В Каире установили памятник известному адмиралу и градоначальнику Николаева: рассказываем, чем заслужил

Прочитали: 5315

В августе 2020 года в Каире установлен памятник Морскому министру флота УНР, украинскому адмиралу, бывшему градоначальнику и командиру Николаевского порта Андрею Покровскому. Адмирал, которого считают создателем украинского флота, после падения Гетманата перешел на сторону белого движения, а в 1919-м эмигрировал и окончил свои дни в Египте. Чем был знаменит николаевский градоначальник времен Первой мировой и Украинской революции 1917-1921 годов, и какие события произошли во времена его правления, рассказывает NikLife.

Будущий моряк появился на свет 14 августа 1862 года в семье офицера родом из запорожских казаков. Из поколения в поколения в семье передавались рассказы о морских походах казаков, в которых принимали участие дед Андрея и его прадеды.

Юноша окончил Морское училище, Николаевскую морскую академию, в 1903 году получил звание капитана 2-го ранга. В 1908-1910 годах Покровский командовал дивизионом эскадренных миноносцев Балтийского флота, дослужился до капитана 1-го ранга, а в марте 1912 года императорским указом ему присвоили звание контр-адмирала и назначили на должность начальника штаба Черноморского флота.

Начало Первой мировой застало Покровского в должности командующего черноморской минной дивизией. В 1915 году он проводит атаки на турецкие укрепления в Босфоре, берет участие в многочисленных боевых походах. За успешное проведение морских операций он был награжден орденами святой Анны 2-й степени, святого Владимира 3-й степени, дважды французским орденом Почетного Легиона, румынским Большим офицерским крестом, двумя Георгиевскими крестами. 

В вице-адмиральский чин офицер был произведен 4 апреля 1916 года, за успешную организацию и проведение морских десантных операций и штурмов Трапезунда и Ризе, что имело важнейшее значение для войны на турецком фронте. На этом посту Покровский сменил вице-адмирала Александра Мязговского (1857-1919), в свою очередь получившего назначение в Главный Военно-Морской Суд. На посту Николаевского градоначальника и командира Николаевского порта вице-адмирал Покровский состоял менее года – с 7 июля 1916 года по 6 марта 1917 года. 

В начале июля 1916 года, после того как Командующего Морскими силами Черного моря (Черноморским флотом) адмирала Андрея Эбергарда (1857-1919) за нерешительность, проявленную в борьбе с германскими крейсерами сменил вице-адмирал Александр Колчак (1874-1920), лишился своей должности и Покровский. Вместо него начальником штаба был назначен контр-адмирал Митрофан Иванович Каськов (1867-1917), а Покровский переведен в Николаев и назначен на должность командира порта, Николаевского градоначальника и Начальника гарнизона города Николаева.

Контр-адмирал А.Г. Покровский (в центре, стоит боком) среди офицеров крейсера «Память Меркурия». 1916 год

Контр-адмирал А.Г. Покровский (справа) и адмирал А.А. Эбергард

Основные  события, произошедшие в Николаеве в период пребывания вице-адмирала Покровского на посту градоначальника:

14 августа 1916 года на судостроительном заводе «Наваль» (Черноморский судостроительный завод) был спущен на воду эсминец «Калиакрия», принимавший участие в Первой мировой войне. В 1926 году он был переименован в эсминец «Дзержинский». В годы Второй мировой войны корабль принимал участие в обороне Одессы и Севастополя. 14 мая 1942 года подорвался на вражеской мине и затонул.

27 августа на эллинге Николаевского Адмиралтейства, арендованном Обществом Николаевских заводов и верфей (с 1916 года – завод «Россуд» треста «Наваль-Руссуд») в Николаеве спущен на воду эскадренный миноносец «Хаджибей», водоизмещением 1795 тонн.

24 сентября в Николаеве отделением Балтийского завода спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка «Гагара», водоизмещением 785 тонн. 25 сентября было приостановлено движение пассажирских пароходов по маршруту «Николаев-Одесса» в связи с нехваткой средств для обслуживания линии. 26 сентября в Николаеве создано молодёжное оборонно-спортивное общество «Русский скаут», члены которого, оказывали помощь раненым в лазаретах, помогали беженцам, работали в сельскохозяйственных дружинах. 

В сентябре в связи с острой нехваткой продовольствия Николаевский градоначальник предложил городскому голове Николаю Леонтовичу организовать доставку рыбы из Очакова на рынки города. Также Городская продовольственная комиссия направила своих уполномоченных в Полтавскую, Харьковскую и Курскую губернии для закупки картофеля николаевским лазаретам.

5 октября Обществом николаевских заводов и верфей «Наваль» (Черноморский судостроительный завод) спущен на воду линейный корабль «Император Николай I» водоизмещением 27300 тонн.

Линейный корабль «Император Николай I» перед спуском на воду на заводе «Наваль». Николаев, 5 октября 1916 года

14 ноября вице-адмирал Покровский в торжественной обстановке по случаю дня рождения вдовствующей императрицы Марии, лично вручил 20 георгиевских крестов и медалей отличившимся членам команды эсминца «Беспокойный», совершившем 14 боевых походов для обстрела турецкого побережья, а также постановки мин у берегов Болгарии и обеспечения перевозок войск.

26 октября по распоряжению николаевского полицмейстера были оцеплены и обследованы кладбище и район Широкой Балки с целью выявления и задержания дезертиров и лиц, уклонившихся от воинской повинности. Тем не менее, количество дезертиров в городе увеличивалось с каждым днём.

15 ноября на заводе «Наваль» спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка«Буревестник», водоизмещением 785 тонн. Тогда же осенью 1916 года отделением Балтийского завода в Николаеве спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка «Утка», водоизмещением 785 тн.

3-4 декабря учащиеся школ города провели кружечный сбор для создания фонда помощи георгиевским кавалерам и их семьям. На Рождество коллективами 2-й мужской и женской Мариинской гимназий в действующую армию отправлено 12 ящиков посылок с подарками.

21 декабря на заводе «Руссуд» спущена на воду плавбаза-конвоир подводных лодок «Эльборус», водоизмещением 2540 тонн.  29 декабря Николаевский градоначальник утвердил порядок выдачи жителям города по специальным талонам предметов первой необходимости в условиях острого дефицита. В Николаеве на конец 1916 года проживали 141067 человек.

В 1916 году в Николаеве, как и по всей стране, серьезно ухудшилось социально-экономическое положение, в связи с чем по инициативе городской Думы в октябре  было принято решение о выпуске продовольственных карточек на сахар для жителей города общим числом 45 тысяч штук. 

Письмо членов Николаевского городской Управы Николаевскому градоначальнику вице-адмиралу А.Г. Покровскому от 19 января 1917 года с его резолюцией 

Приказ №205 командира Николаевского порта и Николаевского градоначальника вице-адмирала Покровского по поводу Манифеста князя Михаила. Николаев, 4 марта 1917 года

Приказ №209 командира Николаевского порта и Николаевского градоначальника вице-адмирала Покровского. Николаев, 5 марта 1917 года 

4 марта 1917 года на заводе «Наваль» спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка «Пеликан», водоизмещением 785 тонн, но достроена она так и не была. В этот же день, вскоре после произошедшей Февральской революции, в Николаеве была разоружена полиция, выпущены политические заключенные, начались выборы в Совет рабочих и Совет военных депутатов.

По всей видимости, эти события не могли не повлиять на решение вице-адмирала уйти в отставку. В своем последнем приказе на посту Николаевского градоначальника от 6 марта 1917 года №4191 он сообщил: «Вследствие распоряжения правительства… обязанности Николаевского градоначальника… передаю николаевскому городскому голове надворному советнику Н.П. Леонтовичу, о чём объявляю Николаевскому Градоначальству во всеобщее сведение».

Вскоре после отставки Покровского с должности Николаевского градоначальника, 21 марта 1917 года на заводе «Руссуд» (Николаевский судостроительный завод) был спущен на воду эскадренный миноносец «Занте» (с 1926 года «Незаможник») водоизмещением 1 745 тонн.

После произошедшей в России Октябрьской революции, вице-адмирал Покровский переехал в Одессу, которая в то время контролировалась сторонниками подразделениями Командующего войсками Центральной Рады генерал-лейтенанта Павла Скоропадского (1873-1945) – будущего гетмана Украины. В декабре 1917 года он официально перешёл на службу Центральной Раде и в январе будущего 1918 года уже работал Киеве в Морском Секретариате над организацией национального украинского флота. 

Вскоре, 27 марта 1918 года войсками Центральной Рады была освобождена Одесса и вице-адмирал был направлен туда в качестве начальника охраны Юго-Западного части Черного моря. Там ему пришлось заниматься реорганизацией бывшей Дунайской флотилии и созданием на её основе полноценного украинского флота.  

24 апреля 1918 года его назначают Главным начальником всех портов Черного и Азовского морей, а ещё через пять дней 29 апреля в Киеве на Всеукраинском съезде хлеборобов гетманом Украины был провозглашён Павел Скоропадский. В качестве начальника всех портов Покровский потребовал переподчинения ему всех имеющихся на Черном и Азовском морях кораблей, в том числе и строящихся в Николаеве линкоров, эсминцев и подводных лодок. 23 мая 1918 года по его приказу начинается формирование трёх полков украинской морской пехоты. 

Приказ Главного командира Портов Чёрного моря и Командующего флотом УНР адмирала Покровского о назначении капитана 1 ранга В.И. Руднева исполняющим обязанности Начальника Оперативной части штаба. Одесса, 1918 год

Интервью с вице-адмиралом Покровским в николаевской газете «Южное слово» от 26 октября 1918 г ода

2 июня того же года Украинскую народную республику признала Германия, а ещё через месяц 6 июля 1918 года Покровского назначили ответственным за формирование в Одессе бригады тральщиков из части оставшихся под контролем УНР кораблей Дунайской флотилии. 

В начале августа 1918 года в Одессе состоялось совещание представителей УНР и германских оккупационных войск на котором обсуждался вопрос раздела бывшего Черноморского флота Российской империи. По плану германского командования Украине предполагалось выделить весьма небольшую часть кораблей и судов, против чего Покровский возражал. Кроме того, за передаваемые корабли немцы потребовали 200 миллионов рублей, с чем руководство УНР категорически не согласилось и  отказалось платить. 

В этой непростой ситуации 12 октября 1918 года Указом Скоропадского описуемый герой назначен Морским министром УНР, и вскоре произведен в полные адмиралы УНР. 

В николаевской газете «Южное слово» 1918 года писалось: «С назначением адмирала А.Г. Покровского на пост морского министра Украины наш город получает возможность твердо подняться на осуществление многих из своих надежд, связанных с морским ведомством… Первое место среди этих надежд, конечно, занимает открытие наших крупных судостроительных заводов...». 

Одной из приоритетных задач по развитию флота, мужчина считал создание в Николаеве Гардемаринской школы, для которой даже было выделено помещение бывшей фельдшерской школы. Руководство Гардемаринской школой поручалось уроженцу Николаева контр-адмиралу Сергею Фролову (1869-1932). 

К сожалению, все эти начинания Покровскому реализовать не удалось. 18 декабря 1918 Киев взяли войсками Директории УНР,  возглавляемой Симоном Петлюрой (1879-1926) и Владимиром Винниченко (1880-1951). В результате этого гетман Скоропадский 14 декабря 1918 года отрёкся от власти. Всё его правительство объявили вне закона, а Покровского отстранили от должности Морского министра. А в начале апреля 1919 года он был арестован в Одессе и переправлен в Николаев в местную тюрьму. Правда, вскоре он был освобожден оттуда под обязательство не выезжать из города. Тем не менее, нарушил это обещание и скрылся. 

Вот, как он сам описывает это время: «Пребывание на поруках видоизменяется на подписку о невыезде. 3а меня никто не ответит – я скрываюсь из Николаева. Живу в полях среди хлеба, вблизи села Цареводаровка (между Николаевым и Херсоном). Хлеб снимают, среди голого поля нельзя оставаться, ухожу на день в колодезь, а ночью дышу более сухим воздухом».

После падения Гетманата адмирал оставил министерский пост и перешел на сторону белого движения, а в 1920-м покинул страну с войсками Врангеля. 16 октября 1920 года Андрею Георгиевичу удалось отправить в Болгарию свою семью, а сам он оставался в России, до получения выездных документов, которые в конце-концов были получены в Ростове и Таганроге. 

В результате он смог эмигрировать только 19 декабря того же года из Одессы в Варну. В эмиграции мужчина жил как частное лицо, вначале в Софии, где он состоял членом общества Единения Русских в Болгарии. 

В 1922 году адмирал с семьёй переехал сперва в Австрию, а после – в Бельгию, где до 1930 года он работал простым рабочим-машинистом на заводе в Льеже у одного инженера – выходца из России. В 1938 году завод закрылся в связи с кризисом и уже достаточно пожилой человек остался без работы и средств к существованию. В поисках лучшей доли в конце сентября 1938 года он вынужден был переехать в Египет, где и жил до последних дней своей жизни.

Скончался Морской министр Украинской державы в 1944 году в Каире. Его похоронили на кладбище греческого православного монастыря Святого Георгия в Старом Каире, в общем склепе под русской часовней. По-видимому, тогда средств на его погребение в отдельной могиле не нашлось. Именно здесь летом 2020 года благодаря Посольству Украины в Каире установлен крест и мемориальная табличка в честь Андрея Покровского.

Информационное сообщение по случаю отъезда вице-адмирала в Египет 

Поздравления Покровского в журнале «Морской сборник» (1932 год, Прага) по случаю 50-летия окончания Морского кадетского корпуса 
Часовня над русским склепом на греческом православном кладбище Св. Георгия в Старом Каире,
где похоронен николаевский градостроитель Андрей Покровский
Мемориальная табличка  украинскому военачальнику, которую установили на кладбище православного монастыря Святого Георгия в Каире
Материал подготовлен, в частности, на основании статьи от «Николаев Литературный».