«Эта техника уже неактуальна»: что нужно, дабы корвет «Винница» стал николаевским музеем

Прочитали: 959

27 февраля неожиданно стало известно, что учебный корабль Военно-Морских Сил ВС Украины «Винница», должен навсегда причалить к в Николаеве и стать музеем. Такое решение было принято Министром обороны Украины, и сейчас прорабатывается вопрос передачи корвета как музейного предмета в филиал Национального военно-исторического музея Украины – Центральный военно-морской музей. После чего в формате государственно-частного партнерства судно планируют разместить на 8-м причале Николаева.

NikLife решил узнать у владельца 8 причала Николая Капацины, что нужно для того, чтобы перевезти корабль в Николаев, где он будет находиться во время реставрации, и придется ли вкладывать какие-либо средства из бюджета для воплощения задуманного.

В комментарии нам Капацина отметил, что состояние судна очень плохое, ведь оно больше 45 лет находилось в море, и требует огромных денег на ремонт. Именно поэтому, из него и решили сделать музей, так как техника уже не актуальна. Сам процесс метаморфозы может занять несколько лет.

Что собой представляет это судно? Это 40 с чем-то лет в море, в соленой воде практически стоявший корабль. Он, безусловно, весь проржавевший, требует колоссальных денег для того, чтобы его отремонтировать для того, чтобы он в составе флота был. Это оценено в около 500 миллионов гривен. Эта техника уже неактуальна. Мы переходим на другие форматы, москитный флот. Французы, турки, итальянцы нам помогают. Поэтому, принято решение Министерством обороны корвет списать и сделать из него музей, – объяснил он.

Что же касается работ по превращению судна в музей, то он пообещал, что они будут выполнены за его счет и завода «Океан». Должна также состояться официальная церемония снятия флага, и, непосредственно, передача корабля на баланс Национального военного музея Украины. 

Так как это очень дорогостоящий объект, соответственно, они (Минобороны – NL) оставляют его у себя в ведомстве и передают в Национальный военный музей Украины. Это музей, в котором сконцентрировано, по-моему, пять объектов, – в основном авиация и танковые войска. Морского музея, базирующегося на воде, или который бы рассказывал о морских подвигах, в Национальном военном музее Украины еще нет. Но специалисты, которые в 2013 году из Крыма вышли, есть, у них есть экспозиции, есть о чем говорить, ведь Крым был частью Украины и есть. Архивы, масса информации сохранились. Поэтому, каким образом все планируется? Официальная церемония спуска флага и передача корабля музею на баланс. С нашей помощью – 8-Причала и завода «Океан», – мы перебазируем корвет в «Океан», поднимем его на сушу и начнем дефектовку корпуса и механизмов.

Все реставрационные работы, по словам Николая, будут делаться за его собственные средства, а также за средства доноров. 

Когда будет дефектовка корпуса, механизмов, что необходимо сделать? Снять винты, законопатить все отверстия в корпусе, поменять, где проржавевшие листы, демилитаризировать – снять вооружения или привести его в непригодное состояние. Оружия там нет, но есть установки, которые стреляют, соответственно, и надо там просверлить стволы, каким-то образом элементы управления привести в негодность для того, чтобы они не смогли выстрелить – торпедный аппарат на борту, пару бомбометных установок и две артиллерийские установки. Его надо вычистить, выкрасить и убрать все горюче-смазочные материалы, чтобы корабль соответствовал пожарным требованиям.

Все это займет весьма немалое количество времени, ведь решение о передачи судна музея было принято Министерством буквально недавно, и музею еще предстоит согласовать определенные моменты. Именно поэтому, подчеркивает Капацина, он пока и будет «только дефектовать и собирать ремонтную ведомость об этих работах». 

На «Океане» корвет будет в безопасности, он не будет разграблен, не утонет и ничего с ним не случится. Там можно будет снять экипаж, и Минобороны не будет нести затраты на него.

Отметим, что ранее директор Центрального военно-морского музея Сергей Воронов в комментарии Цензор.НЕТ рассказал, что вместе с командой они хотят сделать доступ к артилерийской установке на корабле, как это делается в других музеях мира.

«Мы планируем восстановить оборудование гидроакустических станций и центр управления артиллерийской стрельбой. Мы изучаем опыт подобных кораблей- музеев и планируем по образцу американских музеев авианосцев на «Виннице» сделать доступ в артиллерийские установки», – отметил Воронов.

Также в планах команды установить два лазерных проектора, которые будут в вечернее время использовать для визуальных эффектов.

Стоит напомнить, что для превращения в музей сейчас рассматривают также недостроенный николаевский крейсер «Украина», расположенный в акватории НСЗ. Об этом глава Николаевской ОГА Виталий Ким рассказывал на всеукраинском форуме «Украина 30». Он отмечал этот проект как один из инфраструктурных приоритетов и перспективный туристический магнит. На вопрос о том, насколько реально размещение сразу двух кораблей-музеев в одном Николаеве, Капацина ответил, что в городе целых три завода, а уж место для двух суден точно найдется.

В Николаеве целых три завода на территории, а сколько судов стоит по всяким причалам? Нет счета, на самом деле. Я считаю, что чем больше подобных объектов доступных, тем лучше. Корвет – это небольшое судно, до 80 метров, и не будет занимать причал, будет стоять таким образом, чтобы не перегораживать вид. Мне же тоже не нужны лишние какие-то нагромождения. Город никаких затрат не будет нести, разве что нужны будут какие-то согласования эстетики или еще чего-то.

Что же касается крейсера «Украина», Капацина уверен, что «он просто сильно дороже в содержании, но обладминистрация знает, как с этим поступить, и кто будет это дело организовывать». По его мнению, данное судно должно быть музейным объектом, хотя бы для того, чтобы молодое поколение могло воочию увидеть морскую военную технику, ведь флот – это важный элемент армии.

Корвет «Винница» – это многоцелевой корабль прибрежного действия, который был спущен на воду в 1976 году. Длина судна составляет 71 метр, а ширина – 10 метров. «Винница» могла развивать скорость до 35 узлов, была вооружена двумя спаренными 57-мм артиллерийскими установками АН-725, а также парой противолодочных реактивных бомбометов РБУ-6000 и двумя спаренными 533-мм противолодочными торпедными аппаратами. В свое время корабль выполнял задачи в акватории Черного моря, и в составе ВМС ВС Украины принимал участие во многих многонациональных учениях. Недавно он был официально списан и выведен из боевого состава Военно-морских сил Украины. Уже более 13 лет корабль не выходил в море. 

Капитальных ремонтов корабля не производилось до ноября 2007 года, когда несшая вахту «Винница» попала в акватории Севастополя в сильный шторм и едва не затонула со всем экипажем. При шторме «Винница» получила серьезные повреждения левой части корпуса в области форштевня. До 2014 года корвет находился в Севастополе на ремонте, сроки окончания ремонта постоянно отодвигались. Неполадку так и не устранили, а судно списали. На данный момент корабль «Винница» находится в Очакове, он больше не может передвигаться по воде без помощи других судов.

Корвет «Винница»

Крейсер «Украина»