История: в ВСУ появилась первая девушка-водолаз, и ею стала воспитанница Николаевского учебного центра

Прочитали: 321

Впервые за всю историю Вооруженных Сил Украины военнослужащая женщина прошла подготовку и получила водолазную квалификацию. Ранее она училась в Николаеве.

Ее невероятную историю опубликовало информационное агенство Министерства Обороны «АрмияInform».

Это Екатерина Никитенко, которая сейчас проходит службу в рядах Военно-Морских Сил ВС Украины. В свои 19 лет она прошла путь от матроски до старшины первой статьи и одержала победу на нынешних всеукраинских соревнованиях по акватлону (единоборство под водой).

Вместе с дипломом подписала контракт с ВСУ.

Екатерина с детства любила море, ведь много времени проводила с бабушкой в ​​Одессе. Девушка мечтала о военной службе, а потому с первого курса обучения в Измаильском медицинском училище думала над этим. Еще не успев получить диплом о медицинском образовании, она обратилась к Командование ВМС Украины с просьбой призвать ее на военную службу.

После подготовки в Учебном центре на Николаевщине Екатерина начала свою военную карьеру фельдшеркой в водолазной школе. Ее должность предусматривала медицинское обеспечение водолазных спусков и получения допуска к спускам в барокамере для оказания медицинской помощи аварийным водолазам, которые проходят лечебную рекомпрессию.

— Я увидела, как инструкторско-преподавательский состав учит курсантов. Мне захотелось пополнить ряды специалистов по водолазному делу. С первой группой работала как фельдшер, а уже со второй, – после получением одобрительного решения Командование ВМС Украины, – началась моя водолазная подготовка. Мое обучение было прервано из-за командировки на курсы повышения квалификации по специальной физиологии (Киев, на базе Военной медицинской академии), где я совершенствовала свои знания о специфических водолазных заболеваниях. Мой выпуск состоялся с третьей группой курсантов, - рассказала Екатерина Никитенко.

Как научиться выживать под водой?

По словам девушки, в течение месяца курсанты проходят курс теоретической подготовки и отрабатывают практические навыки в бассейне. Особенно курсантов-новичков поражали испытания учебного блока специальной физической подготовки, а именно – на стрессоустойчивость.

— Нам пытались создать реальные условия угрозы для жизни, имитируя нападения противника, аварийные ситуации, обязывая бороться, преодолевать свои страхи и панику. Очень сильно истощали как психологически, так и физически. Мы плавали с завязанными руками и ногами. Нас изматывали длительным пребыванием в воде. Затем, оставаясь на поверхности только за счет работы на ластах, удерживали дополнительный груз весом от 10 до 20 кг и еще и передавали его по кругу. Все это время нас поливали сверху водой, - поделилась Екатерина Никитенко.

Это было не единственным испытанием для будущих водолазов. Нужно было со своим весом и грузовым поясом удерживаться на плаву с помощью работы ногами с поднятыми вверх руками. Вес грузового пояса колебался от трех до десяти килограммов.

— После теоретической подготовки и специальной физической подготовки в бассейне мы сдавали экзамен на допуск к учебным спусков. Мои первые учебные спуски в Практической гавани пришлись на январь-месяц. Если в бассейне была светлая, теплая и прозрачная вода, то в море мы столкнулись со сплошной тьмой и дискомфортом. К тому же, еще и зимняя погода. Первые спуски прошли на тяжелых «ботах», на ногах не было ласт, а потому ноги проваливались в ил на дне гавани. Сам гидрокостюм толщиной 10 мм является не тяжелым, но когда в нем набирается холодная вода, это вызывает неприятные ощущения. Плюс груз на поясе, водолазное снаряжение (баллон, компенсатор плавучести, грузы, инструмент или специальное оборудование), минимум еще килограммов 30-40 дополнительных набирается. Сразу же поняла, для чего в нас воспитывали стрессоустойчивость в бассейне. В море нас учили организации проведения водолазных спусков и работ, подводному ориентированию, поиска и идентификации затонувших предметов, их подъема на поверхность, осмотра подводной части корпусов судов и гидротехнических сооружений, технологии выполнения различного спектра водолазных задач, - вспомнила девушка-водолаз.

Словом, в Практической гавани курсанты не скучали. Они искали потерянные предметы и затопленные объекты, практиковались со своим снаряжением, от снятия и надевания маски, до полного снятия и одевания амуниции под водой, выполняли задания по разным непредсказуемыми сценариями. Были и самостоятельные спуски, когда курсанты оказывались в плену глубинной темноты один на один с конкретной задачей.

Амбициозная цель девушки - получить высшее военное образование.

На водолазов-новичков на глубине караулили опасности.

— По собственному опыту посоветую: всегда надо следить за «чистотой» сигнального конца. Во время одного из погружений мой сигнальный конец запутался. Мне повезло, что я была с напарником. На секунду забыла, что с собой всегда есть нож, и начала немного паниковать. Вспомнив все, чему учили, и собравшись с мыслями, пыталась утолить повышенное сердцебиение, начать медленно дышать и сохранять спокойствие, адекватно оценила ситуацию и сделала то, почему учили, - рассказала Екатерина Никитенко.

В общем, девушка-водолаз во время учебы провела более 650 минут под водой, погружаясь на глубину до 30 метров. Она научилась задерживать дыхание до трех минут, за которые успевает проплыть около 50 метров под водой. Екатерина говорит, что среди них есть курсант, который задерживал дыхание в статике до 4 минут. Когда же пришлось испытать это умение в динамике, то на задержке дыхания он не смог проплыть даже 20 метров. Екатерина регулярно делает дыхательные упражнения, чтобы в дальнейшем увеличить время, которое она может провести без воздуха под водой.

Ей нравится дело, которым она занимается. Перед погружениями постоянно проводит рабочую проверку своего водолазного снаряжения и средств водолазных спусков и работ, тщательно проверяет давление воздуха в баллоне, герметичность компенсатора плавучести, удерживает остальное снаряжение в исправном состоянии. После каждого погружения она упорно обслуживает все снаряжение, что было с ней в соленой воде, ведь кристаллизованная соль может нанести непоправимый вред. Девушка отвергает все предложения о помощи: вроде преподнести баллон или подготовить комплекты снаряжения, ведь стремится овладеть водолазной профессии лучшим образом.

Екатерина Никитенко имеет амбициозные планы на будущее. Она готовится пройти инструкторские курсы и стать первой среди женщин инструкторкой-водолазом, чтобы в дальнейшем двигаться по карьерной лестнице до «водолазной специалистки». Так, во время службы девушка планирует получить высшее военное образование.

На вопрос, что же ей придавало силы пройти испытания, на которых отсеивается до 70 процентов мужчин (50% отсеивается на вступительных экзаменах, еще до 20% во время учебы) и получить квалификацию, Екатерина Никитенко говорит: «Я видела, как кажутся некоторые ребята. Понимала, что как единственная девушка имела бороться и получить желанную профессию».