Остатки былой славы: в нарушение закона николаевский «ЧСЗ» не демонтировал советскую символику с фасада

Прочитали: 3918

Вот уже пять лет в Украине действует Закон «О декоммунизации», который запрещает и осуждает публичное использование символики коммунистического и национал-социалистического режимов. Однако, она продолжает встречаться на различных зданиях и памятниках, где ее не смогли (или не захотели) демонтировать. 

По состоянию на 16 ноября 2020 года она виднеется и на стенах Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве. Любой прохожий может увидеть, как на фасаде заводского здания расположены четыре большие «копии» советских наград, имеющихся в «копилке» завода. Это два Ордена Ленина, Орден Октябрьской Революции и Орден Трудового Красного Знамени УССР.

Несмотря на плачевное состояние здания ЧСЗ, где находятся «копии» орденов, сами они выглядят весьма неплохо. Особенно, если учесть то, что им уже не один десяток лет, и они успели «пережить» период СССР, его распад и, много раз сменившихся владельцев ЧСЗ. Правда, кое-где, конечно, отсутствует краска и имеются потертости. 

Ранее (в 2017 году) Черноморский Судостроительный Завод прикрывал эту символику брезентом, не желая перечить законодательству, однако не демонтируя ее из-за нехватки средств. Когда же был снят брезент и связано ли это решение со сменой руководства завода – не известно.

Данное нарушение подпадает под статью 436-1 Уголовного кодекса Украины «Изготовление, распространение и публичное использование коммунистической, нацистской символики и пропаганда коммунистического и национал-социалистического тоталитарного режимов». Оно наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

 Орден Октябрьской Революции, Орден Трудового Красного Знамени УССР и Орден Ленина

Как известно, Черноморский Судостроительный завод был создан в 1907 году путем объединения двух верфей, возникших в 1895-1897, в одно предприятие под названием «Наваль». После создания завод возглавлял инженер, организатор производства и промышленный магнат Иоаким Каннегисер.

Во времена СССР здесь были построены все авианесущие крейсера Советского Союза. В ноябре 1922 года заводу было присвоено имя Андре Марти и Луи Бадинь – французских военных моряков, организовавших беспорядки на кораблях французской эскадры в 1919 году. Впоследствии Луи Бадина отошел от коммунистического движения, и в 1924 году его имя исчезло из названия предприятия. К декабрю 1957 завод продолжал носить имя Андре Марти. 

В течение 1956-1968 годов завод носил имя Ивана Носенко – советского государственного деятеля, инженера-контр-адмирала, министра судостроительной промышленности СССР, который длительное время работал на заводе. После побега в США его сына Юрия, сотрудника Второго главного управления КГБ СССР, имя Носенко также из названия завода убрали.

После восстановления украинской независимости завод считался государственной компанией. В «нулевых» стал продаваемым, и все последующие попытки вернуть его в государственную собственность не увенчались успехом. 

В 2018 году хозяйственный суд Николаевской области признал банкротом «ЧСЗ», и в том же году, завод был продан за 120 млн гривен ($4,2 млн.). Сегодня он относится к верфи SMART MARITIME GROUP Вадима Новинского. 

При этом, с 2018 относительно «ЧСЗ» открыта ликвидационная процедура. Согласно действующему законодательству, чтобы ее завершить, архивные документы предприятия должны быть переданы в специализированное учреждение. Дабы документы остались в Николаеве, мэрия нашла для них место, однако в этом году принять их уже не успеет.

Редакция NikLife попыталась связаться с представителями завода, чтобы узнать их позицию по вопросу размещенной советской символики, однако наши попытки не увенчались успехом.