Что скрывают фонды краеведческого музея: истории экспонатов «выставки одного предмета»

Прочитали: 969

Николаевский областной краеведческий музей хранит в коллекции своих фондов множество экспонатов, которые не находятся в постоянной экспозиции. Поэтому, чтобы посетители могли ознакомится с некоторыми из них, музей проводит «выставки одного предмета». 

Одними из таких героев стали два экспоната: чучело африканского льва и практически метровый лобстер. У каждого из них своя история, и оба они долго и тщательно реставрировались художниками-реставраторами музея. 

Чучело льва в натуральную величину (практически в человеческий рост) хранится тут еще с момента его основания. Данный экспонат находился в коллекции Эммануила Францова, основателя естественно-исторического музея, который сейчас именуется «Старофлотскими казармами». Как рассказала NikLife научная сотрудница музея Анастасия Крылова, чучело льва «пережило разные времена и хранился в разных условиях». Но несмотря на это, работники стараются сохранить всю коллекцию музея.

«Не всегда хранились экспонаты правильно: хранились и в подвалах, не соблюдался температурно-влажный режим, плесень и так далее. Но все же работники музея до конца стараются сохранить коллекцию музея, никаких предметов у нас не исчезло, мы и привели в порядок», – отмечает Анастасия.

Из-за времени и того, как и где он хранился в разные и не самые лучшие времена музея, у него разошлись швы, так как чучело ссохлось. Зубы у льва были в плачевном состоянии, а языка не было. Точнее он как раз таки-был, вот только лежал отдельно и мало чем напоминал язык. Поэтому работники музея долго не могли понять, что это за непонятный экспонат странного вида и цвета лежит в коробочке.

«Очень интересно еще, что он стоял без языка и отдельно в коробочке лежало что-то непонятно розовое. Действительно, непонятно было, какой-то овал, хранитель фондов посмотрела, посмотрела и поставила. Вроде, что-то похожее на язык. Оказалось, что оно много лет хранилось отдельно. И считалось, как отдельный экспонат. Мы не могли понять, что это», – делится научная работница.

Реставрация

Девушка добавляет, что в течение долгого времени, более полугода, художники-реставраторы работали над данным экспонатом. И им удалось сделать из потрепанного временем и «повидавшего жизнь» старинного экспоната «сделать такого красавца».

Реставраторы восстановили льву клыки и резцы, сделали язык, как в движении. Также зашили швы, которые так сильно разошлись, что виднелись «внутренности». Помыли его и привели в порядок, причесали гриву. А чтобы уж точно не было никаких сомнений, – самка это или самец, – даже сделали яички. Они создавались отдельно, так как изначально лев был «без них». 

Анастасия Крылова рассказывает, что все, что показано на данный момент в музее, является лишь малой частью его фонда. Именно поэтому устраивают такие выставки одного предмета, чтобы показать и другие экспонаты со своей историей.

«Вообще, музей – это не экспозиция, это сохранение предметов прошлого века для истории. И поэтому, у нас основное количество предметов находятся в фондах. А экспозиция – это все лишь малая часть. И для того, чтобы просто так не простаивали и не пылились такие экспонаты в фондах, мы их периодически показываем. За каждым предметом стоит своя история», – отмечает девушка.

Реставрация

Также известно, что в 50-ые годы этот африканский лев находился в школьной комнате при музее, что доказывают сохранившиеся фотографии. Именно в эту комнату могут приходить школьники и детально изучать экспонаты: «Почему называется «школьная комната»? Потому что со школы приходили классы, и они в полную величину смотрели и изучали экспонаты. Это было как учебное пособие. С тех времен, как закрыли школьную комнату, примерно в 70-х годах, его закрыли в фондах и с тех пор он там находился».

Еще один, но уже из относительно более новых экспонатов, является омар. Его в 90-х годах музею передала женщина, вернувшаяся из круиза. Вот, правда, привезла она его практически в разобранном виде.

«То есть, она его съела, а остатки привезла к нам», – делится его историей сотрудница.

Реставраторам музея пришлось проделать немалую работу, чтобы собрать его и привести в выставочный вид. У него отсутствовали усы, не было лапки, и все это художникам пришлось делать самим, придавая раку его первозданный внешний вид. Длина животного составляет 95 сантиметров, и, стоит отметить, это один из самых больших экземпляров, которые хранятся в природоведческих музеях мира.

Однако, в фондах немало и экспонатов, хранившихся еще в коллекции основателя музея Эммануила Францова. Ее он собирал по всему миру: переписывался с мореплавателями, покупал, выменивал в частных коллекциях. О нем писали статьи, и таким образом его могли находить другие коллекционеры.

Демонтаж экспоната ( на главной можно увидеть пропитку всех частей специальным составом)

При поступлении на реставрацию

Фото: Краеведческий музей и NikLife