Шоу-бизу — 20 лет: Повалий пела за $50, а "Океан Эльзы" выступал бесплатно

Прочитали: 8260

Отечественный шоу-бизнес в этом году дозрел до солидного возраста — ему уже 20 лет. Мы расспросили украинских артистов, с чего начиналась их карьера, какими были их первые гонорары, клипы, пиар-провокации и как изменилась эстрада за это время.

НАЧИНАЛИ С 7 ДОЛЛАРОВ. Почти все наши звезды «родились» на песенных фестивалях и конкурсах (Ирина Билык и Александр Пономарев — на «Червоной руте», Ани Лорак — на черновицком «Первоцвете», а Таисия Повалий, Наталья Могилевская, Руслана — на «Славянском базаре»). Многие выходцы 90-х популярны по сей день, а их гонорары теперь исчисляются тысячами долларов (та же Лорак и Святослав Вакарчук за 45-минутное выступление берут от $15 тысяч). Хотя в 90-х их заработки были совсем другими.

«На всех фестивалях мы пели за «спасибо», — говорит лидер группы «Скрябин» Андрей Кузьменко. — А наш первый гонорар — $7 — за концерт в военной части мы делили между музыкантами на троих».

 Таисия Повалий свои первые гонорары, в пределах $50, хранила в банке с крупами: «И тратила их, в основном, на наряды, даже сценический костюм для конкурса имени Ивасюка шила в долг, за $150». К слову, на то время за $7 можно было купить 3 бутылки ликера, за $50 — магнитофон, а за $100 — турецкую дубленку.

Виктор Павлик свой первый существенный гонорар получил в Турции: «В 95-м году мне платили $20 за выступление, а зарплата в филармонии, откуда я начинал, была $50 в месяц». По словам Вакарчука, его «Океан Эльзы» на заре становления (1994 год), как и большинство других рок-групп, выступал бесплатно — лишь бы самоутвердиться и запомниться зрителю: «Первый наш гонорар за два с половиной часа концерта был $60 на группу».

Ирина Билык свои первые гонорары (около $100) тратила на сценические костюмы и мужчин: «На эти деньги я пару дней водила своих знакомых пацанов в кафе и кормила мороженым. В то же время моя мама зарабатывала на заводе примерно такую же сумму за месяц». Свой первый гонорар Олег Скрипка вместе с группой «ВВ» вкладывал в поездки по Украине и жилье: «В 90-х нам платили деньги, которые по сумме соответствовали двум зарплатам научного сотрудника, это получается около 300 рублей!».

Но далеко не все с эстрады 90-х перекочевали в 2000-е. Так, за бортом сегодняшнего шоу-биза оказались Андрей Миколайчук, Лери Винн, Юрко Юрченко, Ольга Юнакова, Иво Бобул, группа «Аква Вита». По словам продюсера Владимира Бебешко, главная причина, почему эти звезды оказались не у дел, была в их жадности: «Без профессиональной помощи продюсеров артист практически приговорен к гибели. А они попросту не захотели делиться. Обычно артист 30 процентов от прибыли забирает себе, а 70 — вкладывает в развитие творчества, но они, видимо, пожадничали. Вот и ищите, где теперь Миколайчук и другие».

СТЫДИЛИСЬ КОРПОРАТИВОВ. Уже в конце 1990-х — начале 2000-х на смену фестивалям и частым гастрольным турам пришли первые частные вечеринки. «Главная разница между современным шоу-бизом и тех времен — это гонка за деньгами, — говорит Руслана Лыжичко. — Тогда все занимались творчеством, а не поиском продюсеров или мест, где бы подзаработать. Раньше ведь было много фестивалей по всей стране, а не эти дешевые презентации в клубах, где наливают «на шару». Все были одной семьей, все знали друг о друге. Мы же сейчас практически между собой не общаемся!». Многие артисты вспоминают, что раньше на сборных концертах, фестивалях царила семейная обстановка. «Это было традицией артиста — угостить своего коллегу по музыкальному цеху, — вспоминает Кузьма. — Кто-то привозил котлеты, кто-то солености...». А потом пошли «заказухи», а за них неплохие гонорары. Александр Ягольник, тогдашний продюсер Натальи Могилевской (написал хит «Подснежник»), признается: «За первые корпоративы Наталья получала больше $3 тыс. На то время сумма равнялась месячной зарплате Андрея Шевченко в киевском «Динамо». И тогда артисты получали, в среднем, тысячу долларов за частный концерт».

Кстати, это сейчас артисты гордо заявляют, что у них весь месяц забит под «заказухи», а раньше скрывали, что таким образом подрабатывают. «Во-первых, все боялись налоговой, — говорит Лери Винн. — А во-вторых, на то время это было даже как-то некрасиво». И, сравнивая шоу-биз 90-х с нынешним состоянием музиндустрии, большинство музыкантов сходится во мнении, что раньше для украинских исполнителей было гораздо больше возможностей. «Союз развалился, и украинская музыка, наконец-то, ожила, — вспоминает Олег Скрипка. — А сейчас каждый второй исполнитель ориентирован на российский рынок. Многие иностранцы меня спрашивают, почему так происходит, я им отвечаю: у большинства украинцев остается комплекс «меншовартості», мол, где-то «за бугром» — хорошо, а у нас — нет!».

КЛИПЫ: СНИМАЛИ ЗА ВОДКУ И КОЛБАС
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14321062.html">Источник</a>
У

В 1990-х, по словам артистов, клипы чаще всего снимались за копейки, на квартирах друзей, а массовкой становились родственники или знакомые. «За съемки клипов мы по сути и не платили: кто-то простынку купил, кто-то штору, помню в 1996-м это максимум в 200 гривен укладывалось — все делалось на голом энтузиазме или за магарыч, — говорит Виктор Павлик. — А девушка, которая собирала чемодан в моем первом клипе «Ні обіцянок ні пробачень» — это была жена режисера. Особых наворотов в клипах тоже не было — пользовались подручными средствами. Например, вместо ветродуя у нас был пылесос. Мы переключали его на другой режим, чтобы он не всасывал, а дул — и таким образом шторы как будто от ветра колыхались». По словам Лери Винна, лично он за клипы расплачивался двумя палками колбасы и бутылкой водки.

А Олег Скрипка со своей группой «ВВ» признался нам, что тоже за свой первый клип на песню «Танці» не платил — ни за съемки, ни за ротацию. «Снимали в стенах национальной телестудии, — говорит музыкант. — А вот за «Весну» в 1997-м году пришлось хорошо заплатить, причем даже по нашим меркам большую сумму — несколько тысяч долларов».

Уже тогда артисты, чтобы привлечь к себе внимание, в своих клипах меняли образы. «Для первого своего видео «Лише твоя» модный на тот момент стилист посоветовал мне остричь волосы и покрасить их в белый цвет, — говорит Ирина Билык. — Каждый месяц я с трудом собирала 20 долларов, чтобы стричься только у него».

Кстати, в одном из первых клипов Билык — «А я пливу у човні» — присутствовала компьютерная графика, считай, новшество на украинском ТВ. «Вокруг меня там плавало много рыбок, но это обман, — говорит Ирина. — Рыба была всего одна, да и та после съемок сдохла. Кстати, идея, что я плыву в лодке и ныряю в тазике, принадлежит Максу Папернику, который тогда только начинал снимать клипы».

Он же снял и первый в истории Украины видеоклип в формате 3D — это был «Місяць» Натальи Могилевской, вышел в 1998 году. «Мы его рисовали полгода, а снимали в маленькой зеленой комнате, — призналась нам певица. — И режиссер, и оператор работали практически бесплатно».

Тенденция раздеваться в клипах тоже пришла к нам из 1990-х. Но в отличие от девушек, тогда чаще оголяли свои тела мужчины. «Все хотели выпендриться и поэтому после развала Союза большинство копировало стиль зарубежных исполнителей, — говорит Кузьма Скрябин. — Мы, например, всегда пытались быть похожими на Depeche Mode».

В 1995-м году в Украине появился первый отечественный музыкальный хит-парад «Территория А», в котором три раза в день крутили первые клипы Александра Пономарева, Юрка Юрченко, Ирины Билык, группы «Аква Вита», Ольги Юнаковой и многих других. «Тогда отношения между артистами и каналами были абсолютно другими, — вспоминает ведущая хит-парада Анджелика Рудницкая. — Не существовало понятия: «Деньги в кассы, искусство — в массы», как сейчас. Тогда даже было трудно представить, что за ротацию клипов нужно платить. Все было бесплатно и строилось на человеческих отношениях».

А по словам Русланы, раньше в клипах артисты всегда пытались сделать что-то свое, а сейчас в основном все друг у друга крадут: «Раньше у каждого был свой стиль, все отличались друг от друга, а сейчас что? Все диктует никому невидимый формат. Если ты сегодня предложил оригинальную идею, значит ты — лох».

ПЕРВЫЙ ПИАР ПО-НАШЕМУ

Понятно, что все начинающие артисты пытаются чем-то удивить, но то, что шокировало в 1990-х, теперь, по словам наших звезд, выглядит провинциально. «Например, слух о моей нетрадиционной ориентации, — вспоминает Андрей Кравчук. — Это всегда было и остается частью моего имиджа. Дизайнер Алексей Залевский тогда специально подбирал для меня откровенные костюмы, чтобы максимум быстро сделать меня известным. Хотя в наше время нетрадиционной ориентацией мало кого удивишь». Как и черным цветом ногтей, которые тогда были у Олега Скрипки, и слухами, что Таисия Повалий удалила себе пару ребер, чтобы быть худее, а Ани Лорак — несчастная звезда-сиротка из приюта... Как и решение Анжелики Рудницкой постричься налысо: «Мне после этого приходили сотни писем от мам девочек, которые захотели последовать моему примеру». Лери Винн рассказал про свой пиар-скандал: «Продюсер Олег Черный придумал фишку, что мы с Павликом должны подраться, чтобы привлечь к себе внимание публики. Павлик мне тогда в лицо водой из стакана брызнул, а потом мы схлестнулись. Правда, ажиотажа вокруг нашей драки не было. Другое дело — выступления босиком того же Андрея Миколайчука (он еще и голым позировал. — Авт.). Его бы и сейчас иначе как фриком не называли».

КАК МЕНЯЛИСЬ ЗВЕЗДЫ ЗА 20 ЛЕТ

Александр Пономарев

Ани Лорак

Ирина Билык

Таисия Повалий

Олег Скрипка

КАК И НА ЧТО СЕЙЧАС ЖИВУТ ЗВЕЗДЫ 90-Х

АНДРЕЙ МИКОЛАЙЧУК. Исполнителя хита «Піду втоплюся» до сих пор называют отцом нашей эстрады, а еще «вечно лысым и босым». Но он уже давно зарос и обулся, живет в Николаевской обл., где построил дом, и рассказал нам, что не гастролировал 7 лет: «После того, как было по три концерта в день и так 10 лет, я возненавидел это. Сейчас пишу песни в стол: все равно все воруется и выкладывается в сеть. Меня часто просят продать песню, а мне это неприятно даже за $1000. И не молод уже — мне 52 года... А на что живу? На деньги любовницы, а кто она — не скажу». Но его знакомые говорят, якобы он сдает свою квартиру в Киеве.

ИВО БОБУЛ. Для народного артиста Украины Иво Бобула (хит «Якщо любиш, кохай») конец 90-х ознаменовался не самым лучшим периодом в жизни. «Когда на эстраду пришли люди с бабками — искусство закончилось, — говорит певец. — А почему меня нет на ТВ? А вы оторвите какого-то артиста на три месяца от работы — и о нем все забудут. В любой другой стране артисты-«старики» на вес золота, а нас в грязь втоптали и смешали с дерьмом. Конечно, мы неконкурентоспособны, нам не дают работать молодые. Все мое время сейчас занимает преподавание в эстрадно-цирковой академии, где я учу детей петь, а также воспитываю сына».

ЮРКО ЮРЧЕНКО. Первый секс-символ нашей эстрады из попсы ушел в рок и теперь говорит: «Какой я на фиг Юрко Юрченко?! Я — Юрий Нечистяк. Из меня в 90-х слепили образ смазливого блондина, к которому я не имею никакого отношения. Я занимаюсь рок-музыкой, у меня своя группа «Юркеш», ей уже 7 лет, а тот буратино и двух лет не прожил. Когда меня просят спеть песню «Я йду» под фанеру, отвечаю, что это не я ее пою. Ну и что, что непопулярный? Если ты популярный в такой стране, значит ты играешь дерьмовую музыку. А мне на жизнь хватает — у меня стабильно два-три концерта в месяц».

ЛЕРИ ВИНН. Романтичный блондин Валерий Дятлов известен нам, как Лери Винн, но если раньше его «Ветер» и «Нарисованную любовь» напевали под гитару под подъездом, то сегодня, увы, нет: «Я уже переболел звездной болезнью, поэтому у меня к ней сейчас иммунитет. Ведь в начале карьеры мои гонорары за общие концерты составляли 30 долларов, при том, что Повалий тогда получала 50. Да, сейчас я не мелькаю в телике, но от этого не переживаю. Поверьте, у меня сложилась своя определенная аудитория, которая до сих слушает мои песни. Также у меня есть собственное ивент-агентство, которое организовывает праздники».

EL КРАВЧУК. El Кравчук, который со временем превратился просто в Андрея, жалеет, что стал известным уже в 17 лет: «Все случилось как-то рано, я был не совсем готов, ведь еще формировался как артист и как мужчина. А в разгар музыкальной карьеры я ушел в театр к Андрею Жолдаку и несколько лет гастролировал с ним по миру. Потом вернулся на Родину, но шоу-бизнес так сильно изменился — теперь все диктуют продюсерские структуры, а не сами артисты. Но я недавно выпустил альбом, продолжаю давать концерты, и самый главный мой хит еще впереди».

АНЖЕЛИКА РУДНИЦКАЯ. Создав в 1995-м году украинский хит-парад «Территория А», Рудницкая уже через пару лет и сама запела, правда, сейчас музыка в ее жизни занимает далеко не первое место. «Я пишу диссертацию по фольклористике и создаю графические работы, — говорит Анжелика. — У меня нет наглости ходить и просить кого-то поставить мою песню или клип. Когда в 2004-м меня парализовало и я полгода пролежала прикованной к кровати, ни один из артистов мне помощи не предложил — не буду же я им сама звонить и говорить, что я в таком состоянии. Многие даже не знают, что через 4 года у меня случился рецидив».

По материалам: Сегодня