«Украина, гудбай!» - правда, которая не должна нравиться зрителю

Прочитали: 4083

Николаевский зритель попытался смотреть на реальную жизнь, закрыв свои глаза и уши.

Именно такой реакцией николаевские киноманы должны были воспринять современное провоцирующее кино на фестивале «Украина, гудбай!». Это новая волна украинских фильмов от компании «Артхаус Трафик», которая раскрывает глубинные причины, заставляющие людей мигрировать за границу.

Организаторы кинопоказа в ДК «Молодежном» в самом начале предупредили зрителей, что фильмы не рекомендованы к просмотру несовершеннолетними, ведь самую первую киноновеллу «нужно смотреть, закрыв уши», а последнюю короткометражку «нужно пересматривать с закрытыми глаза».

Современный зритель уже давно привык видеть сказку и красивые картинки, «подсев» на комедии, боевики и мелодрамы, оторванные от реальности. Но люди до сих пор не принимают шокируемее кино о том, как примитивно порой выглядит жизнь. Именно «Украина, гудбай!» предложила зрителям правдивые истории, показывающие наше хоть и жалкое, но отнюдь не безнадежное существование.

Несмотря на лишенное оптимизма название проекта, все истории не стоит воспринимать буквально, потому что авторы в своей манере сказали «гудбай» именно той Украине, в которой мы живем сейчас и видим ее глазами киногероев. Все ленты проникнуты иронией, цинизмом, откровенной «чернухой» и даже криком отчаяния. Но, несмотря на социальную составляющую, зрителю предлагается шесть «разочарований» в той Украине, с которой навсегда хочется попрощаться.

Начинается альманах со «Свидания» Евгения Матвиенко – циничной и грубой истории о матери-одиночке и талантливой актрисе, которая распыляет себя, озвучивая мультики. А желая заработать 40 дополнительных долларов, еще и занимается сексом по телефону. И в один прекрасный день она предлагает своему постоянному клиенту последний секс, который, действительно, для него может стать «последним», ведь оттуда, куда он едет, не всегда возвращаются…

Социальная драма «Борода» Дмитрия Сухолиткого-Собчука повествует о старике в пустующем селе, который доживает свой век в надежде снова увидеться с дочерью, которая вышла замуж и живет за границей. Мужчина живет размеренной жизнью и ждет перемен, когда дочкины руки снова возьмутся за бритву…и борода исчезнет.

«Черную» комедию «Пирог» Юрия Ковалева, где звучит фраза, которая обречена уйти из кинозала в народ и ярко характеризует правовую ситуацию в Украине: «Три мента и наркота». Именно эта короткая история с юмором рассказывает о бабушке, которая печет пироги и продает наркотики, а ее «крышует» местная милиция, которой руководит сын старушки.

Контрастирует с этой лентой «чернушная» новелла «Ангел смерти» Владимира Тихого. Это притча об одиноком мужчине, у которого повесилась жена, а дети уехали за границу. Он в отчаянии молится каждый день и просит, чтобы Бог восстановил справедливость и заставил страдать не только его, но и остальных людей. Но не дождавшись ответа, он воплощает свои злые желания в жизнь. А злободневные фразы из фильма: «украинцы все, вымрут, останутся лишь монголы и политики» и «или блядь, или - на базар», еще раз показывают современные реалии жизни и вызывают дискуссии в обществе.

Немного снимает напряжение история «Как казаки в космос полетели» Евгения Матвиенко. Это бытовая трагикомедия о примитивном потреблении общества, которое привыкает жить в кредит с мечтами о холодильнике и паровом котле, как у соседей, но тратит на ветер большие деньги для россказней про космическую державу с большим космическим потенциалом.

Жирную точку в этой истории ставит молчаливая и жуткая драма «Ядерные отходы» Мирослава Слабошпицкого, которая снималась в Припяти и Чернобыле. Это фильм о лишенных всякого интереса к жизни мужчине и женщине, которые превратились для государства в те самые «отходы», которые они ежедневно утилизируют. А пока они выполняют свою монотонную работу как немые существа и изредка делают отдельные примитивные движения для собственного удовлетворения и продолжения рода...

Такое кино никогда не будет нравиться зрителю, ведь оно не рисует сказки, а вызывает возмущение и провоцирует дискуссию в обществе. Именно эти киноистории ставят неудобные, колючие вопросы о злободневной жизни украинцев и ищут глубинные причины массовой миграции за границу. Это кино рассчитано на современного образованного молодого человека, который сейчас живет в Украине и задумывается над своим будущим. Ведь после просмотра еще раз убеждаешься в том, что нам всем такая страна не нужна, но что же будет дальше с государством, если все уедут отсюда?

Евгений Гомонюк