«Двойная жизнь Вероники»: почему стоит посмотреть фильм Кшиштофа Кеслевского о мистической связи

Прочитали: 2434

27 октября, в кинотеатре «Multiplex» состоялся ежемесячный показ отреставрированных лент мирового кинематографа. В этот раз, в рамках проекта «Культ кино», николаевцы смогли посмотреть фильм 1991 года «Двойная жизнь Вероники» режиссера Кшиштофа Кеслевского.

Напомним, идея проекта «Культ кино» и показ кино-лент и стал возможен благодаря идее компании «Артхаус Трафик», которая и выпускает на экраны 2К-реставрацию лент мирового кинематографа. В рамках такой инициативы николаевцы уже увидели несколько культовых фильмов и в этот раз их ждал еще один шедевр мирового кинематографа.

NikLife расскажет вам об этой кино-картине. «Двойная жизнь Вероники»двуязычный фильм снят на польском и французском польским режиссером Кшиштофом Кеслевским. Драматург и режиссер был номинирован на «Оскар» и широко известен по циклам фильмов «Три цвета» и «Декалог», после которого вышла и «Двойная жизнь Вероники». К слову, именно за этот фильм актриса Ирен Жакоб, сыгравшая обеих героинь фильма, была названа лучшей актрисой на Каннском фестивале 1991 года.

Фильм рассказывает о двух девушках: одна из них – Вероника из Польши, другая – Верона из Франции. Девушки похожи как две капли воды, имеют похожие интересы. Они появились в один день, обе выросли без матери и имеют талант к музыке. В их судьбе множество совпадений, но сами они никогда не видели друг друга и не знают о существовании друг друга. Они пересекаются только раз, когда на центральной площади Кракова Вероника видит в окне автобуса туристку из Франции, так сильно похожую на нее, но так и не замечает своего двойника. 

После этой встречи девушка сама не уверена в том, что она видела. Через время ей предстоит выступление на большой сцене, ведь по удачному стечению обстоятельств ее взяли исполнять сольную партию на ее первом концерте, а учителя восхищаются ее голосом и талантом. Однако, во время выступления у девушки резко начинает болеть сердце и на высокой ноте она теряет сознание, а подоспевшие к ней артисты и зрители констатируют смерть девушки.

В это время во Франции девушка по имени Верона занимается любовью и на нее резко находит ощущение сильной тоски. Девушке кажется, что она кого-то потеряла, но не может понять кого именно. Девушка точно так же хочет стать певицей, но ее всю жизнь не покидает чувство, что она находится в двух местах одновременно. Это мы узнаем из ее разговора с отцом, которому она рассказывает, что чувствует траур и  не может объяснить себе этого. 

Неожиданно Верона решает прекратить занятие пением, это спасает ей жизнь и не дает повториться ситуации, которая произошла с ее двойником из Польши. Ведь у девушки действительно обнаруживаются проблемы с сердцем. Сама же она рассказывает, что всегда знает что делать и знает, что правильно поступает, что и спасает ее. 

В один из дней в школу, где девушка преподает музыку, приезжает кукольник, который показывает спектакль о балерине, которая умирает и перерождается. Тогда она замечает кукольника и детского писателя Александра. После чего девушка начинает получать анонимные письма со странными посланиями и телефонные звонки. Расшифровка этих посланий приводит ее к нему.

Но Александр объясняет ей, что проводил «психологический эксперимент» для своей новой книги, так как хотел узнать, действительно ли человек может понять его послания и найти его. Девушка спрашивает его, почему он выбрал именно ее, но тот не может ответить и девушка убегает. Сам же Александр пытается догнать девушку, но она убегает и снимает номер в гостинице. Ночь они проводят в одном номере. 

Утром он признается в любви главной героине и, разглядывая вещи в ее сумке, он натыкается на фотографии, сделанные Вероной в Польше, и замечает ту самую девушку на площади, которой, как мы помним, была Вероника. В свою очередь девушка утверждает, что это не она и, всматриваясь в фотографию, начинает плакать. 

В завершение картины Александр рассказывает ей о сюжете своей новой книги под названием «Двойная жизнь». Со слов кукольника, у задействованной в его спектакле куклы имеется «резервный» двойник, который вступит в действие при повреждении оригинала. Девушка узнает в этой истории свою и, повинуясь внезапно возникшему импульсу, отправляется в пригород, где живёт её отец. 

Стоит отметить, что фильм имеет множество версий концовок. В показанной на экране европейской версии девушка останавливает машину у дома отца и прикасается рукой к дереву. Отец, работающий в доме на токарном станке, словно почувствовав ее близость, приподнимает голову и прислушивается. В американской версии ленты Верона она показана обнимающей отца со счастливой улыбкой на лице. 

В момент работы над картиной больше всего занял именно момент монтажа, так как Кшиштоф Кеслевский смонтировал целых 27 альтернативных концовок фильма. В каждой из них истории девушек менялись. Режиссер хотел, чтобы фильм оставался открытым, так как не хотел нарушать зыбкости и незавершенности всего рассказа.

В первоначальном сценарии, который был опубликован в 1990 году, последняя сцена фильма виделась Кеслевскому как выход за пределы узкого мирка мистических переживаний главной героини. Поэтому, он хотел снять сцену через стекло и в вечерних сумерках она должна была запечатлеть Веронику и Александра в квартире. После режиссер хотел показать другие окна, где люди занимались своей жизнью и отдалялась камера в кадре показывала всё новые дома и улицы. Такая концовка, по мнению Кшиштофа, придавала бы фильму больше метафоричности и представляла бы его в виде притчи о вариативности человеческой судьбы и судеб. 

Однако, в итоге режиссер решил остановить свой выбор на концовке, которую ему подсказал оператор Славомир Идзяк, а для американской премьеры он решил снять более оптимистичный и понятный финал. Но из-за финансовых трудностей показать все альтернативные концовки Кшиштоф Кеслевский не смог. По его задумке, при показе его фильма от кинотеатра к кинотеатру окончание фильма должно было быть разным и показывало бы его, как он задумывал его изначально как притчу. 

В одном кинотеатре фильм планировалось окончить той сценой, которая в окончательном варианте стала предпоследней: кукольник рассказывает Вероне историю о двух таинственно сочлененных жизнях, в одной из которых она угадывает собственную. В другой версии Верона повторно должна была отправиться в Краков и случайно попасться на глаза еще одной певице, которая также похожа на нее и на ту самую полячку. Таким образом режиссер бы расширил тему «двойничества» до «тройничества» и оставил сюжет еще более открытым и многослойным.

Если еще раз вернуться к сюжету фильма, то важно обращать внимание на детали, которые перекликаются в истории двух героинь. Например, у двух главных героинь есть любимый предмет – прозрачный шарик со звездочками, через который они любят смотреть на окружающий мир. Но только Верона видит в нем не свой город, а ту же самую архитектуру Кракова, которую разглядывает Вероника едя в электричке.

У девушек есть идентичные привычки и жизненные ситуации. Например, еще с детства у Вероники остался небольшой ожог на пальце от горячей плиты. Об этом она рассказывает своему возлюбленному еще в начале фильма, а вот француженка вспоминает, что также в детстве чуть не обожглась об плиту, но вовремя остановилась. Девушка также находит шнурок в посылке, возможно – тот самый, которым ее польская тезка перевязывала папку с бумагами. В самом начале фильма Верона прикладывает его к листу с кардиограммой, что отсылает к сердечному недугу обеих. 

К слову, тема «двойничества» довольно часто встречается как в фильмах, так и в литературе. Иногда подобными приемами автор хочет показать опасность для героя, или же это ведет к скорой гибели. Иногда двойник является полным антиподом главного героя, выражая его тайные желания и стремления. Например, как в фильме Ричарда Айоади «Двойник», в которым он присвоил жизнь героя себе, что также приводит к гибели. Похожий сюжет встречался еще и у Достоевского, когда двойник буквально вытесняет «оригинал» из его жизни и подменяет его собой. 

«Двойная жизнь Вероники» режиссера Кшиштофа Кеслевского сразу после выхода завоевала на Каннском фестивале, помимо лучшей женской роли, еще и приз международной ассоциации кинокритиков и Приз экуменического жюри.  Фильм стал первым зарубежным фильмом Кшиштофа Кеслевского, снятый после неожиданного мирового успеха «Декалога». Однако в Польше был принят не всеми критиками. Кто-то пытался интерпретировать фильм со стороны политики и усмотрел подтекст, что якобы лучшая жизнь достается француженке, а полячка была «пробным экземпляром». 

Сам Кеслевский открестился от подобной интерпретации. Можно сказать, что вокруг картины велось много споров и желание оставить сюжет повествования открытым действительно удался режиссеру. Фильм не раскрывает историю героинь напрямую, а задает интригу и оставляет открытыми для обсуждения многие вопросы. Помимо тщательно подобранной цветовой гаммы, которая придает атмосферности фильму и позволяет прочувствовать момент, «Двойная жизнь Вероники» заставляет зрителя всматриваться в мелкие детали, которые пронизывают сюжет.