«Таких в мире немного»: недостроенный николаевский крейсер «Украина» может стать музеем, но это не точно

Прочитали: 1718

В среду, 24 февраля на масштабном всеукраинском форуме «Украина 30» глава Николаевской ОГА Виталий Ким, можно сказать, впервые выразил официальную позицию областной власти по поводу превращения крейсера «Украина» в музей. 

В его выступлении, посвященном туристической и инвестиционной привлекательности Николаевской области, потенциальный плавучий музей был выделен как один из инфраструктурных приоритетов и перспективный туристический магнит.

«Мрія, яку ми хочемо зробити, – це крейсер-музей. Через те, що змінилась військова доктрина, і військові не мають в ньому більше потреби, хочемо зробити з нього крейсер-музей. Це унікальна ситуація. Таких музеїв в світі небагато. Наскільки я знаю, два чи три. І ми зараз маємо всі шанси його використовувати. Ми вивчили попит, тому що місто Миколаїв було центром усього російського суднобудування, суднобудування Російської імперії, потім СРСР, потім України. Ми завжди будували кораблі», – заявил губернатор.

Так, Виталий Ким считает, что увидеть историю и посмотреть изнутри на результат местного судостроения будет интересно не только украинцам. Данный проект рассчитан и на иностранного путешественника. Подобным музеем в Николаевской ОГА планируют привлечь в регион 700 тысяч туристов. За аналогию для обоснования туристического потока губернатор взял успех Николаевского зоопарка, который считается одним из лучших в стране.

Глава ОГА не стал уточнять детали проекта, поскольку сейчас идет процедура согласования с Министерством обороны и Государственным концерном «Укроборонпром». После решения вопроса с оборонными инстанциями, глава Николаевской ОГА пообещал презентовать концепцию и стратегический план создания музея-крейсера.

Стоит отметить, что в прошлом августе исполнилось 30 лет с тех пор, как ракетный крейсер был спущен на воду в акватории Николаевского судостроительного завода. Судно сперва имело название «Адмирал флота Советского Союза Лобов». Его начали строить в 1984 году, и после завершения 75% работ его спустили на воду. В 1993 году корабль стал собственностью Украины, его переименовали. Само строительство было приостановлено в 1996 году по причине отсутствия финансирования. С тех пор на 95% достроенный боевой корабль безнадежно устарел, а на его содержание ежегодно выделялось около 30 миллионов гривен. В конце 2017 года Министерство обороны страны заявило, что подобного рода объект в ведомстве не нужен. 

В 2019 году решение судьбы крейсера стало одной из причин приезда Президента Владимира Зеленского в Николаев. Тогда во время общения с Гарантом экс-министр обороны Степан Полторак рассказал, что использовать крейсер «Украина» нецелесообразно – его лучше демилитаризировать, снять оборудование и использовать его в качестве материалов в изготовлении других кораблей. Соответствующее поручение в итоге и дал Гарант. В 2020 году директор «Николаевского судостроительного завода» Валерий Калашников заявлял, что демилитаризация крейсера начнется в 2021 году. 

Пока же решалась судьба корабля, неоднократно имели место быть разговоры о возможном превращении крейсера в музей, однако они так и оставались разговорами. Их заводили по большей мере общественники, и оставалось непонятным, какую позицию имеют власти по этому поводу.

Потом, глава парламентской фракции «Слуга народа», николаевец Давид Арахамия предполагал, что воплощение такой концепции может стоить несколько сотен миллионов гривен, и уместнее такой проект было реализовать в столице:  «Мы подсчитали, что на такую модернизацию уйдет несколько сотен миллионов гривен, и окупить эти затраты в Николаеве будет невозможно, туту нет такого потока туристов».

Следует добавить, что корабли, сменившие экипаж на экспозицию, становятся привлекательной туристической локацией по всему миру. Крейсеры, ледоколы, подводные лодки и пароходы, некогда бороздившие водные просторы, в разных точках Земли сегодня стоят на вечном приколе. 

Первым кораблем-музеем  в 1956 году стала легендарная «Аврора» – крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны. В США музеями стали линкоры «Айова» (сейчас стоит в порту Лос-Анджелеса) и «Алабама» (бухта Мобил), а также авианосец «Хорнет» (залив Сан-Франциско) и «Мидуэй» (Сан-Диего). В Германии – подводная лодка U 2540 «Вильгельм Бауэр» (порт Бремерхафен). В Польше – это эсминец «Блыскавица» (порт Гдыня). В Англии – крейсер «Белфаст» (Лондон) и парусный линейный корабль «Виктория» (док в Портсмуте). Кстати, до пандемии последний за год посещало в среднем 350 тысяч туристов.

Что касается кораблей, построенных на николаевских верфях, то они также уже давно используются в мирных целях. Например, авианосец «Минск», переоборудованный под культурно-развлекательный комплекс, стоит в китайском городе Шэньчжэнь, а его собрат «Киев», переделанный под тематический отель, находится в китайском порту Тяньцзинь. В российском Новосибирске на крейсере «Михаил Кутузов» создали филиала музея Черноморского флота.

Кроме того, в свое время недостроенный авианосец «Варяг», который поднимался на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, также был приобретен китайцами для переоборудования в музей. Но «поработал» он так лишь несколько лет – предприимчивые китайцы достроили этот относительно новый корабль, превратив в боевую единицу.

А недавно, в рамках международного фестиваля ледяных скульптур в китайском Харбине была представлена снежная 50-метровая модель этого авианосца, которая в ширину составляет десять метров и очень похожа на оригинал, созданный в Николаеве, – вплоть до характерных истребителей на палубах.

Музей линкора «Айова»

Развлекательный комплекс на вианосеце «Минск» в городе Шэньчжэнь

Музей в подводной лодке U 2540 «Вильгельм Бауэр» в порту Бремерхафен

Музей-крейсер «Белфаст» в Лондоне

Музей-крейсер «Михаил Кутузов» в Новосибирске