около 10 лет назад. За это время, по вашему мнению, получилось ли у нее найти своего почитателя в других странах Европы?

С.Б.: На глобальном мировом рынке украинские вина не представлены вообще. Их очень-очень мало. Нам, разве что, немного известно о Шабо, которое, согласитесь, не является лучшим. Мы стараемся наладить коммуникацию и механизмы продвижения, работая над тем, чтобы украинские вина попадали на престижные конкурсы и международные фестивали. Это важно. В прошлом месяце на лондонском конкурсе вин «золотую» медаль получило закарпатское вино Chateau Chizay. И мы уверены, что Украина может и в дальнейшем заслуженно лидировать на таких мероприятиях.

Однако, первым шагом для нее должно стать завоевание внутреннего рынка. Для меня стало удивлением то, что я пришел в ресторан в Украине, и мне предложили вино из Франции, Италии, Южной Америки или Испании. Какое угодно, но не украинское. Его не было в меню, и это ненормально. Мне кажется, тут как с футболом: первый матч, который нужно выиграть, – домашний. После этого уже можно путешествовать, ехать заграницу – в Германию, Великобританию, США и так далее.

Не думаю, что украинцы гордятся собственными воноградниками, винодельнями и вином. А зря. Некоторые жители страны не любят отечественные вина и думают, что они недостаточно хорошие. Они предпочитают вино из Южной Америки, Франции, Испании. Думаю, локальные рестораны Киева, Одессы и Николаева должны предлагать местное вино. А украинцам следует гордиться собственным вином, ведь здесь есть действительно достойные и качественные образцы.

NL: Какие наставления вы можете дать виноделам? К чему им нужно стремиться? Стоит ли стараться быть похожими на кого-то? Либо же сосредоточиться на творчестве и создавать свою, уникальную, продукцию?

С.Б.: Исключительно второе. Виноделам обязательно нужно найти свой путь. Мы тут также не для того, чтобы преобразовать все в стиль и бизнес-модель Бордо. Нет. Мы хотим, чтобы каждый смог выбрать собственный путь с лучшей комбинацией почвы, климата, качества продукта и запросов местного потребителя. Уже вопрос к людям, – в основном, к молодежи: «Что они хотят пить?». Как раз таки боссом среди боссов для винодела является покупатель, который будет пить его вино.

Общалась Анастасия Михайлова, специально для NikLife