Передайте на один, пожалуйста: история проездных билетов в николаевском электротранспорте

Прочитали: 4140

Согласно новым «правилам пользования электрическим транспортом» в Николаеве оплата за проезд вскоре будет осуществляться посредством электронного билета либо банковской карточки со встроенным NFC-чипом. Таким образом, бумажные талончики уходят в прошлое и вместе с ними уходит целая эпоха жизни городских «рогатых автобусов».

Накануне нововведений NikLife исследовал историю билетов на проезд в николаевских трамваях и троллейбусах и проследил их видоизменение. Помог нам в этом местный историк Андрей Шинкаренко, который показал личную коллекцию проездных талонов.

За столетие стоимость талончика для проезда в наземном транспорте «корабельной столицы» выросла с трех советских копеек до трех украинских гривен, а вместе с тем, изменился и дизайн билетов.

На первых порах трамвайное движение в Николаеве было организовано по четырем маршрутам: «Вокзал — Горбольница», «Рынок — Спасск», «Каботажный спуск — Кладбище», «Кузнечная — Рынок». Тогда, с 1914 по 1917 годы билеты, по которым можно было ездить в трамвае, напоминали почтовую марку. Они были разного цвета, исходя из того, по какому маршруту двигался пассажир, и делились на обычные, ученические и пересадочные – последние давали возможность в течении часа пересесть на другой трамвай в центре города. Судя по временной шкале продажи талончика, изображенной на нем, трамвай начинал свою работу в пять утра и заканчивал развозить николаевцев по домам к полуночи.

– Временная шкала. В квадратиках на билетах указывалось время, в которое его выдавали, и до которого времени он был действителен. Корешок отрывали. Во многих странах так делают и сейчас. Были билеты, которые действовали и на три поездки, только их нужно было совершить в течении нескольких часов, – делится Андрей Шинкаренко.

Сумма за проезд к тому времени составляла от 3 до 8 копеек. Тогда, в начале XX века право на бесплатный проезд имели дети до 5 лет, правоохранители, чиновники и почтальоны в свое рабочее время. Вскоре вышеупомянутым «льготникам» дали «скидку» и бесплатный проезд был заменен на 50%-й тариф. Особенно во льготах на проезд они нуждались в период военного времени, отдавая часть своего заработка на нужды армии. Ученики ездили не бесплатно, но по самой низкой цене за билеты – по «своим» документам они могли проехать только к своей школе и вернуться обратно.

Подорожали билеты в начале 1917 года. За проезд по одной линии требовали 10 копеек, а с пересадкой на другие линии – 15. Талоны выдавались кондукторами, а за проезд «зайцем» или отказ от билета привлекали в милицию. Следующий год запомнился острой нехваткой бумажных денежных купюр, а поэтому у кондукторов иногда не было возможности дать сдачу пассажиру. Ввиду этого, представители власти утвердили деньги для внутреннего использования в транспорте – некого рода «разменные» знаки в размере одного, двух, а позже и пяти (медных) рублей. Когда у человека накапливалось «купонов» номиналом в рубль и два на пять и больше рублей, в специально отведенных на то местах их можно было обменять на бумажные деньги.

– Видел разменный билет, на обратной стороне которого в тексте была опечатка. Написано не «трамвайные», а «тримвайные». Сейчас он стоит сумасшедших денег, и у меня не получилось его купить. Опечатки придают уникальности вещам,– рассказывает коллекционер.

Возобновившееся после гражданской войны движение охарактеризовалось снижением стоимости проезда до 8 копеек. Но, такая сумма, как оказалось, для многих была неприемлемой, и некоторые граждане отдали предпочтение «нелегальным» билетам за три копейки. Их распространяла жена конторщика трампарка, где не уничтожались неиспользованные талоны. За такую аферу досталось всем: причастные к незаконному обороту «лишних» билетов получили по одному и двум годам заключения, но все же обошлись условным сроком. Позже махинации продолжались еще со льготными билетами для рабочих и даже перетекли в бизнес по изготовлению подделок, как в случае с семьей бывшего работника местной типографии Константина Блинова в 1928 году.

К 1934 году за проезд в трамвае нужно было платить 20 копеек. Причиной этому послужил некий кризис, связанный с износом транспортных составов ввиду перегрузки пассажиропотоками. В сороковых годах, во времена Второй мировой войны, николаевские трамваи использовались лишь для доставки раненых из морского порта и железнодорожного вокзала в городскую больницу. Для этого салоны вагонов были перестроены, из них убрали сидения, а на специальных кронштейнах разместили носилки, расположенные поперёк салона. Движение трамваев прекратилось только тогда, когда нацисты вторглись в город и взорвали электростанцию.

В 50-е годы в обиход входят талончики разных цветов. В дизайне трамвайных билетов тех пор не имеется особых рисунков или узоров, на них лишь сообщается стоимость проезда и фабрика, на которой билет был напечатан.

В начале 60-х годов в николаевском общественном транспорте пытались отказаться от кондукторов. Для этого в салонах установили автоматические кассы по продаже билетов. Система была рассчитана на порядочность пассажиров, ведь нужно было бросить в автомат копейки и оторвать талон – это никто не проверял.

– Пару лет назад я даже купил себе такую. Совершенно случайно этот металлический аппарат к одному знакомому антиквару приехал. Сейчас он у меня на реставрации находится. Механику уже всю восстановили. Осталось только краской наполнить. На рабочем столе стоит, клиенты расспрашивают о нем постоянно, – делится Андрей Шинкаренко.

Хоть и система не в полной мере себя оправдала, к 70-ым кондукторы и кассы исчезли вовсе. Были введены компостеры и установлен штраф в размере одного рубля.

Тогда уже по городу ездили троллейбусы. Первая линия соединила старый железнодорожный вокзал и кольцо возле старого городского кладбища (пересечение Центрального и Богоявленского проспектов и Херсонского шоссе, – NL). Но, цены на весь наземный общественный транспорт не сравняли – проезд в трамвае стоил 3 копейки, в троллейбусе – 4. При этом каждый вагон имел свой рисунок перфорации компостера, по которому контроллеры и могли определить «зайцев».

Вот так, на протяжении двадцати лет не менялась как ценовая политика, так и дизайн билетов. Только в 1991 году стоимость проезда в городском транспорте поднялась до 15 копеек, а с получением Украиной независимости на билетах вместо надписи «Украинская ССР» появилась надпись «Украина». Месячные же проездные советского образца из обращения не выходят. Более того, их можно встретить в киосках и по сей день. Не пользовались они спросом или же настолько массово выпускались – не известно.

– Вот такие были запасы проездных, что советские проездные использовались как в 2008 году, так и в 2018, – рассказывает историк.

В первые годы независимости Украины билеты все еще выпускали в рулонах на простой бумаге и печатали одним цветом. Подорожавшие в 92-ом году до 50 копеек, им пришлось пережить и больше двух лет «купонно-карбованцего» времени. В то время право на бесплатный проезд получили пенсионеры – это осталось неизменным и до сих пор.

1998 год

Наши дни

В 1996 году, когда в обращение была введена гривна, стоимость одного талона на проезд в трамвае, троллейбусе или автобусе уже составляла 20 копеек – в это же время штраф обошелся бы в шесть гривен. Отрывные талоны с цветной печатью, подобные современным, начали использовать весной 1997 года. Стоимость проезда составляла 25 копеек. На этих билетах разместили изображение транспортного состава, и их старались «защитить» водяными знаками, уникальными номерными комбинациями, а также специальными «ворсинками».

– Подделки продавали на каждом углу. Приносили даже в киоски бабушкам, которые продают талончики. Говорят: «Вот тебе пачка. Продашь за полцены». Вместо официальных она продает неофициальные. Деньги пополам. Вот так и разваливали всю систему, – говорит Шинкаренко.

Цвета и изображения на талонах регулярно менялись, но не значительно. Их необходимо было покупать в сети киосков на остановках общественного транспорта, и к 2000 году за них просили уже 30 копеек. В работу вновь включились контролеры и кондукторы.

– Когда пошли ксероксы, билеты стало легко подделывать. Заправляли цветной тонер и погнали печатать, на самой паршивой бумаге. Продавали, – продолжает историк.

Вернулись на свои места и компостеры, при помощи которых нужно было сделать талон для проезда действительным. В 2005 году стоимость проезда повысилась до 50 копеек, а через три года за билет необходимо было платить по 75 копеек. Увеличился тариф только в 2011 году – до одной гривны. Николаевцы помнят, как за восемь последних лет проезд в электротранспорте стоил и 1 гривну 75 копеек, и 2 гривны. На данный момент поездка на трамвае и троллейбусе требует 3 гривен. И на КП «Николаевэлектротранс» говорят, что тариф должен быть выше. Сам же дизайн билетов последних лет отличается использованием элементов узоров украинской вышивки.

Вот такая она, история билетов для проезда в николаевских трамваях и троллейбусах. Скоро должен начать работать электронный билет для наземного транспорта, и если инициатива увенчается успехом, то горожане станут забывать о бумажных талончиках. О том, как, зайдя в транспорт на одной остановке с контроллером, боялись, что билет не успеет дойти от водителя до твоих рук через толпу людей, прежде чем тебя о нем спросят. О том, как добродушно отдавали его прокомпостированным, но непроверенным, людям на остановке при выходе из транспорта. И о том, как спустя годы находили в куртке забытый билетик, выбрасывали его, даже не думая создать коллекцию. А ведь за ней со временем охотились бы все ценители прошлого.

Анастасия Михайлова