«Гунда»: чему учит документалка о жизни норвежской свиньи на ферме, которая так приглянулась миру

Прочитали: 1100

22 сентября в кинотеатре «Multiplex» прошел очередной эксклюзивный показ документального фильма «Гунда», режиссером которого выступил Виктор Косаковский, а исполнительным продюсером – американский актер Хоакин Феникс

Показ фильма состоялся в рамках проекта «Культ кино» при поддержке Платформы My Art. Идея проекта принадлежит компании «Артхаус Трафик», которая выпускает на экраны 2К-реставрацию лент мирового кинематографа. Однако, в этот раз они решили показать совершенно новую и необычную картину «Гунда».

Фильм описывает жизнь норвежской свиньи по имени Гунда и ее поросят, а также кур и коров на ферме. Картина довольно размеренная, в ней нет людей, а только документальные кадры жизни животных, но в тоже время это никак не воспринимается как документальная программа о природе, например, на National Geographic. Фильм снят в мягких черно-белых тонах и довольно меланхолично, перенося зрителя ближе к природе, где главная роль отдана животному на ферме, а не человеку. Закадровой музыки также нет, в фильме присутствуют только звуки природы. 

Впервые фильм был показан на Берлинском международном кинофестивале в 2020 году. Кинокритики признали его лучшим, и, при этом, он получил довольно высокие рейтинги на различных платформах. Также в 2020 году картина попала в шорт-лист премии Оскар в категории «Лучший полнометражный документальный фильм».

Режиссер фильма «Гунда» Виктор Косаковский известен такими своими лентами, как «Акварель», «Да здравствуют антиподы!» и «Тише!». В комментарии изданию Bird In Flight он отмечал, что работу над этой кинолентой задумал еще в 1997 году, но не мог найти финансирование и прошло два десятка лет, когда он наконец-то смог найти продюсера в Норвегии. Известно, что продюсером выступил американский актер Хоакин Феникс, которого знают как убежденного борца за права животных. К слову сам Косаковский, как Хоакин, является веганом еще с детского возраста. На такое его убеждение повлияла смерть поросенка в деревне, к которому он успел привязаться. 

Режиссер «Гунды» также рассказал, что не ожидал такого эффекта от своей картины, ведь ежедневно он получает десятки писем, в большей степени от молодого поколения, которые пишут ему, что перестали есть мясо. А сейчас его приглашают читать лекции в Гарвард и в ООН, и даже фермеры положительно отнеслись к его фильму, чего, по его словам, он точно не ожидал. 

Хотя в ленте и не происходит какое-то невероятное развитие сюжета, людей и даже закадрового голоса, но это все и не требуется. Картина ведет диалог между зрителем и природой, показывая обычную жизнь животных на ферме, особенное внимание уделяя свинье Гунде как матери поросят. В фильме есть крупные планы животных, где режиссер проникает в их жилища, клетки, всматриваясь и словно пытаясь уловить эмоции каждого из зверей.

В самом начале картины показывается рождение и почти сразу же смерть одного из поросят, которого сама же Гунда раздавила, а до этого спасла, достав из под сена. В течение всего фильма зрители видят постепенное взросление поросят, которые везде следуют за своей матерью, радуются дождю и играют друг с другом как дети, которыми они пока и являются. 

Другие герои фильма – куры. Акцент сделан на передвижении одноногой курицы: она легко преодолевает все препятствия, пока не натыкается на колючую сетку. Стадо коров, которых выпустили из загона, и в порыве свободы они галопом мчаться до пастбища. Эта сцена показана довольно масштабно и поглощает не только пейзажами, но и, можно сказать, элегантностью этих довольно массивных животных. Также режиссер концентрирует свое внимание на взаимовыручке обитателей фермы, которые помогают друг другу отмахиваться от надоедливых насекомых. 

Позже кадры вновь показывают свиноматку с уже подросшими поросятами. И можно предположить, что будет в финале. Людей в фильме действительно нет, но зритель все же видит сельскохозяйственную машину, слышны визги поросят. Понятно, что их забрали и увели от матери, но в кадре режиссер этого не показывает и сосредоточен на самой свиноматке Гунде. Она бежит за машиной, а потом начинает метаться по ферме, то заглядывая в хлев, а потом выходя на дорогу и смотря на уезжающую машину. 

Фильм получается довольно меланхоличный, в нем нет жестокости или призыва, он наоборот показывает другую стороны жизни, которую люди зачастую не замечают. Тут вы не найдете кадров, как в фильме «Земляне», а погрузитесь в размеренный ритм жизни существ, с которыми мы делим Планету. Этот акцент делается и в синопсисе фильма, концентрируясь на важности любой жизни и ее таинстве: «Мы делим пространство нашей планеты с миллиардами домашних животных. Познакомившись со свиньей Гунда (в переводе с норвежского – «женщина-воин») и ее поросятами, а также с двумя необычными коровами и одноногой курицей, мы можем задуматься о неотъемлемой ценности жизни и тайне всего животного сознания, в том числе и нашего собственного».

Безусловно, задача этого фильма обратить внимание людей на вегетарианство, но сделать это иным способом. Дать людям возможность задуматься над тем, почему чья-то жизнь может оказаться важнее. К слову, в одном из интервью режиссер отметил, что хозяйка главной героини фильма свиньи «Гунды» решила не убивать ее после съемок.

Можно сказать, что отзывы о фильме и реакция на него также говорят о позитивной динамике, так как в последнее время люди стали больше интересоваться жизнью своих собратьев. Будь-то милые ролики на YouTube, документалки про животных или марши за права животных. За последнее время можно все чаще наткнуться на новости об отказе больших модных домов, «звезд» и известных личностей от меха. Кроме этого, само движение вегетарианства набирает с каждым годом набирает всю большую популярность. особенно у молодого поколения.